Столыпинский проект преобразования россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:13, доклад

Описание работы

На протяжении долгого времени развитие российской государственности сопровождалось кризисами различной природы и глубины. Они вытекали из самой сущности самодержавия, которое не успевало адаптироваться к вызовам времени. Авторитарный режим всякий раз оказывался неспособным к системной трансформации, и в силу этого все попытки самодержавной власти выйти из кризисов носили паллиативный и незавершенный характер. Жесточайшая централизация государственного аппарата имела своим очевидным следствием бюрократический хаос, когда каждый отдельный высокопоставленный чиновник располагал огромными полномочиями, но ничтожной властью.

Файлы: 1 файл

Столыпинский проект преобразования России.pptx

— 264.36 Кб (Скачать файл)
    • Правительство оказывало финансовую поддержку переселенцам. В 1906-1914 гг. попытать счастья за Уралом решили порядка 3,8 млн. человек. Некоторые из них вскоре вернулись в Европейскую Россию, однако подавляющая часть (более 70%) оставалась осваивать огромные земельные пространства Сибири и Дальнего Востока.
    • Темпы роста объема с/х-ного производства, его товарности и урожайности настолько превосходили характерные для предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода, что их нельзя объяснить одной лишь благоприятной экономической конъюнктурой. Совместными усилиями правительства и земских организаций было открыто свыше 300 новых с/х-ных учебных заведений, более 1000 курсов, в 20 тыс. пунктах читались лекции и проводились беседы по различным вопросам сельского хозяйства. В 1906-1910 гг. использование с/х-ных машин и орудий на десятину посева выросло, по сравнению с 1901 г., на 213,3%. В Голодной степи в Туркестане и Муганской степи на Кавказе были проведены оросительные работы, в Барабинской степи томской губернии – ирригационные. Правительство финансировало меры по борьбе с оврагами и песками. Широкое развитие получили крестьянские сословно-общественные учреждения мелкого кредита.
    • Динамичное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и средств связи способствовало  устойчивому росту бюджета, который начиная с 1910 г. стал профицитным. В частности, в 1913 г. Доходная часть бюджета составляла  3431,2 млрд. рублей, а расходная – 3382,9 млрд.
    • Развивалась частная финансовая инициатива. Если 1908 г. в России было 9 касс мелкого кредита, то в 1914 г. – уже 203. К началу 1914 г. в стране действовало более 30 тыс. различного рода кооперативных объединений, охватывавших свыше 10 млн. человек.
    • Увеличилось число товарных бирж (к 1913 г. Их было уже 94) и торговых предприятий. Возросли объемы внешней торговли. Так, в 1913 г. Экспорт хлеба вырос, по сравнению с 1900 г., на 94%, одновременно увеличился внутренний товарооборот на душу населения.
    • Наметилась устойчивая тенденция к повышению уровня жизни всех слоев населения, изменилась структура потребления важнейших продуктов питания, выросли заработки промышленных и с/х-ных рабочих. Определенные сдвиги фиксировались и в области здравоохранения – например, за 1906-1910 гг. было открыто более 500 новых врачебных участков.
    • Значительные позитивные изменения произошли в сфере начального, среднего, общего и специального образования. К концу 1914 г. в России насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, 32 средних и 27 низших технических училищ, 441 мужская гимназия, 29 прогимназий и 284 реальных училищ. Доля детей в возрасте от 8 до 11 лет, посещавших школу, достигла 30,1% (46,6% - в городах, 28,3% - в сельской местности). Увеличение числа учащихся потребовало расширения сети учебных заведений, готовивших учителей. К 1913 г. в стране действовали 33 учительских института, 128 учительских семинарий, 147 педагогических курсов. Выросло число национально-региональных учебных заведений, в частности еврейских и мусульманских. В государственных высших учебных заведениях России обучалось более 71 тыс. студентов и еще порядка 52 тыс. - в общественных и частных.
    • Правительством Столыпина была разработана и реализована система мер по благоустройству городов и поселков городского типа (проведение канализации, водопровода, электрического освещения, трамвайных линий, телефонизация т.д.). Постепенно менялся и облик российской деревни. Городские работники и деревенские жители стали лучше питаться, носить модную одежду, проявлять устойчивый интерес к вопросам общественной и политической жизни.
    • Но все же самое главное заключалось в том, что столыпинские преобразования дали мощный толчок раскрепощению личности. Пробуждался интерес к получению образования – общего и специального, желание попробовать свои силы в инновационных отраслях экономики, выбрать такую профессию, которая больше всего отвечала природным склонностям. Обычным явлением стало посещение лекций в Народных университетах и вечерних курсов, кружков самодеятельности, народных театров, клубов, выступлений модных поэтов и писателей. Возросло число тех, кто хотел участвовать в общественной и политической жизни страны. По сути дела, речь шла о формировании новых ценностных и поведенческих ориентиров.

Заключение:

 

 Одна  из острейших проблем отечественной истории заключается в том, что, несмотря на мобилизацию огромных людских и материальных ресурсов, а также значительные издержки и даже людские потери, реформы в России не решали своей ключевой задачи: не способствовали выходу страны на качественно новый уровень развития. Российские реформаторы зачастую оказывались заложниками собственных преобразований, которые плодили конфликты и общественные противоречия. Ведь всякий раз усилия были направлены на изменение не всей системы политических, экономических,  социальных и правовых отношений, а лишь некоторых из ее элементов. Уникальность Столыпина как реформатора именно в том и состоит, что он впервые в российской истории предложил программу системной трансформации страны, позволявшую выйти из этого заколдованного круга.

Используемая  литература:

 

    1. Анфимов А. М. 2002. П. А. Столыпин и судьбы российского крестьянства. - М.
    2. Бок М. П. 1992. П. А. Столыпин. Воспоминания о моем отце. – М.
    3. Бородин А. П. 2004. Столыпин. Реформы во имя России. – М.
    4. Гейфман А.. 1997. Революционный террор в России, 1894-1917. – М.
    5. Давыдов М. А.. 2002. О статистике землеустройства в России (1907-1913 гг.)//Экономическая история. Ежегодник 2001. – М.
    6. Могилевский К. И. 2008. Столыпинский проект  уездной реформы в Совете по делам местного хозяйства //Долг и судьба историка. – М.
    7. Могилевский К. И., Соловьев К. А. 2007. П. А. Столыпин: Личность и реформы – Калининград.
    8. Могилевский К. И., Соловьев К. А. 2008. П. А. Столыпин // Имя Россия. Исторический выбор 2008. – М.
    9. П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. 2002. Т. 1. – М.
    10. П. А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. 2003. Т. 2. – М.
    11. П. А. Столыпин: Биохроника. 2006а. – М.
    12. П. А. Столыпин: Грани таланта политика. 2006б. – М.
    13. Пожигайло П. А., Шелохаев В. В. 2005. П. А. Столыпин: Интеллект и воля. – М.
    14. Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. 1995. – СПб.
    15. Соловьев К. А. 2006. Думская монархия: Общественный диалог на фоне реформы // Родина. № 11.
    16. Столыпин П. А. 1991. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственном совете. 1906-1911. – М.

Информация о работе Столыпинский проект преобразования россии