Становление Афинской и Римской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:30, реферат

Описание работы

Одним из древнейших культурных очагов человечества было Средиземное море. Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.
Во время прихода на Балканский полуостров греки были сухопутным народом, жившим вдали от моря, но в последствии они довольно быстро освоились с морскими путешествиями, бурями и затишьями.

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ АФИНСКОЙ И РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

Нельзя сказать, что война  с персами далась легко, более  того после нашествия Ксеркса  и вторжения Мардония Афины представляли собой груду развалин. Но главным  результатом победы в Греко-Персидских воинах стало политическое возвышение Афин в греческом мире. Они возглавляют  морской союз греческих государств, который в середине V в. до н.э. превратился  в Афинскую морскую державу –  Архэ.

После смерти Аристида, организатора союза, знаменитого деятеля времен нашествия персов, на горизонте политического  первенства появляются другие вожди  – во главе аристократической  партии Кимон, во главе демократической  – Эфиальт и затем Перикл, чьи имена неразрывно связывают с периодом наивысшего расцвета Афинской демократии.

 

2.2 Кульминационный  период в истории Афинской  демократии

Как вождь демоса, как  борец за его права, в Афинах в 60-х гг. V в. до н.э. на первом месте  стоял Эфиальт. Дошедшие до нас сведения о нем весьма отрывочны, но все они сходятся в признании, что Эфиальт был одним из лучших людей древних Афин, – твердый, бескорыстный, идеально-честный. По выражению Аристотеля, Эфиальт слыл «неподкупным и справедливым в политическом отношении».

В своей общественной деятельности Эфиальт представляется нам своего рода общественным трибуном: «это был  воодушевленный и красноречивый  защитник демоса, всецело преданный  его интересам, гроза олигархов, неумолимый преследователь нарушителей  справедливости»[12].

За одно с Эфиальтом  действовал и Перикл, его единомышленник и друг, но он пока оставался на втором плане; первенствующее положение он занял лишь с середины V в.

По-настоящему значимым событием, приведшим к торжеству демократии в Афинах, стала реформа ареопага, который до сих пор своими действиями отдалял завершение процесса демократизации общественно – политического  строя Афин в V–IV вв. до н.э.

Ареопаг – учреждение, выросшее из совета старейшин родовой эпохи. Этот орган с момента своего создания задумывался как защитник и представитель  интересов верхушки афинского общества.

Трудно в точности разграничить права и функции этого органа, т.к. они не были ясно определены, что  могло способствовать расширению сферы  его влияния. Однако с уверенностью мы можем говорить о неограниченных политических правах: ареопагу принадлежала высшая контролирующая власть над действиями должностных лиц, народным собранием, т.к. он пользовался правом veto по отношению  к постановлениям народного собрания. Кроме того, этот орган обладал  и судебными функциями. Таким  образом, ареопаг влиял на весь ход  государственной жизни. Многие из тех  прав, которыми пользовался ареопаг  – особенно право veto – лишь тормозили  дальнейшее развитие уже окрепнувшей  демократии и казались анахронизмом.

Таким образом, чтобы нанести  окончательный удар по аристократической  партии, необходимо было лишить ее той  опоры, какую она находила в ареопаге. Таким ударом стала осуществленная в 462 г. до н.э. реформа Эфиальта, которая  лишала ареопаг политических функций, сохраняя только судебные по следующим  делам: преднамеренное убийство, нанесение  ран и увечий, поджоги, отравления, дела о нечестии, ненадлежащее исполнение религиозных обрядов и некоторые  другие. В результате этот аристократический  орган перестал быть сдерживающей силой, а его политические функции были переданы демократическим органам: народному собранию, гелиэе (народный суд, суд присяжных), совету пятисот.

Теперь в компетенцию гелиэи входила масса дел, суд по которым ранее осуществлял ареопаг. Чтобы обеспечить беспристрастный и справедливый приговор со стороны судей, был принят ряд мер. Возможность подкупа или запугивания устранялась большим числом судей. К тому же дела по секциям распределялись в день суда по жребию так, что судья не знал заранее, в какой секции он будет заседать и какое дело рассматривать. Заседания гелиэи были публичными, что также должно было быть гарантией от каких-либо злоупотреблений властью. Наконец, гелиастов, членов гелиэи, должна была связывать и даваемая ими клятва, в которой они клялись решать дела согласно законам афинского народа, по совести и разумению.

