Становление системы Российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексное правовое изучение института развития, совершенствования и становления российского законодательства.
Задачи исследования:
•Раскрыть специфику развития Российской системы законодательства;
•Проанализировать различные виды структурирования Российского законодательства;
•Раскрыть суть главных проблем Российского законодательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторический аспект становления системы законодательства
Глава 2. Система законодательства, понятие и её структура
2.1 Система законодательства в федеративном государстве
2.2 Отраслевая структура законодательства
2.3 Вертикальная (иерархическая) структура законодательства
2.4 Федерально-территориальная структура законодательства
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы Российского законодательства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

полная работа.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Отдельные ученые, под  законодательством временами понимают в свою очередь деятельность органа законодательной власти по принятию законов, замещая тем самым понятие "законотворчество", но при этом  такая позиция не прижилась в современной правовой науке. Законодательство, в этом смысле – основная, в наибольшей степени важная форма правовой творческой деятельности, олицетворяющая суверенитет, независимость во всех аспектах народа.

Таким образом, исследуя содержания самого термина "законодательство", возникает  большое количество теоретических вопросов, решение которых необходимо для того, чтобы совершенствовать законодательство.

Под системой законодательства понимается единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, которые разделяются на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.

Система законодательства и ее неразделимость проявляется  в его обширных внутренних связях. С.В. Поленина, писала: "В философской  науке различают системы органического  и суммативного вида. Данный суммативный  вид и его свойство представляют внешне простую сумму свойств, которые образуют систему элементов. Про органичные системы можно написать, что  для признания их системного характера слишком мало наличия у них любого множества элементов, выполняющих разные функции. Желательно, чтобы они представляли из себя целостные образования, которые обладают элементами и структурой, способные менять свою внутреннюю организацию под влиянием внешней среды". При этом, по мнению С.В. Полениной, право, как и законодательство, относится к типу органичных систем.

С.С. Алексеев в отличие  от С.В. Полениной не считает законодательство органичной системой.

Вопреки на установленную целостность  и единство в законодательной  системе, составляющие её нормативные  акты выполняют специфические функции, которые регулируют разные стороны общественной жизни. Следовательно система законодательства характеризуется внутренней расчлененностью, дифференцированностью. Составляющие её нормативные акты вступают в большое количество различных связей и отношений, а из-за этого образуют в рамках законодательства как системы общий ряд структур. Законы и подзаконные нормативные акты представляют внешне в совокупности структурно сложную динамическую систему, взаимосвязанные звенья, представляющие собой самостоятельные, притом тоже сложные системы.

 

2.2 Отраслевая  структура законодательства

 

Как описывалось выше, в целом система законодательства обладает субъективным характером. Поэтому при разборе структуры законодательства следует учитывать субъективные признаки: федеративное устройство государства, установленную структуру государственного аппарата, степень возможности воздействия уже имеющегося законодательства, легитимность законодателя и другие.

По специфике возможно выделение в отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную территориальную системы законодательства.

Вопрос о принципах разделения права на отрасли и институты в основном находится в центре внимания исследователей: Алексеева А.А., Тихомирова Ю.А. и др., и служит предметом обсуждения многих научных дискуссий.

 Первая дискуссия, проведенная  в 1938-1941 года, на которой была отмечена значимость выделения объективного критерия деления законодательства на отрасли и институты, которым является предмет правового регулирования.

В.Н. Синюков считает, что в основе отраслевой, горизонтальной системы законодательства лежат 2 критерия: система права и система отраслей государственного управления. Горизонтальная плоскость системы законодательства расчленяется на отрасли законодательства в соответствии этим критериям, которые соответствуют отраслям права, таким как конституционное право,  конституционное законодательство, гражданское право, гражданское законодательство и так далее, а комплексные отрасли законодательства, которые выделены применительно к сферам государственного управления экономикой и социальными отношениями, а именно природоохранительное законодательство, сельскохозяйственное законодательство, транспортное законодательство и так далее. Составляющая отрасль законодательства – это вроде нормативной массы правовых актов над основной отраслью законодательства. Последние обозначены как отраслевые кодексы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.). Следовательно, отраслевая (горизонтальная) структура законодательства Российской Федерации включает в себя образования разного уровня: надотраслевые массивы (комплексные отрасли), основные отрасли, подотрасли, институты законодательства, нормативно-правовые акты.

