Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:37, реферат
Тема этой курсовой работы «Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии». Поскольку обе эти страны – конституционные монархии, то главами государств являются монархи. Однако это главенство есть чисто декоративное, хотя форма государственного правления удовлетворяет основным признакам классической монархии [2]:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
- юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.
Введение
1. Эволюция монархий в Великобритании и Японии
2. Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии
2.1 Глава государства в Великобритании
2.2 Глава государства в Японии
2.3 Сравнительный анализ Великобритании и Японии
Заключение
Список литературы
Новосибирский государственный университет
Реферат по сравнительному правоведению на тему:
Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии
Выполнила: Мезенцева Л. М.
Новосибирск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Эволюция монархий в
2. Сравнительный анализ
2.1 Глава государства в
2.2 Глава государства в Японии
2.3 Сравнительный анализ
Заключение
Список литературы
Приложение. Сравнение основных данных Японии и Великобритании
Введение
глава
Тема этой курсовой работы «Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии». Поскольку обе эти страны – конституционные монархии, то главами государств являются монархи. Однако это главенство есть чисто декоративное, хотя форма государственного правления удовлетворяет основным признакам классической монархии [2]:
- существование
единоличного главы
- как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
- юридический
иммунитет и независимость
Единственное отклонение от норм – монархи Великобритании и Японии не представляют государства на международной арене, но зато согласно новомодному определению, в полной мере являются «духовными скрепами» нации.
Поэтому с точки зрения права можно будет сравнивать полномочия глав государств, которые (эти полномочия) сильно ограничены. Более интересно будет сравнить, каким образом оба государства, находящиеся на противоположных концах света (хотя и схожие как островные государства, Приложение 1, пришли к одинаковой форме правления, то есть каким образом эволюционировала монархия в этих странах. Очевидно, что конституционная монархия в развитых странах не могла эволюционировать из демократии. Это только в современной России делаются попытки доказать целесообразность возврата к монархическому строю («Манифест» Михалкова и пр.). Авторы таких концепций совершенно не задумываются, что тем самым они ставят Россию в один ряд с Гамбией [5].
Итак, мы начнём наше рассмотрение вопроса с истории монархий в Великобритании и Японии. Затем будет проведён сравнительный анализ правового положения глав государств и в заключении
1. Эволюция монархий в Великобритании и Японии.
Известно, что политические режимы в конечном итоге определяются экономикой. Рабовладельческая Греция по технологическому уровню была выше пришедшему ей на смену Древнему Риму, потому что Рим не нуждался в развитии технологий – дешёвой рабочей силы в виде рабов в Риме было достаточно. Рабовладельческий строй Рима существовал, пока римляне могли захватывать жителей соседних территорий в рабство. После завоеваний Траяна Рим стал приходить в упадок.
Англия как единое государство создалась как объединение семи королевств (гептархия) в 850 г. В то время были сильны родовые связи, потому короли скорее были «первыми среди равных». Абсолютная форма монархии была введена Вильгельмом Завоевателем в 1066 г – такая форма правления к тому времени уже распространилась в Западной Европе. Основная роль абсолютного монарха – охранять целостность государства. Если в глазах подвластного населения эта роль снижается, среди населения возникают сомнения в необходимости абсолютной власти монарха. Англия была защищена от основных ее противников естественной границей – проливом. Поэтому нет ничего удивительного, что подвластные английских королей очень скоро (по тем временным историческим рамкам) воспротивились абсолютизму королевской власти. Великая Хартия Вольностей (2015 г) была первым актом, ограничивающим власть английских королей.
Но монархия как форма власти еще достаточно долгое время отвечала экономическим потребностям. Нужен был переход к капитализму, чтобы форма правления изменилась. Такой переход начался в Англии конца XV века [6]. В этот период одновременно происходили два взаимосвязанных процесса: экономический бум (именно тогда в Англии возник товарный рынок) – и уничтожение феодальной аристократии, сначала в ходе войны Алой и Белой Розы, затем – в результате репрессий Генриха VII. Рядовые рыцари и простолюдины, занимавшие места истребленных лордов, были носителями совершенно нового типа сознания. Поэтому они не чувствовали себя связанными с вассалами своих предшественников – крестьянами-копигольдерами.
Разрушение средневекового английского общества оказалось необходимо для дальнейшего экономического развития Англии – именно оно позволило направить основную часть национального дохода на сбережения и инвестиции, а не на потребление.
