Столыпинский проект преобразования россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:13, доклад

Описание работы

На протяжении долгого времени развитие российской государственности сопровождалось кризисами различной природы и глубины. Они вытекали из самой сущности самодержавия, которое не успевало адаптироваться к вызовам времени. Авторитарный режим всякий раз оказывался неспособным к системной трансформации, и в силу этого все попытки самодержавной власти выйти из кризисов носили паллиативный и незавершенный характер. Жесточайшая централизация государственного аппарата имела своим очевидным следствием бюрократический хаос, когда каждый отдельный высокопоставленный чиновник располагал огромными полномочиями, но ничтожной властью.

Файлы: 1 файл

Столыпинский проект преобразования России.pptx

— 264.36 Кб (Скачать файл)

Важно подчеркнуть, что закон о реформе местного суда пронизывала мысль о самоценности примирительных и арбитражных функций, позволявших добиться в ходе следствия и самого судебного процесса примирения сторон и способствовавших поиску и принятию консолидированных решений.

Помимо  этого, правительство Столыпина  выступило с целым рядом других инициатив. Предполагалось четко определить права человека во время предварительного следствия, ввести условный срок осуждения, а также установить гражданскую и уголовную ответственность чиновников за посягательство на свободы и права граждан.

Иными словами  речь шла о попытке «вплести»  декларированные гражданские свободы  в ткань законов Российской империи  и обеспечить процедуру их отстаивания, сделав ответственными за соблюдение этих свобод государство в целом  и каждого чиновника в отдельности. Реформа местного суда имела огромное значение, поскольку была призвана обеспечить  действительное равенство граждан перед законом.

Местное управление и 
самоуправление

В 1907 г. в  Государственную Думу были вынесены «Положение о волостном управлении»  и «Положение о поселковом управлении». Законопроекты предполагали учреждение бессословных органов местного самоуправления на низовом уровне-в поселковом обществе и волости. В устройство поселка вносилось принципиальное новшество-он больше не должен был основываться на общине. Поселок виделся Столыпину как «бессословная самоуправляющаяся единица», куда открыт доступ всем «заинтересованным в благоустройстве поселка с привлечением сих лиц и к несению соответствующих податных тягостей». В состав такого поселка должны были войти все лица и учреждения, владеющие на его территории недвижимостью или содержащие в черте усадебной оседлости села торговые. Промышленные и ремесленные заведения.

Наиболее  ожесточенное сопротивление помещиков  встретила предложенная Столыпиным реформа уездного управления. Смысл предусмотренных в ней изменений сводился к установлению исполнительной вертикали от министра до руководителя уездных государственных органов. Вплоть до начала XX в. государственная власть в России заканчивалась в губернии. Властные функции в уезде исполняли предводители дворянства, чья должность была  во-первых, общественной, то есть безответственной, а во-вторых, сословной. Между тем вопросы, входившие в компетенцию предводителей, затрагивали все население; к ним, в частности, относилось землеустройство.

В соответствии с  предложениями Столыпина, правительственная власть должна была обрести представителя на уровне уезда. Учреждалась должность начальника уездного управления, в ведение которого переходили все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь, сам начальник уездного управления непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом выстраивалась стройная административная иерархия, способная оперативно реагировать на вызовы времени.

Одновременно  Столыпин настаивал на упразднении должности земского начальника, который, обладая властными полномочиями,  представлял узкосословные интересы. Вместо нее предполагалось учредить должность участкового комиссара – агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления.

Сфера компетенции  уездных и губернских земств, а  также органов городского самоуправления была расширена, имущественный ценз для участия в их работе снижен. Правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.

Экономика, 
финансы, 
инфраструктура

Важным направлением деятельности правительства Столыпина  было также расширение свободы хозяйственной  деятельности. Государство отказалось от разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей широкий простор для бюрократического произвола, заменив его «явочным» принципом организации акционерных обществ. Для совершенствования финансово-кредитной системы правительство пошло на реформирование ее нормативной базы, облегчавшее деятельность малых и средних компаний. Были разработаны уставы Банка обществ взаимного кредита и Кассы городского и земского кредита.

