Становление Афинской и Римской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:30, реферат

Описание работы

Одним из древнейших культурных очагов человечества было Средиземное море. Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.
Во время прихода на Балканский полуостров греки были сухопутным народом, жившим вдали от моря, но в последствии они довольно быстро освоились с морскими путешествиями, бурями и затишьями.

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ АФИНСКОЙ И РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

СТАНОВЛЕНИЕ АФИНСКОЙ И РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 

 

1.1 Образование  Афинского государства

Одним из древнейших культурных очагов человечества было Средиземное  море. Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями  отличалось Эгейское море, лежащее  между Балканским полуостровом и  Малой Азией.

Во время прихода на Балканский полуостров греки были сухопутным народом, жившим вдали от моря, но в  последствии они довольно быстро освоились с морскими путешествиями, бурями и затишьями.

Греция во всех направлениях была изрезана труднопроходимыми горными  хребтами; исключая лишь Фессалию, в  Греции нет ни одной равнины, которая  бы имела в длину более двадцати, а в ширину более двенадцати километров. Вполне понятно, что здесь не было условий для образования крупных  племенных организаций. Наоборот, так  как отразить нападения соседей  при этих условиях было не трудно, здесь  были на лицо все условия для образования  множества политически независимых  карликовых общин.

Греция состояла из сотен  таких общин-государств. Каждое из них  цепко держалось за свою политическую и хозяйственную независимость  и всякие попытки больших образований к объединению заканчивались неудачей.

Связную историю становления  Афинского государства мы можем  дать только потому, что до нас дошли  сочинения древних историков: Геродота, Фукидида, Аристотеля, Плутарха, Гомера, Платона.

О самом раннем периоде  истории Греции нам рассказывает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее».

Говоря о гомеровской  Греции, мы имеем в виду отрезок  времени развития этой страны, который  относится к XI–IX вв. до н.э. Этот период характеризуется состоянием раздробленности. Каждая община, состоящая из групп  родов жила своей обособленной жизнью: каждая имела свои органы управления, свою территорию, свой полис, своего царя – басилея. Гомеровское общество на его ранней стадии являлось бесклассовым, с общественной собственностью на землю. Но постепенно важную роль в процессе разложения этой бесклассовой военной  демократии сыграет выделение особой верхушки родов, занимающей высшие государственные  должности и обладающей большим  количеством земли – аристократии.

Так, постепенно к VIII в. до н.э. монархия в Греции уступает место  аристократии, причем эта «перемена  совершается большею частью не путем  революции, а путем эволюции».[2]

Основой могущества и влияния  греческой знати было происхождение  и богатство – во времена своего владычества аристократы были самым  богатым классом в Греции. К  тому же они были и главной военной  силой и самым образованным слоем  населения, что позволяло им толковать  обычаи и право, быть хранителями  старины и традиций.

Ремесленники и вообще демос, трудящийся в поте лица, считались  не достойными принимать участие  в управлении.

Но с течением времени  замечается нравственный упадок аристократии, ее деморализация и разложение. Одновременно с этим процессом происходит развитие промышленности, увеличивается число  ремесленников, что приводит к выдвижению среднего класса. Рядом со знатным, родовитым землевладельцем, а иногда и выше его, становится представитель  промышленности и торговли, капитала, богатый купец и мореплаватель. В лице этого класса возвышается  «демос», – название, охватывающее разнообразные элементы, начиная  с крестьянина, поденщика и простого ремесленника и кончая неродовитым  купцом-капиталистом.

Теперь новые элементы общества, добившиеся не меньшего успеха, чем аристократы, но своим, а не рабским  трудом, выдвигают требование равенства, как в гражданских, так и политических правах. За обладание этими правами  они вступают в борьбу, в первую очередь, с аристократией.

Одним из результатов этой борьбы является издание писаных  законов. Требование писаных законов, с которым выступал демос, вполне понятно, так как суд находился  в руках знати и при отсутствии писаного права открывался широкий  простор для произвола. Постепенно аристократия уступала свои места демосу и в управлении. Другими словами, «аристократия по происхождению  уступала место аристократии по состоянию»[3].

Но чаще всего эта борьба вела к тирании. Теперь под словом «тиран» мы понимаем несколько другое, чем древние греки. Они обозначали этим словом незаконность происхождения  власти; «тиранами» называли лиц, которые  силой и хитростью присваивали  себе власть, по праву им не принадлежащую. Многие ученые считают, что тирания  – своего рода демократическая диктатура, была единственным способом вывода демоса из политического бесправия и  экономического кризиса, а демос  в свою очередь служил тиранам  преданной опорой.

Тирания нанесла сильный  удар аристократии и способствовала возвышению демоса; она освободила народные массы от господства знати  и уравнивала с ними незнатных.

