Структура права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автора, является рассмотрение категорий «система права» и «система законодательства», а также их соотношения.
Мы последовательно рассмотрим понятие системы права и понятие системы законодательства, содержание этих категорий и их соотношение. Кроме того, в работе будет рассмотрено состояние российской системы права и системы законодательства, а также история развития научных взглядов на систему права и систему законодательства, а также их взаимодействие.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие системы права и ее структурные элементы
Глава 2. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь
Глава 3. Особенности современной Российской системы права и системы законодательства
Заключение
Список литературы
Нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

курсовая система и стр права.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Все такие обособленные нормы в полной мере обладают свойствами правовых институтов, регламентирующих отдельную группу общественных отношений. А.С. Пиголкин выделяет три признака в качестве юридического критерия обособленности той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт: юридическое единство правовых норм. Как целостное образование юридический институт характеризуется единством содержания, которое выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности используемых правовых понятий, единстве правового режима регулируемых отношений либо иным способом.

Полнота регулирования  определенной совокупности общественных отношений. Правовой институт включает в себя различные виды правовых норм. Это могут быть дефинитивные, управомачивающие, обязывающие, запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений. Вследствие этого каждый правовой институт является уникальным, выполняет только ему присущие функции и не дублируется другими структурными компонентами системы права; обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других нормативно-правовых актов. Логическая последовательность и совершенство закона предполагают такую дифференциацию его содержания, которая определяется качественной обособленностью той или иной совокупности норм. А эта качественная обособленность как раз и охватывается понятием правового института8.

Обычно правовой институт – это сравнительно небольшая  общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной  отрасли права. В то же время отдельные  так называемые смешанные институты могут содержать нормы, характерные для разных отраслей права. Например, институт, устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть, другой отрасли права.

Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений  не является чистой, в ней всегда присутствует в большей или меньшей  степени некоторое количество отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного, административного, финансового и иных отраслей законодательства.

Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права – отрасль права. Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Однородность той или  иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, уголовное право, административное право и т. д.). Все отрасли права взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению.

В последнее время в системе российского права, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей: налоговое право, таможенное право, банковское право и т. д. Все эти отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеративных отношений, отразили интересы и своеобразие правового статуса их субъектов. В нормативных актах данных отраслей учтены многие общие тенденции социально-экономического развития России на современном этапе.

Отрасль права не представляет собой механическое объединение  норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся целым рядом свойств и признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право – отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства.

«Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы»9.

Каждая отрасль права имеет  основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, определяют их необходимые свойства, как компонентов данной, а не иной отрасли права.

В пределах отрасли также определяется своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовое меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных отношениях. Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.

В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли, которые  объединяют несколько институтов одной  и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней  такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном , гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Ряд авторов выделяют еще и субинститут права. Так, по мнению М. Н. Марченко, «между институтами внутри отрасли могут существовать отношения субординации, соподчинения. Определенные части крупного института образовывают нередко самостоятельные подразделения, которые называются субинститутами. Например, институт финансовой дисциплины, дисциплины труда, имущественной ответственности и т. д»10.

Проблема расположения правовых норм по институтам и отраслям права имеет важное теоретическое  и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации законов и иных нормативно-правовых актов, приведение их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

В основе деления системы  права на отрасли лежат два  критерия: предмет и метод правового  регулирования.

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права  критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных, (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) причин, сообразно специфике и существующим связям между общественными отношениями.

Под методом правового  регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

По характеру воздействия  выделяют два метода правового регулирования: метод субординации (авторитарный метод) и метод координации (автономный метод).

Метод субординации – это способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений. Императивный метод заключается в подчинении одного субъекта другому. Данный метод наиболее характерен для административного, то есть управленческого права.

Метод координации – это способ регулирования общественных отношений путем предоставления участникам равных правомочий. Автономный метод дает субъектам правоотношения возможность вступления в соглашение и выбора варианта своего поведения.

Ряд авторов (С.С. Алексеев, А.В. Наумов) к числу методов правового регулирования относят три приема:

Дозволение – предоставление права на определенное поведение, например, предоставление права на необходимую  оборону против преступного посягательства.

Обязывание – возложение обязанности совершить определенные действия, например, при уплате налогов.

Запрещение – наложение  запрета на совершение определенных действий, например, запрет на незаконные действия с наркотиками.

Способы правового регулирования  определяются характером предписаний, зафиксированных в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение предоставляет возможность альтернативного поведения, обязывание побуждает к активному поведению, а запрет, напротив, предполагает воздержание от определенных действий, то есть, пассивность, предусмотренную законом.

Система права как  конкретная юридическая реальность - результат исторической эволюции. Будучи только стороной социального  целого, право не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения в нем - лишь следствие изменений общества.

В зарубежном правоведении общепринято деление системы  права на публичное и частное  право. Деление такого рода проводили  древнеримские юристы, которые различали  в праве частное и публичное. Римский юрист Ульпиан считал, что публичное право есть то, которое относится к положению государства, частное, которое относится к пользе отдельных лиц11.

Публичное право регулирует ту область общественных отношений, в которой главенствующую роль играет государство. Частное право регулирует ту область общественных отношений, где поступки субъектов определяются их собственной волей, юридически оформляемой договором.

Проследим эволюцию взглядов на вопрос разделения права на публичное  и частное.

В дооктябрьской России были широко распространены теоретические схемы Н. Коркунова, И. Коллера и др. Типичным является описание строения права Нового времени И. Коллером. С его точки зрения, частное право охватывает:

1) личное право (по  современной терминологии - комплекс  личных неимущественных прав);

2) вещное право;

3) обязательственное  право;

4) торговое право;

5) семейное и имущественное  право супругов и наследников.

На долю публичного права, по И. Коллеру, приходится:

1) государственное и церковное  право;

2) охрана права, гражданский  процесс, уголовное право, уголовный процесс;

3) международное право.

Немецкая юридическая мысль  развивалась примерно в том же русле. Г. Еллинек, например, расчленяя  публичное право «на международное  и государственное право в  широком смысле», отмечал, что «последнее распадается на судебное и процессуальное право, административное и государственное право в тесном смысле»12. По мнению автора, отнесение к публично-правовой сфере церковного права как права публичных союзов неточно. Церковный порядок основан на совершенно других началах, чем правопорядок государственный, и потому церковное право - как внутреннее право церкви - может быть поставлено рядом с частным и публичным правом в качестве самостоятельного элемента. Как видим, различия в трактовке публичного права российскими и европейскими юристами невелики. Введение понятия «государственное право в широком смысле» положения не меняет, поскольку в обоих случаях речь идет по существу об одном и том же: публично-правовая сфера регулируется международным, государственным, административным, уголовным, процессуальным правом. Вопрос о месте церковного права не влияет решающим образом на структуру права.

Современное российское правоведение признает, что различение публичного и частного права является необходимой  предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, поскольку «примат публичного права над интересами граждан, который имел место в теории советского права, на практике привел к безудержному администрированию и неоправданному сужению прав личности»13.

Наряду с частным и публичным  в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права. Материальные отрасли – государственное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие – регулируют права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли – уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право – устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Информация о работе Структура права