Серьезные преобразования были намечены и в налоговой системе. Во-первых, планировалось упорядочить налоги. Во-вторых, налоговая система должна была стать социально ориентированной, что позволило бы  снизить внутреннюю  напряженность в стране. Для этого правительство предлагало ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Минимальная сумма, с которой бы он взимался, была по тем временам весьма значительной-850 рублей в год. Устанавливалась система льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов могла заметно снижаться. Важно, что  подоходный налог распространялся не только на физических лиц-им облагались различные общества, компании товарищества, артели и общественные собрания. Другими словами речь шла о политике социально-экономического регулирования для снятия остроты конфликтов между общественными группами.

В конце  XIX - начале XX в. в России началось интенсивное освоение месторождений полезных ископаемых, в частности нефти. Открывая широкий доступ к их разработке частному капиталу.

Столыпин полностью  отдавал себе отчет в необходимости  четких правил доступа к этой деятельности. Основными условиями такого доступа  были стабильная добыча нефти и выплата в казну разницы между стоимостью обязательного для добычи количества нефти по рыночной и условной цене. Последняя и являлась предметом торга при предоставлении участка в аренду – возможность разрабатывать месторождение получала компания, обязавшаяся больше платить государству. Рыночная цена фиксировалась специальным государственным органом. Причитающуюся казне долю арендатор должен был выплачивать за те периоды, когда рыночная цена превышала условную, и в объемах, соответствующих обязательной добыче.

При этом правительство уделяло большое  внимание развитию и модернизации инфраструктуры. Государство выделяло значительные средства  на строительство  стратегически значимых железнодорожных магистралей: Амурской железной дороги, второй колеи Сибирской магистрали и др. Активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т.д.

Таким образом, в экономической сфере правительство  Столыпина одновременно решало 2 задачи. С одной стороны, расширялось правовое пространство для свободного предпринимательства, с другой – повышалась роль государства как ключевого фактора существования этого пространства. Государство определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.

Социальная  
политика

Столыпинская программа  в сфере фабричного законодательства предполагала запрет на ночной труд женщин и подростков, а также на использование их при подземных работах. Рабочий день подростков сокращался, при этом работодателю предписывалось отпускать их ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. Рабочий день был ограничен 12 часами, причем в тех случаях, когда он превышал 8 часов, предусматривался перерыв для приема пищи продолжительностью не менее 2 часов в день.

В 1908 г. в Государственную Думу были внесены законопроекты «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Врачебную помощь своим работникам обязан был предоставить предприниматель. В случае болезни рабочие обеспечивались из больничных касс рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты утратившим трудоспособность ввиду производственных травм и членам семей погибших на производстве. Разрабатывались проекты о распространении этих норм  и на служащих государственных предприятий.

Одновременно правительство  рассматривало вопрос о юридическом закреплении права граждан на защиту своих экономических интересов. Так, предполагалось разрешить экономические стачки, а соответственно, расширить возможности для самоорганизации и создания профсоюзов.

Целью социальной политики Столыпина было формирование полноценного партнерства между работниками и работодателями в рамках складывавшегося правового пространства. Проводимые им социальные реформы были тесно увязаны с расширением прав и свобод личности, а также с преобразованиями в сферах экономики и государственного управления, более того, они были направлены на синхронизацию этих процессов. Столыпин старался соблюсти баланс между укреплением предприятий, повышением производительности труда и защищенностью рабочих. Основанием всего социального законодательства было четкое определение прав, которые приобретались  субъектами вместе с обязанностями.

Образование

Возглавив правительство, Столыпин планировал создать единую общедоступную образовательную  сеть, включающую начальные, средние и высшие учебные заведения. При этом подчеркивалась необходимость «законченного круга знаний» на каждой ступени образовательного цикла.

К 1907 г. правительством был подготовлен законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Одновременно разрабатывались меры, направленные на формирование системы педагогических учреждений. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Их подготовкой должны были заниматься специальные учительские курсы, а также Учительский институт, созданный в Ярославле. Государство не жалело средств и на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать для них ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования реформ выросли почти в 4 раза – с 9 до 35,5 млн. руб.

