Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:37, реферат

Описание работы

Тема этой курсовой работы «Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии». Поскольку обе эти страны – конституционные монархии, то главами государств являются монархи. Однако это главенство есть чисто декоративное, хотя форма государственного правления удовлетворяет основным признакам классической монархии [2]:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
- юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Содержание работы

Введение
1. Эволюция монархий в Великобритании и Японии
2. Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии
2.1 Глава государства в Великобритании
2.2 Глава государства в Японии
2.3 Сравнительный анализ Великобритании и Японии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат сп.docx

— 506.72 Кб (Скачать файл)

Согласно обычаю, премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство, каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г.г. совместно с соответствующим государственным секретарем. Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер-министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую роль, прежде всего в области внешних сношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.

Премьер - министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер-министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер-министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер-министра включает лиц, являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов.

В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом. Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль. Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер-министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, - и самого премьера. Премьер-министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств. Работа кабинета организуется аппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер-министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.

В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских с советов. В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые.

 

 

2.2 Глава  государства в Японии

 

После капитуляции Японии второй мировой войне верховную власть в стране, по соглашению с союзниками, осуществляла американская военная администрация, одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны. В рамках этого процесса в Японии была разработана новая конституция, принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 года.

Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы, ввела всеобщее избирательное право. В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провозглашен один из фундаментальных принципов классической демократии - принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха. Из персоны «священной и неприкосновенной» он превратился в «символ государства и единства народа». Однако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Не содержит конституция положений и главе государства. Вследствие этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том, является ли император главой государства. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер-министр. Широко распространены также теории, в которых утверждается, что в Японии существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.

Согласно конституции, император «от имени народа» созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты; промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер-министра по рекомендации парламента; награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.

Таким образом, император не обладает полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и одобрению кабинета министров, который несет за них ответственность. Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г.). В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро. Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра. Согласно конституции, кабинет министров, наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов; ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров; организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах.

Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.

Премьер-министру предоставлены широкие права, что делает его самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра.

У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров. Они теряют свои посты автоматически после ухода в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице-министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.

При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат. Совещательным органом при премьер-министре является совет национальной обороны. Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер- министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого-либо министерства.

Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств.

Все министерства Японии построены, в общем, по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние - на отделы и секции. Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.

 

2.3 Сравнительный  анализ Великобритании и Японии

 

Король (Королева) Великобритании и Император Японии оба главы развитых государств. Оба государства являются конституционными монархиями, Япония превратилась из дуалистической в конституционную монархию после принятия конституции в 1947 году. Согласно ст. 1 Конституции страны император является «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». То есть суверенной властью обладает народ, а император – слуга народа.

В Великобритании личная власть монарха ограничена законодательными актами, нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Согласно акту о престолонаследии 1701 г. монарх – «глава государства, источник суверенной власти и символ нации». По своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Это значит, что в настоящее время королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.

В Японии император выполняет те же функции, что и британский монарх (правит, но не управляет). К основным полномочиям императора в сфере государственного управления Конституция относит: назначение премьер-министра в соответствии с решения парламента (ст. 6); промульгация правительственных указов и договоров; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц (ст. 7). При осуществлении этих полномочии император лишается личной власти. Согласно ст. 3 Японской конституции, совершая государственные акты, он должен руководствоваться «советами» и получать предварительное «одобрение» кабинета, который несет ответственность за государственные решения императора.

Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящим из министров, - правительством ее Величества во главе с премьер-министром. Однако главную роль в управлении государством играют правительство и премьер-министр. Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер-министра лидера партии, получивший абсолютное большинство мандантов в палате общин. На сегодняшний день премьер-министром Великобритании является Дэвид Камерон. И подводя итоги по системе государственного управления Великобритании, можно сказать, что Великобритания является - конституционной монархией; монарх царствует, но не правит.Оценивая место Императора Японии в механизме государственного управления, нельзя ограничиться только формальной юридической стороной дела. Традиционное преклонение японцев перед особой императора предопределяет отношение политиков и государственных деятелей к императорскому дому. Монарх по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны. К тому же и сама Конституция не лишает главу государства возможности активно влиять на политические процессы. Кроме того, японский император может «поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства» (ст. 4). О подобном полномочии в Великобритании неизвестно. Исполнительная власть в Японии, как и Великобритании, осуществляется кабинетом министров. В состав кабинета (найкаку) входят премьер-министр и государственные министры (кокумудадзин). Государственные министры, руководят работой соответствующих министров. Глава кабинета премьер-министр, как и в Великобритании, назначается императором по представлению парламента. По сложившейся конституционной практике главой кабинета становится лидер партии парламентского большинства. Пост премьер-министра - высшая должность в Японии. Однако многие исследователи считают по - разному. Одни сравнивают статус японского премьер-министра с положением британского главы правительства. Другие же напротив, считают главу японского кабинета политической слабой фигурой.

Информация о работе Сравнительный анализ правового положения глав государств на примере Великобритании и Японии