Итак, монархия, ее падение, господство аристократии, борьба с  нею демоса, тирания, как переходная ступень к демократии – такова общая схема развития греческого государства в VIII–VI вв. до н.э.

 

1.2 Образование  Римского государства

Римская историческая традиция относит основание города Рима к 753 году до н.э. Рассказы об основании  Рима и первом периоде его истории  сложились окончательно лишь в период борьбы Рима за мировое могущество, т.е. не ранее III в. до н.э. На эти рассказы нельзя смотреть как на простую запись легенд. В значительной степени это  – результат домыслов, и, наряду с легендами, которые могли сохраниться  в римских городах, мы имеем дело с различными этиологическими толкованиями, перенесением в прошлое позднейших событий римской истории. Основание  города Рима история предписывает братьям  Ромулу и Рему, чьи имена связывают  с началом царского периода в  Риме.

Традиция называет семь римских  цезарей: Ромула, Нуму Помпилия, Тула Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Старшего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. С  каждым из них связывают различные  события. Так, Ромулу предписывают разделение граждан на патрициев и плебеев, учреждение Сената, удачные воины, положившие начало могуществу Рима. Нума Помпилий создает жреческие коллегии и учреждает культ. Сервий Туллий известен своей реформой гражданства. Тарквиний Гордый изгнан в 510 (509)г. За тиранический образ правления.[4] Однако не сомневаться в достоверности описываемых событий мы не можем, т.к. до нас дошли лишь отрывочные сведения похожие больше на легенды и предания, нежели на фаты истории.[5]

Лациум – область, в  которой расположен Рим – развивается  позднее, чем другие районы Италии. Большая часть Лациума была заселена латинами, у которых сохранялся родовой  строй. Они жили в укрепленных  поселках и в целях защиты от внешних  врагов составляли федерацию.

Рим возникает позднее  других общин. Впоследствии Рим расширяет  свое влияние на соседние холмы –  путем завоевания или путем «синойкизма» – мирного слияния с соседними  поселками.

В социальном отношении основной единицей был отцовский экзогамный род, 10 родов составляли курию, а 10 курий  – трибу (племя). Три трибы –  тиции, рамны и луцеры – составляли римский народ. Для разрешения важнейших  вопросов народ собирался по куриям, а эти собрания носили название куриатных  комиций.

Во главе всей общины стоял  царь (rex), который был военоначальником, верховным жрецом и председателем  на некоторых судах. Рядом с ним  стоит совет старейшин родов  из 300 членов.

Население Рима увеличивалось  за счет присоединения соседних поселков, а также пришельцев. Однако подчиненные  и пришлые элементы после слияния  трех племен не вошли в состав populus Romanus. Они составляли бесправную массу, плебс (plebs от pleo – наполняю), не вошедшую в родовую организацию и не пользовавшуюся правами, в противоположность  патрициям (patricii – имеющие отцов).[6] В эту же эпоху возникает клиентела, сохранявшаяся на протяжении всей римской истории и менявшая свою социальную сущность.[7] Отдельные члены родов становились патронами, т.е. брали под свою личную защиту лиц, лишенных всяких прав, которые в свою очередь обязывались быть верными клиентами. Связь эта была личной, основанной на верности патрона и клиента. Клиенты могли быть из плебеев, могли быть чужестранцами, поселившимися в Риме.

Экономической основой римской  общины было сельское хозяйство. По преданию, при основании города Ромул разделил землю между горожанами, с правом передачи этого участка по наследству. Остальная земля находилась в  коллективном пользовании, составляла ager publicus. Основой могущества патрициев  было главным образом скотоводство. Плебеи же занимались преимущественно  хлебопашеством, и собственность  на землю появилась, вероятно, раньше у плебса. Торговля и ремесло в  царский период было развиты слабо. Находились они в руках плебеев  и чужестранцев.

С VII в. до н.э. начинается усиление этрусских городов, распространяющих свое влияние на все более обширные территории. Об этрусском владычестве  в Риме свидетельствует рассказ  о династии Тарквиниев. Недаром после  своего завоевания Тарквиний бежит  к этрускам и находит защиту у  этрусского царя Порсены.

Приемнику Тарквиния Старшего Сервию Туллию приписывается реформа  общественного строя.

Численное превосходство  плебса, возрастающее его экономическое  значение и то, что плебеи привлекались к военной службе наряду с патрициями и подобно последним вооружались  за свой счет – все это привело  к тому, что плебеи были включены в populus Romanus, и все способные носить оружие были разделены на пять классов  в зависимости от имущественного ценза. Каждый класс выставлял определенное количество вооруженных соответствующим  образом войсковых единиц (центурий) и получал такое же количество голосов на собраниях всего гражданства, собиравшегося по центуриям, так  называемые центуриатные комиции. Из лиц, обладающих таким же цензом, как  и граждане первого класса, комплектовались 18 центурий всадников. Таким образом, было установлено деление граждан  по имущественному положению. Всего  было образовано 193 центурии. Решающее значение имели граждане первого  класса, вместе с всадниками выставлявшие 98 центурий.

