Становление и развитие теории социального государства в политико-правовой мысли XIX – XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Впервые социальный характер государства был провозглашён в Основном законе ФРГ 1949 г.. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Файлы: 1 файл

социальное государство.docx

— 46.98 Кб (Скачать файл)

Государство уделяет внимание созданию безопасных условий труда, вводит для  лиц, занятых на опасных, тяжёлых, вредных  производствах, льготы, являющимися  компенсациями за работу, наносящую  вред здоровью.

Наряду с охраной труда граждан  составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Р.Ф. в обязанность государства  входит финансирование федеральных  программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

  1. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Государство гарантирует установление минимального размера оплаты труда. Такой размер зависит от многих факторов и прежде всего от экономических возможностей общества в данный период и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен,. Однако главное его предназначение состоит именно в достижении этой цели, и Российская Федерация, последовательно увеличивает гарантированный минимальный размер оплаты труда, стремится к её достижению.

  1. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое  государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между людьми могут осуществляться только на добровольности и равноправии, включая равноправие мужчины и женщины, в Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.

Семья – обязательное звено не только воспроизводства человека, но «качества населения», которое отражает состояние психического здоровья живущих  и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с ней профессиональных и социальных ролей. Всё это определяет особую заботу государства о содержании  воспитании детей.

В Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Родители или лица, их заменяющие, вправе определять интересы ребёнка, с учётом его мнения и в соответствии с законом, характер и формы его воспитания и образования. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения.

Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях её членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Детям как гражданам Российской Федерации принадлежат от рождения некоторые основные права и свободы. Ребёнок имеет право на выражение  своего мнения, ему гарантируется  свобода мысли и слова, свобода  совести.

В нашей стране далеко не все дети имеют возможность жить в семье  и пользоваться заботой родителей. Заботу о детях – сиротах и  детях, лишённых родительского попечения, берут на себя государство и общество. Они обеспечивают содержание, воспитание и образование детей – сирот, детей, лишённых родительского попечения, поощряют благотворительную деятельность по отношению к детям.

Государство должно проявлять заботу о пожилых гражданах и инвалидах. Оно обязано развивать  систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры, протезами и т.п. Важно развитие системы социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны; расширение сети домов – интернатов для престарелых и инвалидов повышения уровня их благоустройства и социально – бытового обслуживания в них.

  1. Развитие системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально  – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Российской Федерции имеется государственная система социальных служб. Она включает государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации, а также муниципальную систему социальных служб. Кроме того, социальное обслуживание осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального  обслуживания населения; территориальные  центры социальной помощи семье и  детям; центры социального обслуживания; социально –реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого – педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры социальной помощи на дому; специальные дома для одиноких престарелых; всевозможные дома интернаты; иные учреждения предоставляющие социальные услуги.

Государство, согласно Федеральному закону, гарантирует гражданам право  на социальное обслуживание в государственной  системе социальных служб по основным видам, определённым этим Законом, в  число которых входят материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется на платной и бесплатной основе.

  1. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Развитие государственной системы  социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации конституционного права граждан  Российской Федерации на  материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство  в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий.

Развитие этой системы обеспечивается ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным, прежде всего увеличением численности доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, в общем составе населения, а также инфляционными явлениями.

 

 Заключение.

 

В то же время можно назвать некоторые  проблемы создания социального государства  в России:

1). Россия ещё не обрела опоры  в праве, в правах человека  и социальное государство в  России не может опереться  на фундамент правового государства:  создание социального государства  у нас не является новым  этапом развития правового государства  (как это имело место на Западе);

2). в России не создан «средний слой» собственников, подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно – приватизированной партийно – государственной собственности;

3). Нет экономического потенциала, позволяющего осуществлять перераспределение  доходов, не ущемляя существенно  свободы и автономии собственников;

4). Не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства  сбыта, что приводит к отсутствию  реальной конкуренции;

5). Отсутствует развитое, зрелое  гражданское общество;

6). Снижен уровень нравственности  в обществе, практически потеряны  привычные духовные ориентиры  справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой – политика и экономика («политик - дело грязное»);

7). современные политические партии имеют слабые программы по социальным программам;

8). в обществе нет чётко обозначенных целей, научно выверенных моделей жизнеустройства;

9). государство практически оставило граждан один на один со стихией рынка (например, сфера ЖКХ).

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности – единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между  социальными группами, между обществом  в целом и его членами, связанных  с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствование  образа жизни. Выделение социальной сферы не означает, что она полностью  отграничена от других сфер общественной жизни. Все они так взаимосвязаны, что во многих случаях можно с  полным основанием говорить не столько о социальных, сколько о социально – экономических, социально – политических и иных подобных явлениях и процессах.

Демократическое преобразование России заключается в переустройстве условий и образа жизни людей в коренном изменении социальной структуры, в ходе которых должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества и утверждаться всё более полное социальное равенство между людьми. Этим и определяется содержание социальной политики России на всех этапах её осуществления.

Разумеется, в ходе демократических  преобразований в стране содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные задачи решаются или утрачивают своё значение, появляются новые задачи, новые направления  социальной политики. Однако главные  задачи социальной политики остаются неизменными.

Главной задачей социальной политики Р.Ф. является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

Главная задача социального развития России определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведёт к созданию важнейших элементов социального государства в Р,Ф. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Российская Федерация ставит перед  собой цель построения социального  государства. Но в настоящее время  она находится только в самом  начале пути к достижению этой цели. Задачи проводимых в стране реформ своей целью ставят в том числе найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях.

В этих условиях о социальном государстве  появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьётся фактического продвижения  по всем рассмотренным направлениям, когда будут  реализованы конституционные  нормы, определяющие социально –  экономические права человека в  России. 

                 

 

 

 

 

       

   

      

 


Информация о работе Становление и развитие теории социального государства в политико-правовой мысли XIX – XX веков