Становление и развитие теории социального государства в политико-правовой мысли XIX – XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Впервые социальный характер государства был провозглашён в Основном законе ФРГ 1949 г.. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Файлы: 1 файл

социальное государство.docx

— 46.98 Кб (Скачать файл)

Всё больше признаётся, что солидарное страхование теряет свою универсальность, более того, некоторые авторы сделали  вывод, что страхование не более  чем миф.

С середины 90-х г.г. начинают складываться новые представления о социальном государстве как о механизме  снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

Современное социальное государство  в отличии от государства всеобщего благоденствия стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всего путём формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

Начавшийся в середине 90-х г.г. этап развития социального государства  можно обозначить как период либерального социального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Признаки  и функции социального государства.

 

Становление социального государства  – это процесс не только экономический  и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. С учётом сказанного можно сделать  вывод, что условиями существования  социального государства и его  характерными признаками являются:

- демократия – как форма власти;

- высокий нравственный уровень  граждан  прежде всего – должностных лиц государства;

- мощный экономический потенциал,  позволяющий осуществлять меры  по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников;

- социально ориентированная структура  экономики, что проявляется в  существовании различных форм  собственности со значительной  долей государственной собственности  в нужных областях хозяйства;

- правовое развитие государства;

- наличие гражданского общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения  социально ориентированной политики;

- ярко выраженная социальная  политика государства, что проявляется  в разработке различных социальных  программ и приоритетность их  реализации;

- наличие у государства таких  целей, как установление всеобщего  блага, утверждение в обществе  социальной справедливости, обеспечение  каждому гражданину: достойных условий  существования, социальной защищённости, равных стартовых возможностей  для реализации личности.

- наличие развитого социального  законодательства;

- закрепление формулы «социальное  государство» в Конституции страны.

Говоря о функциях социального  государства, следует иметь в  виду следующие обстоятельства:

- ему присущи все традиционные  функции, обусловленные его природой  государства как такового;

- на содержание всех функций  социального государства налагает  отпечаток его общее социальное  назначение, т. е. традиционные  функции как бы преломляются  через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии общей социальной функции (общем социальном назначении);

- в рамках общей социальной  функции можно выделить специфические  направления деятельности социального  государства – специфические  функции. 

К последним, в частности относятся:                                                                                   - поддержка социально незащищённых слоёв населения;                                                   - охрана труда и здоровья людей;                                                                                                                                                          - поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- сглаживание социального неравенства путём перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

- поощрение благотворительной деятельности, в частности через льготное налогообложение предпринимателям занимающимся благотворительностью;

- финансирование и поддержка научных исследований и культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на её развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

- забота о сохранении мира в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Специфика формирования социального  государства в России

 

 Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращения страны к тоталитарному  государству, обещавшему своим гражданам  всеобщее благосостояние за счёт создания экономической системы, полностью  управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция Р.Ф., должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится  обеспечить каждому из своих граждан  достойный человека прожиточный  минимум. При этом, оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Возможность зарабатывать, естественно  предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве в связи с этим закрепляется право на труд. В Конституции Р.Ф. содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности  профессию». Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, но ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличие в Конституции Р.Ф. права на защиту от безработицы.

Личная ответственность каждого  за его собственное благополучие неразрывно связана с семьёй. Семья  является одним из устоев общества. Она важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Семья всегда была и остаётся одним  из главных факторов совершенствования  общества, полноценного воспитания новых  поколений граждан. Повышение социального  потенциала семьи, её активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – всё это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию её возможностей. Социальный потенциал семьи – это её возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, её роль в решении стоящих перед ним задач. Социальный потенциал выражается в хозяйственно – экономических и духовно – психологических функциях семьи.

Семья одинаково важна и для  общества, и для государства. Значит семья, материнство, отцовство и детство должны находится под защитой и общества, и государства как в правовом, так и в социальном плане. Именно поэтому социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения  её определённых потребностей, несёт особую ответственность за доступность  для таких семей жизненно важных благ, включающих продовольствие, жильё и т.д.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство  предоставляет широкий простор  любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Например, в Конституции Р.Ф. (ст. 39) указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Одной из важнейших целей социального  государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению  социального неравенства. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путём государственных выплат (социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счёт средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.п.); смягчение экономического неравенства путём обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределение (например, через земельную реформу); устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнение женщин  мужчин в оплате труда) и др.

Одна из разновидностей социального  неравенства – неравенство, связанное  с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Социальное обеспечение зависит  не только от того, насколько оно  необходимо, но и того, может ли государство  осуществлять такое обеспечение. Переход  социального общества от первичной  цели – предоставление человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды и поддержанию его обычного жизненного стандарта – во многом зависит т оттого, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные государством.

В отличии от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует её и которое способно предложить своим гражданам лишь равенство в бедности, демократическое социальное государство стремится к равенству на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъёма благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах ( например, в сфере воспитания и образования, транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социальной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределение благ организуются по принципам рыночной экономики, государство в различных формах несёт ответственность за их эффективность. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией Р.Ф. (ст. 7) направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

Основные направления социальной политики современной России.

 

  1. Охрана труда и здоровья людей.

Труд – основа жизни любого общества, решающая сфера применения человеческих сил и способностей. В демократическом обществе труд не может быть принудительным. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора.

Занятыми считаются граждане: работающие по найму, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях либо полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью; избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооружённых Силах, внутренних, железнодорожных и пограничных войсках, органах безопасности  внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.

Р.Ф. стремится к созданию условий полной занятости населения: обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающих на территории страны, независимо от пола, возраста, социального происхождения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на свободный труд и свободный выбор занятий; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности содействие и развитию их способностей к производительному и творческому труду; социальная защита в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующим занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особенно нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; работа с профессиональными союзами.

Государство осуществляет программы  подготовки, профессиональное обучение и переквалификации работников.

Государство гарантирует выплату  пособий по безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению государственной службы занятости населения), зарегистрированные в службе занятости для поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсацию может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении пенсионного возраста.

Информация о работе Становление и развитие теории социального государства в политико-правовой мысли XIX – XX веков