Отрасли законодательства, копирующие содержание отраслей права, руководствуются основополагающими законами. Комплексные отрасли законодательства имеют двойственное управление: со стороны возглавляющего комплексного закона, и со стороны необходимых отраслевых основополагающих законов. Естественно, что "двойственное" управление проявляется в нестабильности комплексных отраслей.

В какой-то степени отождествляет отраслевую структуру законодательства Классификатор правовых актов, который был утвержден Указом Президента РФ № 511 от 15 марта 2000 г. Однако, он является всего лишь средством результативной организации поиска нормативно-правовой информации, поэтому его не следует применять в качестве базы определения отраслевой структуры законодательства.

Подводя итог обо всем вышесказанном, следует сделать вывод, что отраслевую структуру современного российского законодательства можно определить как совокупность базовых (основных) отраслей, комплексных (горизонтальных) отраслей и законодательных массивов.

 

 

 

2.3 Система законодательства в федеративном государстве

 

Главным признаком нормативно-правового  акта и его место в иерархической  структуре законодательства, является его юридическая сила, выражающая ступень подчиненности данного  акта актам вышестоящих органов. Объем компетенции органа есть юридическая сила акта. Бывают разные критерии классификации нормативных правовых актов. В зависимости от юридической силы нормативного правового акта они делятся на законы и подзаконные акты.

Вертикальная структура российского  законодательства, со слов А.С. Пиголкина, видится в следующем виде:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы РФ;

3. Федеральные законы РФ;

4. Указы Президента РФ;

5. Постановления Правительства РФ;

6. Нормативные приказы, постановления,  инструкции и акты иных наименований министерств, и иных центральных органов исполнительной власти РФ;

7. Нормативные акты представительных  и исполнительных органов местного самоуправления РФ;

8. Нормативные акты, издаваемые  администрацией предприятий и  учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

В вертикальную структуру законодательства в свою очередь задействованы  ратифицированные международные договоры и нормативные постановления  Конституционного суда РФ. В иерархическую  структуру законодательства так же включены акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления. В нашей курсовой, а именно в следующей главе будет рассказываться об их соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.

Конституция Российской Федерации объединяет звенья различных правовых актов. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ все законы и другие правовые акты, которые были приняты в Российской Федерации и в ее субъектах, не должны находиться в противоречии с Конституцией РФ. В статье 4 описано верховенство Конституции и федеральных законов, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации. Эти конституционные нормы придают Конституции особенный статус,  а также устанавливают и придают единство правового пространства в РФ.

В Конституции предусмотрен особый порядок внесения изменений и  принятия новой Конституции РФ. В. А. Четвернин считает, что в иерархичность норм Конституции входит 3 уровня: 1 глава, 2 и 9 главы, главы 3-8. Также особое значение для понимания места и роли Конституции в системе законодательства указывается в статье 15 Конституции на прямолинейный характер ее действия. В то же время прямое действие норм Конституции осложняется особенностью конституционных норм: большую часть в ней занимают нормы-взгляды, нормы-цели, учредительные нормы, не содержащие определенных правил поведения. Так, в статье 7 Конституции РФ закреплено: "В Российской Федерации охраняется труд и здоровье граждан..." Здесь показана не  невысокая нормативная концентрация. Базой регулирования общественных отношений является Конституция РФ и это осуществляется посредством принятия соответствующих законов.

