США и России как федеративные государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день, несмотря на то, что российское государство находится в самом начале процесса федерализации, тем не менее, уже образованы определённые институты, установлены и функционируют необходимые механизмы, создана определённая правовая база и т.д. Словом, конституционная реформа вдохнула жизнь в застарелые формально федеративные устои государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. 5
1.1.Сравнительный анализ развития федерализма 7
1.2. Принципы федерализма в России и США: сравнительный аспект 11
Глава 2. Государственное управление России и США: сравнительный анализ 19
2.1. Государственное управление в США 20
2.1.1. Исполнительная власть 20
2.1.2. Законодательная власть 24
2.1.3.Судебная власть 29
2.2. Государственное управление в России 32
2.2.1. Законодательная власть 33
2.2.2. Исполнительная власть 34
2.2.3. Судебная власть 35
Заключение 37
Список источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

США и России как федеративные государства (2).doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«   государственный            университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра   

 

                                         

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ: «США и России как федеративные государства»

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013г.

 

Содержание

 

 

Введение

 Федерация - это  такая форма устройства государства,  в котором территориальная компания власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности.

Федерация – это форма  государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные

На сегодняшний день выработаны лишь две формы компании многонациональных государств - унитарная  и федеративная. При унитаризме все  решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или  иную степень самостоятельности  национальных образований, входящих в  состав единого государства.

Актуальность  темы исследования. Объектами рассмотрения настоящей работы являются две федеративные системы - Российская Федерация и Соединённые Штаты Америки Анализ именно этих двух федераций обусловлен рядом факторов. Во-первых, коренные преобразования формы государственного устройства России, произведенные в последние годы, привели её к своеобразному общему знаменателю среди других федераций, существующих в мире. В этих условиях уже возможно проведение корректного сравнительного исследования, без скидок на различные политические и идеологические установки, имевшие место в прошлом. Во-вторых, процесс федерализации России ещё далеко не завершён, поэтому изучение опыта организации и деятельности других федеративных систем ей может быть весьма полезным. Наконец, в-третьих, в настоящее время отсутствуют комплексные сравнительно-правовые исследования российской и американской федеративных систем, причём как в России, так и в США. Причин такого положения две. Во-первых, советский федерализм не признавался на Западе как таковой и, следовательно, сравнительный анализ представлялся абсолютно некорректным. В лучшем случае советская федерация западной наукой считалась государством, формально закрепляющим собственную форму государственного устройства в качестве федеративной. Во-вторых, слишком мало времени прошло с того момента, когда Россию стало возможным причислять к федерациям классического типа и сравнивать её с другими федеративными системами, в частности с США, на равных основаниях.

На сегодняшний день, несмотря на то, что российское государство находится  в самом начале процесса федерализации, тем не менее, уже образованы определённые институты, установлены и функционируют необходимые механизмы, создана определённая правовая база и т.д. Словом, конституционная реформа вдохнула жизнь в застарелые формально федеративные устои государства.

 

Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства.

Термин  «федерация»  происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом», Это сложное государство. В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц (как мы видели, в некоторых унитарных государствах есть также автономные образования), составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Республика Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю (например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия), существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или союзные территории (например, Индия, США), владения (республика Венесуэла), федеральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные государства, занимающие особое положение (США).

Федерация как форма государственного устройства представляет собой состоящее  из нескольких (двух и более) государственных  образований суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое. Это государственно-правовое объединение предприятий, в котором власть составляющих его частей пользуется известной самостоятельностью по вопросам, не входящим в компетенцию центральной власти. Федерация всегда является объединением предприятий исторически сложившихся устойчивых государственных образований. Если она складывается из государств, до тех пор не связанных в государственно-правовом отношении, то ее образованию предшествуют договоры, относящиеся к ее основного Закона государства. Превращение же единого государства в федеративное, как это имело место в республике Венесуэле, Мексике, Аргентине, Бразилии, возможно, лишь в силу допустимости этого союзной основным Законом государства.

За последние 30-40 лет, с развитием  новых течений в социально-политической науке, использованием в политологии  и юриспруденции новейших положений  теории управления, появились идеи, авторы которых пытаются по-новому объяснить некоторые положения сущности государства и права, в том числе понятие и природу федеративного государства. Этому процессу, как справедливо замечает Л.М. Карапетян, способствовали и обстоятельства, связанные с распадом некоторых федераций - СССР, Югославии, Чехословакии, и усиление тенденции к самоопределению народов с выходом из состава федеративных и унитарных государств, что обусловило иное толкование федерализма с конструированием его новых моделей.

Основные характеристики государства  как федерации выглядят следующим  образом:

- Федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

- в федерации формируются два  уровня территориальной фирмы  государственной власти: федеральная  государственная власть и государственная  власть субъектов федерации;

- субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

- разделение функций между федеральной  и региональной государственной  властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

- к ведению федерации относится  регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование  и целостность единого государства:  принятие и изменение федерального  законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

- к ведению субъектов  федерации относится регулирование  отношений в тех сферах, которые  наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

1.1.Сравнительный анализ развития федерализма

Страны мира по форме  административно-территориального устройства и управления делятся на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Наиболее многочисленными являются унитарные республики, но к числу федеративных государств относятся такие значительные и в политическом, и в экономическом, и в территориальном отношениях государства, как США, Россия, Канада, Австралийский Союз, Федеративная Республика Германия, Югославия, Республика Индия и др.

