Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное правовое изучение института развития, совершенствования и становления российского законодательства.
Задачи исследования:
•Раскрыть специфику развития Российской системы законодательства;
•Проанализировать различные виды структурирования Российского законодательства;
•Раскрыть суть главных проблем Российского законодательства.
Введение
Глава 1. Исторический аспект становления системы законодательства
Глава 2. Система законодательства, понятие и её структура
2.1 Система законодательства в федеративном государстве
2.2 Отраслевая структура законодательства
2.3 Вертикальная (иерархическая) структура законодательства
2.4 Федерально-территориальная структура законодательства
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы Российского законодательства
Заключение
Библиографический список
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Пермский, Кунгурский СГБ |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Становление системы Российского законодательства |
Фамилия студента |
Гараев |
Имя студента |
Роман |
Отчество студента |
Ильдусович |
№ контракта |
1440212400101004 |
Введение
Глава 1. Исторический аспект становления системы законодательства
Глава 2. Система законодательства, понятие и её структура
2.1 Система законодательства в федеративном государстве
2.2 Отраслевая структура законодательства
2.3 Вертикальная (иерархическая) структура законодательства
2.4 Федерально-территориальная структура законодательства
Глава 3. Проблемы и перспективы
развития системы Российского
Заключение
Библиографический список
В мире в сегодняшнее время происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет важный характер.
Тема моей курсовой работы «Становление системы Российского законодательства» несомненно очень актуальна и представляет научную и практическую заинтересованность.
Характеризуя ступень научной разработанности проблематики, становление системы российского законодательства, надлежит принять в расчет, что данная тематика уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное число полных и явных исследований тематики становление системы Российского законодательства. Изменения в государственном устройстве России и в жизни российского общества привели к необходимости регулирования новых отношений, которые прежде не существовали и регулировались правовыми нормами. Потому анализ системы законодательства Российской Федерации в настоящее время становиться очень важным на современном этапе. Существующая научная трудность находится на стыке изучения таких наук как теория государства и права и конституционное право. Особенную заинтересованность представляет изучение федеративной системы российского законодательства. В федеративном государстве дозволено осуществить акцент на два уровня системы законодательства, что является отличительной особенностью федеративного государства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, при этом система законодательства субъекта федерации существует в достаточно сложном соотношении с федеральной системой законодательства.
Теоретическая часть моей курсовой работы, достаточно хорошо изучена юристами нашей современности: С.С. Алексеев, Л.М. Карапетян, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, Б.А. Страшун, И.А. Умнова, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и другие.
Объектом курсовой работы являются общественные взаимоотношения, которые возникают в сфере становления и совершенствования современной системы российского законодательства, а так же при его историческом развитии.
Предмет работы – нормативные правовые акты Российской Федерации, а вдобавок акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, убеждения ученых сравнительно становления института российского законодательства.
Цель курсовой работы
– комплексное правовое изучение
института развития, совершенствования
и становления российского
Задачи исследования:
Законодательной базой для написания данной курсовой работы послужили: Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ и т.д.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Термин "закон", который применяется в общепринятом на настоящий день смысле и говорит нам, что закон – это совокупность правовых норм, при этом он уже был описан на Руси в тексте русско-греческого договора 911 года, который приводится в Ипатьевской летописи. В заключительной части Ипатьевского договора говорится о том, что представители князя Олега клянутся перед византийским царем "по закону и по покону" своего народа. По всей вероятности, что под "законом русским" в то время подразумевались правовые нормы, сложившиеся в народном быту и которые являлись в некоторой мере народной традицией, то есть "нормы действовавшего в русском обществе устного обычного права".
Таким образом, можно сделать вывод, что основным источников права в Московском государстве выступал обычай. В.И. Сергеевич говорил в своих летописях, что и в Москве обычай продолжает функционировать, не только лишь сохраняя то, что заранее сложилось, но и являлось творческой силою, которая созидает, создает снова нормы права. Еще в XVI веке московские князья находили нужным защищать свои распоряжения ссылкой на старину. Определенно, что как у субъекта верховной власти, у них еще нет сознания и желание, творит право.
Судебник 1497 года, который ознаменовал своим появлением возникновение нового этапа в истории русского права и юриспруденции. Судебник создавался в качестве юридического сборника для всей Руси. Его содержание состоит, во-первых, из материалов предшествовавшего законодательства: уставных грамот, Псковской судной грамоты, Русской Правды, во-вторых, из новых норм. С.В. Юшков насчитал в Судебнике 1497 г. "40 статей, то есть около 3/5 всего состава Судебника, не стоящих ни в какой-либо связи с дошедшими до нас памятниками. Помимо того в источник Судебника 1497 г. вошло обычное право русского общества и судебная практика. Бесспорно, образование такого юридического сборника предполагало дальнейшее усовершенствование практических навыков компиляции (преобразования) законодательного материала, способов его группировки, развитие приемов модификации правовых норм, переработки их с целью приспособления к изменившимся социально-экономическим и политическим условиям. В то же время решение данной задачи требовало совершенствования навыков правотворчества, умения определять новые правовые нормы. "Судебник был не только лишь простой сводкой старого материала, - отмечал С.В.Юшков, - он также был сборником, в котором уже с достаточной определенностью были провозглашены новые правовые принципы в Московском государстве".