Так же к компетенции народного  суда относилось утверждение законопроекта  и принятие жалобы на противозаконие. Гелиэе принадлежал решающий голос  при раскладке податей с союзников, производившейся каждые четыре года (размер подати – форос). Она утверждала постановления народного собрания о даровании афинского гражданства, осуществляла контроль законности замещения  должностей в государстве и имела  право отвода в отношении любого должностного лица.

Гелиастов, членов гелиэи было 6000 человек. Все они избирались по жребию – по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 членов в каждой, остальные члены  считались запасными.

Наравне с гелиэей наследником  прав ареопага был совет 500.[13] Этот орган свои обязанности выполнял не в полном составе, а через притании (50 человек, избранных от 1 и той же филы). Каждая из 10 пританий работала поочередно в течение 1/10 части года. Совет 500 избирался на 1год.

Совет являлся центральным  органом государственного управления, заведовал всеми текущими делами. Он принимал меры против государственных  преступников, во многих случаях действовал совместно с присяжными. Так же к его ведению было отнесено изыскание  источников государственных доходов, прием пожертвований на государственные  цели. К тому же совет производил надзор за общественными постройками, святилищами и празднествами, осуществлял  сношения с другими государствами, принимал послов. Не малую роль играл  совет 500 и в осуществлении своих  полномочий народным собранием, т.к. он давал необходимое предварительное  заключение или определение по делу (пробулевма).

Однако все же «державным господином»[14] в Афинах был демос, и верховные права принадлежали народному собранию. Оно решало вопросы, касающиеся государственного строя, войны и мира, войска и флота, безопасности страны и снабжения ее хлебом, государственных средств и налогов, построек, культа и т.д.; оно сносилось с другими государствами, заключало договоры, выбирало должностных лиц, предоставляло особые преимущества и награды отдельным лицам и общинам, иногда само судило по обвинению в государственном преступлении, иногда передавало такие дела в гелиэю, обсуждало законодательные вопросы, предоставляя решение о принятии новых и отмене старых законов – «голосование законов». Чем более развивалась демократия, тем больше расширялась компетенция народного собрания, росло его влияние и значение.

Созывались народные собрания пританами, которые и председательствовали в них. Деятельность собрания в течение  года была разбита на десять циклов, в каждый цикл, охватывающий примерно 36 дней, проводилось четыре собрания. Чтобы упорядочить его работу на каждое из четырех собраний выносились дела определенного вида. Так на первом собрании каждого цикла рассматривались  наиболее важные вопросы: военный, продовольственный, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания должностных лиц. На втором собрании рассматривались ходатайства  по личным и общественным делам, а  третье и четвертое собрания рассматривали  остальные вопросы: международные дела, награждение за заслуги, выборы некоторых должностных лиц. Программа собраний готовилась и обсуждалась советом 500 и объявлялась за 3-5 дней до собрания. Для всех дел требовалось предварительное заключение Совета 500 (пробулевма); заседание начиналось с её прочтения и принесения жертв богам.

Участвовать в народном собрании, говорить в нем и голосовать мог  каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20-летнего возраста. Свобода  слова, в сущности, была полная, лишь бы оратор не делал предложений, противоречащих закону, не касался предметов к  делу не относящихся, не повторял одного и того же и не позволял себе неприличных  выражений и действий. Народное собрание считалось действительным при любом  числе собравшихся, за исключением  решения вопроса об остракизме или  перемене законов, где минимальное  число собравшихся должно было превышать 6000 человек. Обыкновенно присутствовало гораздо меньше, преимущественно  горожане. В IV в. была введена плата  за посещение народного собрания.[15]

Правом законодательной  инициативы обладал каждый из присутствующих, старше 20 лет. Если народное собрание признавало необходимым внести какое-либо законодательное  изменение, то автор законопроекта  передавал его текст в совет 500 для предварительного обсуждения и дачи по нему заключения. Одновременно текст помещался не видном месте, чтобы все афиняне могли с  ним ознакомиться.

Автор законопроекта нес  уголовную ответственность в  тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующим законам, и об этом не было определенно  заявлено, и, если данный закон был  вреден для государства. Такая мера предупреждала внесение в совет 500 необдуманных законопроектов, как  и существование такой меры как graphe paranomon, преследующей те же цели.

Graphe paranomon (обвинение в  противозаконии нового постановления)  могло быть возбуждено любым  гражданином, и автор отвечал  по нему в гелиэйе.

Если жалоба признавалась основательной, автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или смертной казни. Закон отменялся. Лицо, трижды осужденное по graphe paranomon, на будущее время лишалось права  законодательной инициативы. Личная ответственность автора истекала по прошествии одного года. В этом случае просто отменялся закон.

