Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:03, контрольная работа
Впервые социальный характер государства был провозглашён в Основном законе ФРГ 1949 г.. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Всё больше признаётся, что солидарное страхование теряет свою универсальность, более того, некоторые авторы сделали вывод, что страхование не более чем миф.
С середины 90-х г.г. начинают складываться
новые представления о
Современное социальное государство в отличии от государства всеобщего благоденствия стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всего путём формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.
Начавшийся в середине 90-х г.г. этап развития социального государства можно обозначить как период либерального социального государства.
Глава 2.
Признаки
и функции социального
Становление социального государства
– это процесс не только экономический
и политический, но и процесс нравственный,
требующий «человеческого»
- демократия – как форма власти;
- высокий нравственный уровень граждан прежде всего – должностных лиц государства;
- мощный экономический
- социально ориентированная
- правовое развитие государства;
- наличие гражданского общества,
в руках которого государство
выступает инструментом
- ярко выраженная социальная
политика государства, что
- наличие у государства таких
целей, как установление
- наличие развитого социального законодательства;
- закрепление формулы «
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
- ему присущи все традиционные
функции, обусловленные его
- на содержание всех функций
социального государства
- в рамках общей социальной
функции можно выделить
К последним, в частности относятся:
- сглаживание социального неравенства путём перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
- поощрение благотворительной деятельности, в частности через льготное налогообложение предпринимателям занимающимся благотворительностью;
- финансирование и поддержка научных исследований и культурных программ;
- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на её развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
- забота о сохранении мира в обществе.
Глава 3.
Специфика формирования социального государства в России
Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращения страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счёт создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция Р.Ф., должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному распределению жизненных тягот.
Социальное государство
Возможность зарабатывать, естественно предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве в связи с этим закрепляется право на труд. В Конституции Р.Ф. содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности профессию». Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, но ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличие в Конституции Р.Ф. права на защиту от безработицы.
Личная ответственность
Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит семья, материнство, отцовство и детство должны находится под защитой и общества, и государства как в правовом, так и в социальном плане. Именно поэтому социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения её определённых потребностей, несёт особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ, включающих продовольствие, жильё и т.д.
Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Например, в Конституции Р.Ф. (ст. 39) указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Одной из важнейших целей социального
государства является социальное равенство.
Правовое государство обеспечивает
равенство всех перед законом. Социальное
государство стремится к
Одна из разновидностей социального неравенства – неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Социальное обеспечение
В отличии от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует её и которое способно предложить своим гражданам лишь равенство в бедности, демократическое социальное государство стремится к равенству на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъёма благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах ( например, в сфере воспитания и образования, транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социальной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределение благ организуются по принципам рыночной экономики, государство в различных формах несёт ответственность за их эффективность. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией Р.Ф. (ст. 7) направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Основные направления
Труд – основа жизни любого общества, решающая сфера применения человеческих сил и способностей. В демократическом обществе труд не может быть принудительным. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора.
Занятыми считаются граждане: работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях либо полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью; избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооружённых Силах, внутренних, железнодорожных и пограничных войсках, органах безопасности внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.
Р.Ф. стремится к созданию условий полной занятости населения: обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающих на территории страны, независимо от пола, возраста, социального происхождения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на свободный труд и свободный выбор занятий; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности содействие и развитию их способностей к производительному и творческому труду; социальная защита в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующим занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особенно нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; работа с профессиональными союзами.
Государство осуществляет программы подготовки, профессиональное обучение и переквалификации работников.
Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению государственной службы занятости населения), зарегистрированные в службе занятости для поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсацию может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении пенсионного возраста.