Кроме того, Сервию Туллию приписывается  разделение Рима на территориальные  трибы. Новое устройство знаменовало  утверждение в Риме государства. Главное значение приобретали центуриатные комиции, в которых главную роль играло имущественное положение, не всегда совпадавшее со знатным происхождением, а собрания по куриям теряют свое прежнее  значение. Тем не менее, родовая знать  в Риме, в отличие от передовых  греческих государств, сохраняла  свое значение.[8]

Легенды об изгнании Тарквиниев отражают освобождение Рима от этрусского владычества и переходе к республике.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ АФИН В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО  РАСЦВЕТА ДЕМОКРАТИИ 

 

2.1 Начальный этап  становления демократии в Афинах

Во многих источниках начало демократии в Афинах относят к  очень раннему периоду, еще ко времени Тезея. Но, по мнению остального большинства ученых, эти сведения не заслуживают доверия. Свою точку  зрения они основывают на предположении, что Тезей – личность, скорее, не историческая, а легендарная, так  как мы имеем намного больше свидетельств о Солоне, как об основателе афинской демократии, чем предания о Тезее.

В действительности от монархии Афины перешли не сразу к демократии, а сначала к архонтату. Согласно господствующему преданию, цари были заменены архонтами, которые сначала  были пожизненные, а середины VIII в. должность  архонтов ограничивается 10 годами. Архонты  избирались ареопагом «по знатности  и богатству», как выражается Аристотель в своей «Афинской Политии». Это  не говорит о наличии какого-либо имущественного ценза, но естественно, что наиболее богатым евпатридам[9] отдавалось предпочтение.

При архонтах существовал  совет из знати – ареопаг. Его  членами пожизненно были бывшие архонты. Ареопаг был высшей контролирующей и карающей властью.

В VIII–VI вв. до н.э. почти вся  земля в Аттике оказалась в  руках евпатридов, кроме того, они  сосредотачивали в своих руках  и торговлю сельскохозяйственными  продуктами. Появление денег способствовало концентрации богатств у незначительной части населения. Сложились острые противоречия между родовой знатью и малоземельным и безземельным крестьянством, которые дополнялись политическими противоречиями между родовой и городской знатью, не имевшей доступа к должностям.

В 594г. до н.э. всеобщее недовольство демоса вылилось в великую смуту, результатом которой явились  реформы архонта Солона, чье имя  и связывают с установлением  демократии в Афинах.

Солон, проводя свои реформы, затронул все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную. Его реформы стоят на первом месте в процессе установления демократии в Афинах, в первую очередь потому, что он учредил органы, основанные на принципах демократии и считающие своей главной целью нахождение компромисса между родовой аристократией и демосом.[10]

Законы Солона не были написаны просто и ясно, и он не пожелал  стать их истолкователем, а удалился в добровольное изгнание на 10 лет. С  афинян была взята клятва в течение  этого срока хранить его законы. Однако сразу после отъезда Солона политическая борьба в Аттике чрезвычайно  обостряется, в результате чего наступает  смута, после преодоления которой  к власти приходит Клисфен из проклятого и изгнанного из Афин рода Алкмеонидов.

Между Клисфеном и Солоном большое различие: Солон – посредник между партиями, а Клисфен – вождь партии, решительно ставший на сторону демоса, при нем мы видим победу демократических начал.

В ряде Клисфеновых реформ самая главная – ведение новых  десяти фил. По этим филам все граждане Аттики распределялись не по своему происхождению, а по месту жительства. Филы не представляли собой сплошной территории. Клисфен, таким образом, разделил страну, что  каждая фила имела свои 3 тритии (более  мелкая территориальная единица) во всех трех частях страны: вокруг города, вдоль берега и в средине страны.[11]

Данная реформа оказала  большое влияние на предотвращение развития обособленности различных  частей Аттики, на развитие местных  партий; эта мера, по словам Аристотеля, «перемешала» население так, что  в каждой филе преобладающим населением был демос.

В то время как Клисфен  проводил свои реформы, молодой афинской демократии пришлось выдержать тяжелую  борьбу одновременно с несколькими  внешними врагами: Спартой, Беотией, Халкидой, островом Эгином, а затем целую  эпоху Греко-Персидских воин. Однако такое положение Афин, лишь способствовало упрочению молодой афинской демократии, поскольку угроза из вне заставила  забыть афинян о внутренних распрях.

Информация о работе Становление Афинской и Римской государственности