Обвинитель, не набравший 1/5 голосов судей, привлекался к  ответственности за сутяжничество  и штрафовался.

Graphe paranomon предостерегало  афинян от внесения легкомысленных  и непродуманных законопроектов, а так же позволяло каждому  гражданину выступить в защиту  существующих законов и всего  строя афинской демократии.

Исследуя период наивысшего расцвета афинской демократии, нельзя не упомянуть о заслугах Перикла.

Оценивая роль «вождя афинской демократии», мнения ученых расходятся. Одни предписывают ему великую роль в развитии демократии, а другие видят в нем виновника последующего разложения и упадка афинского могущества. Однако факт остается фактом: времена  Перикла – кульминационный пункт  в истории афинской демократии.[16]

По своему происхождению  Перикл принадлежал к афинской аристократии. Он был сыном Ксанфиппа, победителя при Микале, и Агаристы, племянницы знаменитого Клисфена, что давало ему связь по материнской линии  с могущественным родом Алкмеонидов. Уже благодаря только происхождению  ему заранее был открыт путь к  влиянию и широкой политической деятельности.

Начал свою карьеру Перикл воином, а на поприще общественно  политической деятельности выступил между 469 и 467гг. до н.э.[17] На первых порах он шел рука об руку со своим единомышленником и другом Эфиальтом. А период единоличного управления государством приходится на времена после решительного столкновения вождя демоса с Фукидидом, представителем аристократической партии.

Разногласия между этими  виднейшими государственными деятелями  возникли по вопросу расходования союзных  денег на укрепление и украшение  Афин и о положении союзников  в Афинском государстве.

Единомышленники Фукидида выступали  против перенесения союзной казны  в Афины и настаивали на установлении равноправного положения союзников  с афинянами.

Перикл же, указывая на достаточную  оснащенность Афин всем необходимым  для ведения войны, говорил, что  афиняне не обязаны отчитываться перед союзниками за использованные деньги, т.к. они сражаются за них  и защищают их от варваров. К тому же он стоял за централизацию, за безусловное  главенство и господство Афин над  союзниками.

Столкновение разрешилось  остракизмом. Партия Перикла одержала верх, а Фукидид был вынужден отправиться  в изгнание (443-442гг. до н.э.).

Внутренняя борьба в Афинах прекратилась надолго. В течение  целых 15 лет Перикл правит Афинами  без соперников, как общепризнанный руководитель государства.

Перикла нельзя назвать военным  гением: он не совершал блестящих подвигов, но он обладал такими необходимыми для вождя качествами как безупречное  личное мужество, опытность, хладнокровное  благоразумие и осторожность. К тому же он был хорошо образованным великим  оратором – не малых политических успехов он добился благодаря  именно ораторскому таланту.[18]

Говоря о должностях в  Афинах, самой важной на тот момент была должность в коллегии 10ти стратегов. Стратеги были не только предводителями войска, они стояли во главе всего военного и морского управления. Они заведовали набором войска, председательствовали в судах по делам о военных преступлениях, наблюдали за гаванями, городскими стенами и укреплениями, за внешней и внутренней безопасностью страны, за налогами и повинностями, имевшими отношение к военным целям, принимали меры относительно подвоза хлебных запасов в Аттику и снабжения города продовольствием. Стратеги представляли Афины во внешних сношениях, заключали перемирия и иногда даже мирные договоры; их попечению предоставлялись нередко лица и города, находившиеся под покровительством Афин, иностранцы, получавшие особые почетные права. Не малым влиянием пользовались стратеги и внутри государства. Осуществляя свои полномочия, они постоянно действовали в согласии с советом и, таким образом, могли влиять на него. Они имели право созывать чрезвычайные народные собрания, их предложения раньше других обсуждались народом.[19]

Существовала должность  «первого стратега» – главы коллегии. Ему обыкновенно поручалось главное  начальство над войском, иногда он получал  особые, даже чрезвычайные полномочия.

Таким главою коллегии стратегов  с особыми полномочиями Перикл был  не раз. В течение 15 лет своего полновластия он избирался в стратеги из года в год. Кроме того, его влияние  распространялось и на финансовое управление.

С того времени как Перикл стал во главе демоса, политический строй Афин, по словам Аристотеля («Афинская  Полития», гл. 27), сделался еще более  демократическим. Реформы, осуществленные Периклом, были направлены главным  образом к тому, чтобы в суде и управлении фактически, а не формально, участвовал весь народ, а не только богатые горожане.

Информация о работе Становление Афинской и Римской государственности