Современный взгляд на происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всесторонний анализ концепций происхождения и сущности права.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) проанализировать общие закономерности возникновения права;
2) изложить различные взгляды на теорию возникновения права;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
1 Закономерности возникновения права……………………………………...7
1.1 Причины возникновения права……………………………………………7
1.2 Пути формирования права…………………………………………………9
2 Основные теории происхождения права ……………………………………12
2.1 Естественно-правовая теория…………………………………..…………….12
2.2 Теологическая теория………………………………………………………..12
2.3 Историческая школа права………………………………………………….13
2.4 Марксистская теория………………………………………………………...13
3 Современные подходы к пониманию права и их значение для
юридической практики…………………………………………………………..16
3.1 Нормативный подход к праву как средству поддержания законности
и стабильности…………………………………………………………………….16
3.2 Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма
общественной жизни……………………………………………………………17
3.3 Психологическая теория права и возможности ее использования в
юридической практике…………………………………………………………...18
3.4 Теория естественного права как утверждение свободы и справедливости
в практике правового государства………………………………………………20
3.5 Интегративный подход к пониманию права………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий…………………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Современный взгляд на происхождение права.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Саранский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Современный взгляд на происхождение  права

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

 

1 Закономерности возникновения  права……………………………………...7

1.1 Причины возникновения  права……………………………………………7

1.2 Пути формирования  права…………………………………………………9

 

2 Основные теории происхождения права ……………………………………12

2.1 Естественно-правовая теория…………………………………..…………….12

2.2 Теологическая теория………………………………………………………..12

2.3 Историческая школа права………………………………………………….13

2.4 Марксистская теория………………………………………………………...13

 

3 Современные подходы  к пониманию права и их значение для

юридической практики…………………………………………………………..16

3.1 Нормативный подход  к праву как средству поддержания  законности 

и стабильности…………………………………………………………………….16

3.2 Социологический подход  к праву как средству обеспечения  динамизма 

общественной жизни……………………………………………………………17

3.3 Психологическая теория  права и возможности ее использования  в

юридической практике…………………………………………………………...18

3.4 Теория естественного  права как утверждение свободы  и справедливости

в практике правового государства………………………………………………20

3.5 Интегративный подход  к пониманию права………………………………..21

 

Заключение………………………………………………………………………..23

Глоссарий…………………………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………………………...27

Приложения………………………………………………………………………28

Введение

Актуальность выбранной  темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос о происхождении права  является одним из дискуссионных  в юридической науке, существуют многочисленные концепции, по-разному  объясняющие появление права.

Проблема возникновения  права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной.

Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные  идейные, философские воззрения  и течения. (Например, есть мнение, согласно которому право существовало вечно. Для его сторонников проблемы возникновения права вообще нет.)

Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения  права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения  права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

Изучение процесса происхождения  права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой. Тем актуальнее выбранная тема курсовой работы.

Степень изученности  темы. Вопрос о происхождении права  будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки  самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых  различных предположений. Вместе с  тем споры о природе права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому в курсовой работе будут рассмотрены лишь некоторые из них, наиболее известные и распространённые.

Объектом курсовой работы выступает право, а предметом – теории происхождения и сущности права в их историческом развитии.

Целью данной работы является всесторонний анализ концепций происхождения  и сущности права.

В соответствии с целью  курсовой работы были поставлены и  решены следующие задачи:

1) проанализировать общие  закономерности возникновения права;

2) изложить различные  взгляды на теорию возникновения  права;

3) рассмотреть современные  подходы к пониманию права  и их значение для юридической  практики.

Структура работы обусловлена  целью исследования, она состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Методологическую основу при написании данной курсовой работы составили следующие методы, присущие теории государства и права: общенаучные, частнонаучные и специальные методы научного познания объективной действительности, в том числе диалектико-материалистический, анализа и синтеза, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, правового прогнозирования и др.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что положения изложенные в ней могут быть использованы для преподавания в рамках учебных дисциплин теории государства и права и гражданского права.

Основная часть

1 Закономерности возникновения права

 

1.1 Причины возникновения права

 

Возникновение права  представляет собой одно из значительных приобретений человечества. На смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу сильного приходит понимание необходимости признания известных границ, ограничивающих проявления агрессивности и господства силы.

Однако, прежде чем стать  равным масштабом, общей мерой возможного и дозволенного поведения, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человека. Появление права является закономерным процессом. В его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества.

Переход от присваивающей  к производящей экономике, вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности.

На Востоке переход  к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни обусловил  деление населения общин на управляющих и управляемых1.

Необходимость в организации  земледельческих общин для ирригационного земледелия привела к созданию разветвленного аппарата чиновников, который мог объединить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в одиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Так появляется слой организаторов производства, которые одновременно были и контролерами, и распределителями произведенного.

Управленческие посты дают их обладателям  большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делится  не поровну. Естественно, нарушением прежних  обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право.

С появлением письменности правовые нормы фиксируются в официальных источниках государства. В 1901 г. французская археологическая экспедиция в г. Сузы (недалеко от Вавилона) обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи свода Законов царя Вавилона Хаммурапи (см. приложение А)2. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судейской власти, врученный царю самим Богом. Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателей.

На Западе переход к производящей экономике привел к общественному  разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев.3 Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появление частной собственности и накопление богатства.

Деление общества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе. Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.

1.2 Пути формирования  права

 

Формирование права  происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.

На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства  в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанности, но не возможность.

Однако, влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым. Так, источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно законам Ману, Бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела — «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Законы Ману были основаны на священном откровении — Ведах, т.е. Священном писании (см. приложение Б)4.

В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В нем используется библейская идея, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо является видимым образом невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на стремление к счастью (вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей).

Эти условия могут быть должным  образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.

Может показаться, что, с точки зрения отдельной личности, идея о том, что все люди созданы равными, выглядит ложной, поскольку они имеют различные таланты, способности, характер, что определяет уникальность каждой личности.

Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий — все люди равны перед Богом, имеют общую родословную. Это позволило создателям Декларации независимости США (1776 г.) в качестве принципов нового политического порядка, на которых создавалось американское государство, выдвинуть идею равенства и верховенства прав человека. В Декларации независимости говорилось: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют»5.

Информация о работе Современный взгляд на происхождение права