В XVII веке была осуществлена попытка создания обновленного общегосударственного законодательного акта – Уложения. Уложение 1649 г. должно было "водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный народу Руси, освободить его от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, также должна была появиться неразделимость права во всем государстве". Инициатором создания юридического сборника - Соборного уложения 1649 г., стал царь Руси Алексей Михайлович, который принял данное решение сразу же после совета с Освященным собором и Боярской думой. Царь мечтал, чтобы его «государство царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердили и на мере поставили, (для того все те великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, будущий были ничем нерушимы)".
Соборное уложение 1649 г. стало в России первым юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде.
Конец века XVIII и добрая половина века XIX в истории становления российского законодательства были отмечены некоторой правовой устроенностью, большей его структурированностью. Комиссия Екатерины II дала основные направления работы в Уложении.
Комиссии было дано задание скомпоновать общие государственные законы, действующие на территории всей России. Из всего количества действующих законов нужно было сделать выбор тех, которые в наибольшей степени полезны для блага народа Руси и должны соответствовать духу нации и естественным условиям страны.
Действие проекта началось в 1810 году, в этом же году был создан Государственный совет. Сперанский внес при обсуждении предварительного плана первую часть гражданского Уложения, чуть-чуть позднее появился план второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части данного гражданского Уложения вызвали решительную критику, но, вопреки всего этого в 1812 г. в Государственный совет был внесен план третьей части гражданского Уложения.
Между тем, император Николай I, продолжив деятельность своих предшественников по кодификации русского права, потребовал создать Свод законов, а не новое Уложение. После чего Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 год). Существовало два возможных подхода к кодификации права – первое это сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов в одно целое и без изменений и второе образование нового Уложения. В ходе решения данного вопроса был выбран первый и образцом стал кодекс Юстиниана.
Должен отдельно обозначить, что в 1811 году было издано "Общее учреждение министерств" – это документ, который был разработан М.М. Сперанским. На основании этого акта высшая исполнительная власть принадлежала министрам, которые напрямую подчинялись верховной императорской власти.
В России XIX - начала XX веков была достаточно развитая система законодательства. Но существовало большое количество законов не обеспечивающие режима законности, игнорирование законом было типично российской действительности. Народ осознавал и был убежден, что сами власти злоупотребляли законом и не выполняли его.
История становления советского законодательства, его систематизация и структурирование в период с 1917 года по 1993 год, когда началась социально-экономическая перестройка системы законодательства России, включила основные моменты, присущие системе законодательства современной России.
Могу подметить, во время советской эпохи была проведена глубокая систематизация законодательства, которая выражалась в разделении всего объема законодательных норм на отраслевые блоки. Состав СССР структурно подразделялся на законодательство общесоюзное и законодательство республик. Можно сказать, что законодательство этого периода включало в себя кодифицированные нормативно-правовые акты, во всех отраслях права, правовое регулирование отношений в РСФСР производились уже законами РСФСР, которые принимались в соответствии с Конституцией РСФСР, но и в тоже время, все законодательство не могло быть в противоречии общесоюзным Конституции СССР и законам.
Значительное различие может встречаться лишь только в правовых установлениях, которые выражались в социально-экономических и политических приоритетах и трактовались советским правом, как социалистическим, а в российском - они уже построены на отношениях частной собственности.
Таким образом, анализируя нашу тему курсовой работы можно с уверенностью сказать, что российское законодательство имеет богатые исторические истоки своего развития, включающие в себя не только лишь собственно русские правовые традиции, но так, же и перенятые у других правовых систем нормы.
2.1 Система
законодательства в
При исследовании вопроса о системе законодательства в федеративном государстве, прежде нужно определиться с таким понятиям как "законодательство", "система законодательства" и "система права".
Изучая специальную литературу, узнали, что понятие "законодательство" до сегодняшнего дня остается дискуссионным, его нормативная формулировка не имеется. В правовых актах и научной литературе "законодательство" анализируется в "узком" и "широком" смыслах.
В сущности можно сказать, что законодательство трактуется в данном случае как совокупность всех издаваемых в государстве нормативных актов. Ныне подобное осмысление законодательства заложено в ст. 2 федерального закона № 181-ФЗ от 23 июня 1999 года. "Об основах охраны труда в Российской Федерации": на равных правах с законами к законодательству об охране труда относятся и другие нормативные акты РФ и субъектов Федерации.
Одновременно с тем
высказываются взгляды, согласно которым
включение ведомственных актов
в законодательство может лишь только
при условии делегирования
Официальный источник – "Собрание законодательства Российской Федерации" публикует акты Парламента, Президента и Правительства, а также решения Конституционного Суда РФ, которые включают в себя часть подзаконных актов в сущность термина "законодательство".
Существует и "узкое" суждение законодательства. В рамках этого подхода дозволено сделать акцент позицию, при которой "законодательство" есть только лишь множество законов. Данный подход отражен в ст.3 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с этой статьей "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных Федеральных законов".
Единственным критерием, к которому можно отнести принятые на различном уровне акты к законодательству в этом случае является их нормативный характер. Закон при этом, тем самым, теряет свою особую значимость. Неслучайно на практике появилась желание разделить мнение "законодательный акт" и "акт законодательства". Как замечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский: " Без указания в каких-либо источниках молчаливо признавалось, когда закон предусмотрел принятие "законодательного акта", то это означало решение вопроса решительно в законе или приравненном к нему акте. Под "актами законодательства" подразумевались подзаконные акты – от указов Президента РФ до актов местных органов власти.
Информация о работе Становление системы Российского законодательства