Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:44, курсовая работа
На сегодняшний день, несмотря на то, что российское государство находится в самом начале процесса федерализации, тем не менее, уже образованы определённые институты, установлены и функционируют необходимые механизмы, создана определённая правовая база и т.д. Словом, конституционная реформа вдохнула жизнь в застарелые формально федеративные устои государства.
Введение 3
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. 5
1.1.Сравнительный анализ развития федерализма 7
1.2. Принципы федерализма в России и США: сравнительный аспект 11
Глава 2. Государственное управление России и США: сравнительный анализ 19
2.1. Государственное управление в США 20
2.1.1. Исполнительная власть 20
2.1.2. Законодательная власть 24
2.1.3.Судебная власть 29
2.2. Государственное управление в России 32
2.2.1. Законодательная власть 33
2.2.2. Исполнительная власть 34
2.2.3. Судебная власть 35
Заключение 37
Список источников и литературы 38
Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда. Баглай М.В. “Конституционное право зарубежных стран”, 2ое издание, “Норма”, Москва, 2005 г
Современные американские исследователи отмечают ведущую роль Президента в системе органов государства; по своему влиянию на государственные дела он безусловно доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду. Внутренняя и внешняя политика страны в основном формируется и осуществляется властью Президента. Но многое в реальном влиянии президента зависит от расклада политических сил. В тех случаях когда Президент и большинство Конгресса относятся к одной политической партии, Президент сравнительно легко добивается нужного ему поведения Конгресса (поскольку он является неформальным лидером своей партии до следующих выборов). Когда же партийная принадлежность Президента и большинства в Конгрессе не совпадает, то возникают острые противоречия, иногда доходящие до угрозы импичмента. Тут все главным образом зависит от конституционного баланса трех властей при определенных политических условиях. Конституция США, “Конституция и законодательные акты”, Москва, "Прогресс", 1993 г
Основные полномочия
Президента перечислены в Конституции
(раздел 2 ст. II). Однако со временем было
сформулировано такое понятие как
“подразумеваемых” или “
Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы по следующим основным группам.
1. Представительские
функции. В качестве главы
2. Участие в законодательном
процессе. Формально не пользуясь
правом законодательной
Взаимоотношения с Конгрессом - каждодневная работа Президента, которую он осуществляет через специальную Службу по связям с Конгрессом.
3. Военные полномочия. Президент является по Конституции Верховным главнокомандующим армии и флота и призванной на действительную службу милиции штатов. Он не вправе объявлять войну, но может направлять войска за границу для “защиты американских интересов”, в миротворческих целях и др.
Глава государства присуждает высшие воинские звания, как уже было сказано, проводит назначения военачальников, формирует Объединенную группу начальников штабов родов войск (генеральный штаб), назначает министра обороны.
4. Внешнеполитические полномочия. Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих представителей международные переговоры и прочее. Президент с одобрения Сената назначает послов, консулов и представителей в международные организации, именно ему принадлежит руководство внешнеполитической деятельностью государства. В обязанность Президента входит аккредитация и прием послов иностранных государств.
5. Назначения высших
должностных лиц. Это одно из
важнейших управленческих
6. Чрезвычайное положение.
Президент имеет право
Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный Конгресс, состоящий из сената и палаты представителей. Основные его полномочия включают налогообложение, регулирование торговли с зарубежными странами и между штатами, право объявления войны, формирование вооруженных сил и выделение средств на их содержание. Конгрессу также предоставляются полномочия, позволяющие принимать «необходимые и уместные» законы для эффективного функционирования государственного механизма.
Конгресс, состоящий из
Сената и Палаты представителей, является
органом народного
В соответствии с принципом разделения властей Конгресс имеет исключительное право издавать законы, исполнение и применение которых обязательно на всей территории США. В Конгрессе представлены две ведущие политические партии, одна из которых всегда находится в оппозиции к Президенту и его администрации, осуществляя критику внутренней и внешней политики. Этот орган не вправе осуществлять контроль над исполнительной властью, то есть отправлять администрацию в отставку, давать ей обязательные указания и т.д., но он все же оказывает заметное влияние на практическую деятельность администрации. Конгресс оказывает сдерживающие воздействие на Президента, не давая его власти перерасти в абсолютную.
Деятельность Конгресса
тесно связана с
Конгресс строится на
двухпалатной основе, это так называемый бикамерализм.