Традиционная трактовка  подразумевает, что федерация (от позднелат. federatio - союз, объединение) – это форма государственного устройства, когда из нескольких государств создается одно. Путь развития федерации – эволюционный: исторически меняется внутренняя сущность государства, и оно, постепенно развиваясь, переходит па путь федерации. Именно таким путем развивался федерализм в России.

Первый исторический опыт создания федерации был получен  США, где имела место относительно свободная самоорганизация государства (почти отсутствовали внешние и внутренние факторы и ограничения), и федерация была сформирована в результате соглашения и объединения. Первоначально 13 штатов подписали Договор, к которым затем присоединились вновь создаваемые колонистами штаты. В 1787 г. основные законы федерализма были заложены в Конституцию США: “Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки”.

Ни Российская Империя, ни СССР, ни РСФСР на протяжении всей истории развития государственности не были действительно федеративными государствами и, следовательно, не имели практики функционирования государства в рамках реальных федеративных отношений. Для внедрения более удачной модели федерализма России весьма полезно обратиться к опыту зарубежных федеративных государств с достаточно длительным историческим периодом развития федерализма.

По И.А.Умновой, выделяются следующие модели федерализма.

1. По способу образования  федеративные государства делят  на союзные и децентрализованные. Союзные образуются в результате договора между несколькими государствами (например, США, СССР, ОАЭ). Децентрализованные создаются путем преобразования унитарного государства в федеративное на основе правового акта, спускаемого сверху централизованной властью (например, Индия, Канада), либо путем договора с составными частями государства.

Россию по способу  образования федеративных основ  следует относить к конституционно-договорной федерации. Как управляемая самоорганизующаяся социосистема, Россия прошла следующие этапы развития федерализма.

I этап - с 1917 по 1992 гг. она  была формально конституционной  федерацией, поскольку СССР был  в большей степени конфедеративным  государством, а РСФСР - унитарным  с элементами автономии. Конституционно-правовые нормы, лежащие в основе федерации, не совпадали с реальностью.

II этап - Декларация о  государственном суверенитете РСФСР  от 12. 06. 1990 г. и Федеративный Договор  1992 г. положили начало развитию  истинного федерализма.

III этап - принятие Конституции всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. сформировало Российскую Федерацию в конституционно-договорное федеративное государство. Статья 5 Конституции гласит: “Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации” .

2. По правовому режиму  разделения государственной власти  по вертикали федерации делят  на делегированные и децентрализованные. Россию можно отнести к обоим типам, поскольку формально она делегированная федерация, а по сути децентрализованная.

3. По наличию или  отсутствию элементов соподчиненности  в системе разделения государственной  власти федерации делят на централизованные и нецентрализованные. При централизованном федерализме подразумевается приоритет общенациональных интересов над интересами отдельных членов федерации (например, в Индии союзный парламент наделен правом издавать законы по любым вопросам, содержащимся в перечне вопросов, отнесенных к компетенции штатов, если Совет штатов примет решение 2/3 голосов). Нецентрализованный федерализм обеспечивается договором, а власть рассредотачивается между ее ячейками. Примером могут служить такие государства, как США, Канада. Основу власти при таком федерализме составляет принцип субсидиарности - сочетание общенациональных интересов и интересов территорий.

4. По характеру и  степени взаимосвязанности и  взаимозависимости субъектов федерации  в системе разделения государственной  власти федерации делят на дуалистические и кооперативные. Исторически федерализм зародился как дуалистический - строго фиксированное на конституционном уровне разделение функций и полномочий между центральной властью и субъектами федерации. Теория кооперативного федерализма впервые вошла в практику в 30-е гг. XX в. в англосаксонских странах. Здесь взаимоотношения строятся на матричной основе, исключающей иерархию. Кооперация сторон достигается договорными процедурами. Эта форма развивается в США, Германии, Австрии и т. д.

5. По функциональным  особенностям, государственно-правовой  природе и различиям в статусе  выделяют следующие федерации: симметричные, асимметричные и симметричные с элементами асимметрии. Большинство государств относятся к симметричным с элементами асимметрии. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по природе и статусу, но конституция допускает из общего правила исключения, которые не касаются различий государственно-правовой природы субъектов федерации, а затрагивают лишь отдельные элементы статуса (например, США, ФРГ, Бразилия). Одной из причин асимметрии может стать проведение различий в статусе в зависимости от того, какой фактор - национальный или территориальный - положен в основу федерации.

Сейчас Россия находится  на таком уровне развития федерализма, когда закладываются конституционные, правовые, экономические, политические основы российского федерализма. В мире нет абсолютно совершенных моделей федерализма, но многими зарубежными странами накоплен колоссальный опыт, который позволяет поддерживать целостность и устойчивость государства как единой системы. И от того, какую модель Россия выберет сегодня, будет зависеть целостность ее системы и гармоничное взаимодействие составляющих частей.

1.2. Принципы федерализма в России и США: сравнительный аспект

Сравнение принципов  федерализма требует, очевидно, обращения  к сравнительно-правовому методу исследования. Сравнительно-правовой метод довольно хорошо известен и  у нас в стране и за рубежом  и обычно его относят к сугубо юридическим методам изучения действительности. Конечно, речь идет не о сравнительном методе вообще, который может применяться в разных науках для изучения самых разнообразных объектов. В данном случае мы будем пользоваться сравнительно-правовым методом, другими словами, специфическим сравнением правовых явлений, которые налагают существенный отпечаток на сам процесс познания в ходе сравнения. Вместе с тем необходимо рассмотреть основу сравнительно-правового метода, т. е. то, что роднит его с любым другим отраслевым сравнительным методом, иными словами, методологическую базу познавательного сравнения.

Информация о работе США и России как федеративные государства