- Правительство оказывало финансовую поддержку переселенцам. В 1906-1914 гг. попытать счастья за Уралом решили порядка 3,8 млн. человек. Некоторые из них вскоре вернулись в Европейскую Россию, однако подавляющая часть (более 70%) оставалась осваивать огромные земельные пространства Сибири и Дальнего Востока.
- Темпы роста объема с/х-ного производства, его товарности и урожайности настолько превосходили характерные для предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода, что их нельзя объяснить одной лишь благоприятной экономической конъюнктурой. Совместными усилиями правительства и земских организаций было открыто свыше 300 новых с/х-ных учебных заведений, более 1000 курсов, в 20 тыс. пунктах читались лекции и проводились беседы по различным вопросам сельского хозяйства. В 1906-1910 гг. использование с/х-ных машин и орудий на десятину посева выросло, по сравнению с 1901 г., на 213,3%. В Голодной степи в Туркестане и Муганской степи на Кавказе были проведены оросительные работы, в Барабинской степи томской губернии – ирригационные. Правительство финансировало меры по борьбе с оврагами и песками. Широкое развитие получили крестьянские сословно-общественные учреждения мелкого кредита.
- Динамичное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и средств связи способствовало устойчивому росту бюджета, который начиная с 1910 г. стал профицитным. В частности, в 1913 г. Доходная часть бюджета составляла 3431,2 млрд. рублей, а расходная – 3382,9 млрд.
- Развивалась частная финансовая инициатива. Если 1908 г. в России было 9 касс мелкого кредита, то в 1914 г. – уже 203. К началу 1914 г. в стране действовало более 30 тыс. различного рода кооперативных объединений, охватывавших свыше 10 млн. человек.
- Увеличилось число товарных бирж (к 1913 г. Их было уже 94) и торговых предприятий. Возросли объемы внешней торговли. Так, в 1913 г. Экспорт хлеба вырос, по сравнению с 1900 г., на 94%, одновременно увеличился внутренний товарооборот на душу населения.
- Наметилась устойчивая тенденция к повышению уровня жизни всех слоев населения, изменилась структура потребления важнейших продуктов питания, выросли заработки промышленных и с/х-ных рабочих. Определенные сдвиги фиксировались и в области здравоохранения – например, за 1906-1910 гг. было открыто более 500 новых врачебных участков.
- Значительные позитивные изменения произошли в сфере начального, среднего, общего и специального образования. К концу 1914 г. в России насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, 32 средних и 27 низших технических училищ, 441 мужская гимназия, 29 прогимназий и 284 реальных училищ. Доля детей в возрасте от 8 до 11 лет, посещавших школу, достигла 30,1% (46,6% - в городах, 28,3% - в сельской местности). Увеличение числа учащихся потребовало расширения сети учебных заведений, готовивших учителей. К 1913 г. в стране действовали 33 учительских института, 128 учительских семинарий, 147 педагогических курсов. Выросло число национально-региональных учебных заведений, в частности еврейских и мусульманских. В государственных высших учебных заведениях России обучалось более 71 тыс. студентов и еще порядка 52 тыс. - в общественных и частных.
- Правительством Столыпина была разработана и реализована система мер по благоустройству городов и поселков городского типа (проведение канализации, водопровода, электрического освещения, трамвайных линий, телефонизация т.д.). Постепенно менялся и облик российской деревни. Городские работники и деревенские жители стали лучше питаться, носить модную одежду, проявлять устойчивый интерес к вопросам общественной и политической жизни.
- Но все же самое главное заключалось в том, что столыпинские преобразования дали мощный толчок раскрепощению личности. Пробуждался интерес к получению образования – общего и специального, желание попробовать свои силы в инновационных отраслях экономики, выбрать такую профессию, которая больше всего отвечала природным склонностям. Обычным явлением стало посещение лекций в Народных университетах и вечерних курсов, кружков самодеятельности, народных театров, клубов, выступлений модных поэтов и писателей. Возросло число тех, кто хотел участвовать в общественной и политической жизни страны. По сути дела, речь шла о формировании новых ценностных и поведенческих ориентиров.
Заключение:
Одна
из острейших проблем отечественной истории
заключается в том, что, несмотря на мобилизацию
огромных людских и материальных ресурсов,
а также значительные издержки и даже
людские потери, реформы в России не решали
своей ключевой задачи: не способствовали
выходу страны на качественно новый уровень
развития. Российские реформаторы зачастую
оказывались заложниками собственных
преобразований, которые плодили конфликты
и общественные противоречия. Ведь всякий
раз усилия были направлены на изменение
не всей системы политических, экономических,
социальных и правовых отношений, а лишь
некоторых из ее элементов. Уникальность
Столыпина как реформатора именно в том
и состоит, что он впервые в российской
истории предложил программу системной
трансформации страны, позволявшую
выйти из этого заколдованного круга.
Используемая
литература:
- Анфимов А. М. 2002. П. А. Столыпин и судьбы российского крестьянства. - М.
- Бок М. П. 1992. П. А. Столыпин. Воспоминания о моем отце. – М.
- Бородин А. П. 2004. Столыпин. Реформы во имя России. – М.
- Гейфман А.. 1997. Революционный террор в России, 1894-1917. – М.
- Давыдов М. А.. 2002. О статистике землеустройства в России (1907-1913 гг.)//Экономическая история. Ежегодник 2001. – М.
- Могилевский К. И. 2008. Столыпинский проект уездной реформы в Совете по делам местного хозяйства //Долг и судьба историка. – М.
- Могилевский К. И., Соловьев К. А. 2007. П. А. Столыпин: Личность и реформы – Калининград.
- Могилевский К. И., Соловьев К. А. 2008. П. А. Столыпин // Имя Россия. Исторический выбор 2008. – М.
- П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. 2002. Т. 1. – М.
- П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. 2003. Т. 2. – М.
- П. А. Столыпин: Биохроника. 2006а. – М.
- П. А. Столыпин: Грани таланта политика. 2006б. – М.
- Пожигайло П. А., Шелохаев В. В. 2005. П. А. Столыпин: Интеллект и воля. – М.
- Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. 1995. – СПб.
- Соловьев К. А. 2006. Думская монархия: Общественный диалог на фоне реформы // Родина. № 11.
- Столыпин П. А. 1991. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственном совете. 1906-1911. – М.