а) Когда закрепленные нормой Конституции положения, не требуют  дополнительной регламентации и не содержат указания на случай её применения при условии принятия федерального закона, который регулирует права, свободы, круг обязанностей человека и гражданина, а также иные положения;

б) Когда суд придет к выводу, что Федеральный закон, который действует на всей территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) Если суд придет к  убеждению, что Федеральный закон, который принят после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) Если закон или другой нормативный правовой акт, который  принят субъектом Российской Федерации  по видам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ, противоречит Конституции Российской Федерации, а Федеральный закон, устанавливающий рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.

Разобрав вышеуказанные проблемы все же можно сказать, что Конституция является главным правовым образующим фактором. В ходе правового творчества и правового применения происходит детализирование конституционных норм, но при этом не происходит отклонение от буквы и духа Конституции.

Закон является следующим  звеном в иерархической структуре  законодательства. Закон – это  установленный в особом, порядке  правовой акт, который обладает высшей юридической силой и адресованный на упорядочивание особо важных общественных отношений.

Закон обладает верховенством  в иерархической системе законодательства и носит первоначальный характер. Иные правовые акты  опираются на законе и не могут  противоречить  ему. Также можно сказать, что  проявляться связь между правовой силой актов и кругом регулируемых ими общественных отношений. Чем важнее общественные отношения, тем выше по юридической силе становится правовой акт. В то же время встает вопрос определения важности общественных отношений. Принятие законов по "узким" вопросам общественных отношений, которые рассчитываются на неоднократное применение, возможно. Но это не должно показывать  мелочность регламентации общественной жизни.

Важным составляющим является введение взаимоотношений  между федеральными конституционными законами и Конституцией. Прямая установка на соответствие их юридической силы в Конституции отсутствует.

Часть 3 статьи 76 Конституции  РФ рассказывает нам о преимуществе федеральных конституционных законов  над федеральными законами. Федеральные  законы отвечают первым и стоят в иерархической структуре на ступень ниже. Федеральные законы принимаются по текущим вопросам общественной жизни. Для их принятия Конституция установила меньше сложную процедуру, а для принятия конституционных законов существует наиболее сложная процедура.

В Российском законодательстве существуют подзаконные акты, к ним  относятся нормативные указы  Президента Российской Федерации. В  зависимости от правоприменительных  указов они содержат нормы права, имеют общеобязательную значимость, возможно многократное их использование. Осуществимость издания Президентом нормативных указов предусмотрена частью 1 статьи 115 Конституции РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Конституции РФ указы и  распоряжения Президента "не должны быть в противоречии Конституции Российской Федерации и федеральным законам". С уверенностью можно сказать, что в данном случае термин "федеральный закон" употребляется в собирательном смысле.

Особые отношения актов  Президента с законами объясняются  тем, что в соответствии с Конституцией Президент не входит в систему разделения властей. Другие авторы оценивают публикацию указов утвердительно, так как они  носят законодательный характер и способны устранить пробелы в Российском законодательстве. В.А. Четвернин разделил указы Президента по юридической силе, он считает, что издаваемые указы Президента, по вопросам, которые не регулируются Федеральным законом, выше по иерархии, чем указы, которые издаются на основании и во исполнение законов.

Правительство Российской Федерации принимает постановления, который носит нормативный характер. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов и указов Президента. Чем и определяется их подзаконный характер.

В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, статья 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" устанавливается исполнение постановлений Правительства на всей территории Российской Федерации, что говорит о высоком статусе в иерархической системе законодательства.

Министерства, федеральные службы и федеральные агентства принимают правовые акты с различными названиями: приказы, инструкции, инструктивные письма и так далее. Все это разнообразие приводит в правоприменительной деятельности к проблеме, которая основывается на выяснении юридической силы акта. Исходные акты издаются органами власти и обладают специальной компетенцией. Акты являются подзаконными актами, которые принимаются на основе и во исполнение законов, указов Президента, актов Правительства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р говорится, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по истечению 30 дней после вступления в законную силу, но имеется исключение, а именно в законе может быть указан конкретный срок.

Информация о работе Становление системы Российского законодательства