Предполагалось  реформировать и систему высшего  образования. Правительством был разработан проект нового Университетского устава, предоставлявшего высшей школе широкую автономию (возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д.). Вместе с тем устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать поддержанию в стенах университетов здоровой академической обстановки. Немаловажное значение имело также привлечение к делу развития образования общественности. Именно во время пребывания Столыпина во главе правительства были разработаны положения о таких негосударственных учебных заведениях, как Московский археологический институт, Московский коммерческий институт и Народный университет имени А. Л. Шанявского.

 

Военная 
реформа

В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности для обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось «вписать» отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

Были  увеличены ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. При прокладке  новых железнодорожных путей  учитывались военно-стратегические интересы страны. Так, сооружение второй колеи Сибирской магистрали и строительство Амурской железной дороги должны были облегчить переброску на восток сил из других частей империи и – тем самым - оборону дальневосточных окраин России.

Столыпин  был категорически противником  силовых методов разрешения внешнеполитических конфликтов. Потрясенный бессмысленностью войны с Японией, он говорил: «Грустна и тяжела война, не скрашенная жертвенным порывом». Вместе с тем он решительно настаивал на необходимости укрепления военно-стратегической мощи России.

Это его установка  отчетливо проявилась при обсуждении вопроса о строительстве современного флота. После Цусимы нашлось немало желающих заявить, что флот стране не нужен – его создание и развитие требуют значительных ассигнований, а потерять его можно мгновенно. Выступая в Государственной думе, Столыпин призвал слушателей «забыть ту жгучую боль, которую испытывает каждый русский, когда касается вопроса о русском флоте», и понять, что «только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках море, который может его отстоять». В Главном морском штабе были разработаны так называемые большая и малая судостроительные программы, предусматривавшие строительство четырех линейных кораблей с турбинными двигателями, что являлось новой ступенью в техническом оснащении российского флота.

Модернизация  российской армии осуществлялась в  те годы, когда вся Европа жила в  ожидании большой войны. Уже сложилась  блоковая система, в формировании которой  Россия принимала самое активное участие. Однако Столыпин прекрасно  отдавал себе отчет, что втягивание страны в мировую войну создаст  непомерную нагрузку на отечественную  экономику, вооруженные силы и социальные структуры. Проводимые им системные  преобразования могли принести плоды  только в условиях мирного поступательного  развития. Именно поэтому он приложил все усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908-1909гг. не перерос в вооруженное  столкновение.

Результаты  
столыпинских 
реформ

    • За 5 лет пребывания на посту премьер-министра Столыпину удалось вывести Россию из кризиса. Преодолев экономическую депрессию, страна вступила в фазу устойчивого экономического роста. Перед первой мировой войной по темпам экономического роста Россия занимала 5 место в мире. В 1909-1913 гг. объем промышленного производства увеличился почти в 1,5 раза. Доля России в мировом промышленном производстве с 1900по 1913 г. повысилась на 5,3%;
    • быстрыми темпами росло производство с/х - ной продукции. Причем происходило это не только за счет расширения площади с/х - ных угодий, но прежде всего за счет освоения крестьянами новых форм и методов хозяйствования.
    • На протяжении 1906-1913 гг. сохранялась устойчивая тенденция к ускорению выхода крестьян из общины и закреплению земли в личную собственность. Если в 1907-1911 гг. в среднем по России о своем желании выделиться из общины ежегодно заявляли 76798 домохозяев, то в 1912-1913 гг. – 160952, т.е. в 2,09 раза больше.
    • К началу 1914 г. общая площадь, охваченная землеустройством, составляла 25 млн. дес. В 1907-1913 гг. изменить условия землепользования пожелало около 5 млн. домохозяев – почти 2/5 всех крестьянских дворов Европейской России.
    • Принципиально важной представляется тенденция к выделению именно отдельных домохозяйств. За 1907-1913 гг. было подано около 707 тыс. соответствующих ходатайств, причем 45,5% из них - в 1912 – 1913 гг. Всего за 1907 – 1913 гг. было утверждено свыше 235 тыс. таких проектов.

Информация о работе Столыпинский проект преобразования россии