Развитие капитализма требует значительного увеличения нормы сбережений – за счет потребления. Снижение потребления, которое в доиндустриальных обществах и так невелико (уровень жизни находится ненамного выше уровня биологического выживания) приводит к самым печальным социальным последствиям. Любой разумный наблюдатель, живущий в эту эпоху, не может относиться к происходящему иначе как к катастрофе, которую необходимо остановить. Напомним, что в Англии уровень жизни стал расти лишь через три с половиной века после начала преобразований – до Роберта Оуэна никто даже не задумывался о принципиальной возможности улучшения положения основной массы населения в результате технического прогресса. Поэтому любой рациональный правитель, взявшийся за разумное планирование общества, неизбежно будет считать прекращение капиталистического развития своей главной задачей, хотя бы уже потому, что это развитие подрывает легитимность власти в глазах населения. А значит, промышленная революция наиболее вероятна в таком государстве, у которого нет необходимости выставлять на поле боя огромные армии (и заботиться о популярности среди народа), в том, которое располагается на острове, а не на континенте. Параллельно в Англии шел процесс ограничения власти монархов. После революции 1603 года ни один из монархов не мог игнорировать власть парламента. Это происходило потому, что в Англии появился класс собственников, чья собственность была защищена законом и даже король не мог покушаться на эту собственность. Мало того, этот класс собственников осуществлял главные выплаты казне, потому король был финансово зависим от них. Окончательно власть монарха была ограничена в результате «Славной революции» (1688 г) и принятием Билля о Правах. В нём были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:
- приостанавливать
действие законов либо их
- устанавливать и взимать налоги на нужды короны;
- формировать и содержать постоянную армию в мирное время.
С того момента абсолютная монархия в Англии превратилась в конституционную монархию.
В Японии подобный процесс происходил значительно позже. В то время, когда в Англии происходили буржуазные революции, Япония лишь объединилась как единое государство (1590 г). Примерно до середины XIX века формой правления в Японии был сёгунат – правление верхушки аристократии от имени императора. Но с середины XIX века в связи с «открытием»Японией своих портов для внешней торговли капиталистические отношения достаточно быстро проникают в страну. Япония проходит тот же путь экономического развития, который прошла Англия 2 века назад. В 1867 году новый класс (буржуазия) приводит к власти императора. Формально восстанавливается абсолютная монархия. В 1889 г. была опубликована октроированная (дарованная) императором Конституция Японии, составленная по прусскому образцу. Императорская власть в Японии провозглашалась «укоренившейся в национальном чувстве и истории». Император был объявлен «священным и неприкосновенным», а правящая династия – «непрерывной на вечные времена». Император никогда не принимал решений без своих советников. Советники японского императора составляли Тайный совет, Совет генро (состоявший из представителей важнейших феодальных родов) Министерство императорского двора, Совет маршалов и адмиралов и др. Японский император, действуя от имени государства, объявлял войну и заключал мир, заключал международные договоры Японии являлся верховным главнокомандующим японскими вооруженными силами, определял структуру имперских министерств, назначал, увольнял и определял оклады всех должностных лиц. Император назначал главу исполнительной власти – министра-президента, а по его представлению – остальных имперских министров. Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, распускал нижнюю палату – палату депутатов.
Однако для Японии, не имевшей традиций парламентаризма и никогда не знавшей свободы политической жизни в ее европейском понимании, такой путь развития был прогрессивным и реально осуществимым [7]. Он мог обеспечить постепенный переход от абсолютной монархии к парламентаризму при сохранении культа императора в рамках синтоистской традиции. Кроме того, сформировавшееся в Японии на протяжении веков отношение к институту императорской власти как к фактору, стабилизирующему японское общество и являющемуся залогом его успешного развития, обусловило то, что даже наиболее радикально настроенные участники либерального движения не стремились к упразднению императорской власти и установлению республики.
Однако формально переход от абсолютной монархии к конституционной произошел под давление оккупационных властей США после Второй Мировой войны. Власти США нуждались в Японии как своём союзнике на Дальнем Востоке и считали, что только форма правления, сходная с формой правления США сможет это обеспечить. Вдобавок США разработали и осуществили программу восстановления экономики страны.
В 1947 году была введена новая конституция Японии.
Формально эта конституция является серией поправок в Конституцию Мэйдзи, однако традиционно считается отдельной конституцией.
Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан. Согласно конституции, император Японии является «символом государства и единства народа» и исполняет чисто символическую функцию, не предусматривающую никакой реальной власти.
2. Сравнительный
анализ конституционно-
2.1 Глава государства в Великобритании
Государство Великобритания, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, - государство унитарное. Великобритания - конституционная монархия, главой государства является монарх, король (королева) — должность наследуемая (кастильская система наследования трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо, если сына нет к старшей дочери). Согласно Акту «о престолонаследии» (ч. 1 ст 87) от 1701 г. – Монарх – «Глава государства, источник суверенной власти и символ единства наций». Титул Монарха принадлежит ему по праву рождения, т.е. он наследует и занимает её пожизненно. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочии короля – он носит титул принца - консорта. Монарх избирает Парламент на совместном заседании его членов посредством тайного голосования большинством двух третей собрания один раз на семь лет (ст. ст. 83, 85 Конституции). Пост Монарха несовместим с какой-либо другой должностью (ч. 2 ст. 84). Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с представителем другой веры.
Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли. Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой английской церкви, и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.). Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы, правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета и специальные советники.
Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно на решения, принимаемые должностными лицами британского государства. Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер-министр. Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937, 1934, 1975 г.г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957, 1975 г.г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.
Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер-министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер-министра, королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.
Если премьер-министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его приемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер - министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались. Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются не писанным правом, а также зависят от политических обстоятельств.