Такая структура типична для демократических
парламентов, нуждающихся в создании гарантий
от возможных ошибок в законодательном
процессе; каждая палата как бы сдерживает
излишние политические порывы другой
и способна их поправить. http://www.goldenglish.ru/
Сенат, выражая федеративный
характер государства, одновременно придает
системе федеральной
Конституция не ограничивает права сенаторов и членов Палаты представителей переизбираться на новые сроки, поэтому многие из них заседают в Конгрессе по нескольку десятилетий. Чтобы обеспечить реальное обновление палаты, в ряде штатов был установлен 12-летний предел пребывания в Конгрессе, но Верховный суд США посчитал, что без конституционной поправки вводить такое ограничение нельзя.
Сенат, верхняя палата Конгресса, избирается населением штатов. От каждого из 50 штатов, независимо от численности их населения, избирается по два сенатора. Такой порядок избрания обеспечивает сенаторам больше свободы и независимости. Принято считать сенаторов своеобразными послами своих штатов, хотя никакой ответственности перед органами власти штатов они не несут.
Палата представителей,
нижняя палата Конгресса, избирается населением
штатов в составе 435 человек сроком
на два года, кроме того, от федерального
округа Колумбия и от Пуэрто-Рико избираются
резиденты, которые участвуют в дискуссиях, но не имеют
право голоса. Закон запрещает увеличивать
число мест в палате, не смотря на рост
численности населения; в связи с этим
каждые 10 лет в соответствии с данными
переписи населения производится перераспределение
мест между штатами с тем, чтобы обеспечить
пропорциональность представительства.
В настоящее время один конгрессмен избирается
примерно от 600 тыс. жителей. Образование
избирательных округов в соответствии
с этой квотой осуществляет легислатура
штата. http://www.goldenglish.ru/
Палату представителей возглавляет Спикер, избираемый самой Палатой (фактически её партийным большинством). Это третье лицо в государстве после Президента и Вице-президента. Он наделен широкими полномочиями: ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса, поддерживает связь с Президентом и прочее. http://www.rusamny.com/r01.htm - Интернет газета “Русская Америка”
Партийные комитеты играют главную роль в организации каждой палаты. Они действуют самостоятельно и не подчиняются национальным исполкомам своих партий, хотя и тесно с ними связаны.
Члены каждой партии в каждой палате образуют фракцию, которая на своей закрытой конференции, это так называемый кокус, избирает лидера. Лидеры большинства в Сенате и Палате представителей это могут быть представители разных партий, фактически руководят своими палатами, в то время как лидеры меньшинства организую оппозицию.
В каждой палате действует большое число постоянных и временных комитетов, комиссий и подкомиссий. Здесь центр обсуждения законопроектов, расследовательской деятельности. Особенно важную роль играют постоянные комитеты, число которых составляет 17 - в Сенате и 22 - в Палате представителей, по номенклатуре вопросов они в основном совпадают. Комитеты строятся в соответствии с законном по всем направлениям государственного управления. Предметная компетенция каждого комитета раскрыта в регламенте палаты (по ассигнованиям, обороне, иностранным делам, транспорту и др.). Они формируются из депутатов в том же партийном соотношении, что и в палатах. Председателем постоянного комитета (эта должность считается в стране очень высокой) всегда становится представитель партии большинства, обычно с наибольшим стажем пребывания в палате.
Сенат и Палата представителей создают объединенные комитеты; они разрабатывают проекты законов, проводят совместное обсуждение некоторых вопросов. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комитеты. Существует ещё такая форма деятельности палат, как “комитет всей палаты” (в Палате представителей для рассмотрения финансовых биллей, в Сенате - международных договоров); это дает возможность палате, оставаясь в полном составе применять упрощенную комитетскую процедуру рассмотрения вопросов, уходя от обязанности более сложный регламент палаты.
Конституция закрепила строго определенный объем полномочий законодательного органа (раздел 8 и 9 ст. I), то есть предметы ведения, по которым он имеет право принимать законы, и те, по которым он этого делать не в праве.
Конгресс вправе принимать законы и резолюции по следующим основным вопросам.
1. Финансы и бюджет.
Сюда относится право введения
и взимания налогов, пошлин, сборов
и акцизов, которые
2. Регулирование экономики.
Эти полномочия осуществляются
на основе конституционной норм
3. Оборона и внешние сношения. Конгресс имеет исключительное право объявлять войну (заключение мира относится к полномочиям Президента), решать вопросы формирования и содержания армии и флота, издавать правила по управлению сухопутными и морскими силами, объявлять призыв милиции для отражения вторжения на территорию США и др.
4. Внутренняя жизнь,
Конгрессом учреждаются
5. Импичмент. Так называется
процедура отрешения от
Информация о работе США и России как федеративные государства