Структура права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автора, является рассмотрение категорий «система права» и «система законодательства», а также их соотношения.
Мы последовательно рассмотрим понятие системы права и понятие системы законодательства, содержание этих категорий и их соотношение. Кроме того, в работе будет рассмотрено состояние российской системы права и системы законодательства, а также история развития научных взглядов на систему права и систему законодательства, а также их взаимодействие.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие системы права и ее структурные элементы
Глава 2. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь
Глава 3. Особенности современной Российской системы права и системы законодательства
Заключение
Список литературы
Нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

курсовая система и стр права.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Спиридонов Л. И. отмечает, что «значение юридической науки  в решении правотворческих проблем декларативно признавалось, но на практике дело сводилось к наличию десяти отраслей права. Такими оказались «теоретические» итоги первого совещания научных работников права, проходившего в июле 1938 г., и теоретической дискуссии о правовой системе 1938-40 гг. В число десяти отраслей входили государственное, трудовое, земельное, колхозное, административное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное, судебное право. Существование публичного и частного права в социалистическом обществе отрицалось, ибо, как утверждалось, социализм не знает противоречий между личностью и обществом, между частным и публичным. Свою роль здесь сыграло и высказывание В. И. Ленина о том, что «мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»19.

Разделение законодательства на отдельные отрасли, казалось бы, не должно вызывать серьезных трудностей. Нужно просто выделить отрасли по предмету регулирования, по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм. Однако в нашей правовой теории проблема эта оказалась излишне усложненной.

В 1938 г. в докладе об основных задачах науки советского социалистического права А. Я. Вышинский (который занимал тогда пост Генерального прокурора страны и одновременно считался главным ученым-юристом) в директивном порядке определил отрасли советского права: государственное, административное, гражданское, трудовое, земельное, колхозное, уголовное, процессуальное и международное. Список был исчерпывающим, никаких других отраслей не предусматривалось. Отрасли, названные Вышинским, составили альфу и омегу системы советского законодательства (или системы социалистического права, как тогда говорили)20.

Однако в 50-е гг. выяснилось, что этот исчерпывающий перечень отраслей явно не достаточен. Потребности развития законодательства, обусловленные усложнением общественных отношений требовали расширения круга признанных ранее отраслей. Особенно остро этот вопрос встал во время дискуссии о хозяйственном праве, проходившей в конце 50-х - начале 60-х гг. В то время велась подготовка Основ гражданского законодательства, и в связи с этим возникла проблема: должно ли гражданское законодательство регулировать имущественные отношения между всеми субъектами - и гражданами, и предприятиями - или только отношения с участием граждан, а отношения между предприятиями и другими юридическими лицами (хозяйственные отношения) нужно выделить в специальную отрасль и разрабатывать для нее специальные законы.

Для ответа на этот вопрос (а речь велась не только о хозяйственном праве, но и о других молодых отраслях) была создана теоретическая конструкция, основывающаяся на отличии отрасли права от отрасли законодательства. Отрасль права, по этой конструкции, должна была обладать своим собственным предметом регулирования (по принципу один предмет - одна отрасль права) и особым методом регулирования.

Если оба эти признака наличествовали, мы имели дело с  отраслью права. Если же предмет «делился»  с другой отраслью или метод оказывался несамостоятельным, то речь шла об отрасли законодательства.

По этой конструкции, отрасли права всегда выглядят образованиями  первосортными, полноценными, а отрасли  законодательства - подчас второсортными, не вполне полноценными. Чтобы признать отрасль законодательства отраслью права, нужно было признать за ней двойной мандат - свой предмет и свой метод. Отрасли, названные Вышинским, получили статус отраслей права, в отношении же молодых, нарождающихся отраслей вопрос решался каждый раз в длительных дискуссиях, увы, не всегда плодотворных. Был выдвинут и формальный признак отличия отрасли права от отрасли законодательства: первая (отрасль права) имела в качестве первичного основания конкретную правовую норму, а вторая (отрасль законодательства) - нормативный акт21.

Так в теории права родилась дихотомия: отрасль права - отрасль законодательства.

В ходе второй дискуссии  по этим проблемам, проходившей в 1956-59 гг., предпринимались попытки сформулировать такие предпосылки системы права, которые опирались бы на объективные  свойства самого права и лежащих в его основе общественных отношений. В результате в советской юридической науке восторжествовало убеждение в необходимости при поисках основы дифференциации права на отдельные отрасли выйти за пределы юридических явлений. Большинство пришло к выводу, что такой основой является особенность того или иного вида общественных отношений, то есть, предмет правового регулирования. Вместе с тем то же большинство признало невозможным отправляться от одного только предмета юридического воздействия. Каждый предмет можно многократно дробить и тем самым создавать базу для множества новых отраслей права (например, право водное, лесное, горное, промышленное, транспортное, железнодорожное и т.д. и т.п.). Поэтому должен быть выявлен дополнительный критерий, которым был признан метод правового регулирования. «Не могут существовать отрасли права с различными предметами и тождественными методами, точно так же как при данных исторических условиях один и тот же предмет не может регулироваться при помощи различных юридических методов. Отрасли права, входящие в состав единой системы права, отличаются друг от друга по единству предмета и метода правового регулирования»22, - эта формулировка дает достаточно полное представление о наиболее распространенном понимании принципов построения системы прав.

Л. И. Спиридонов отмечает, что «попытки конкретно построить  систему права выявили необходимость  еще одного критерия - той функции, которую осуществляет данная отрасль  в праве как целостности». В  результате было выделено три составных части подобной целостности: 1) государственное право как основополагающее звено системы советского права; 2) материальные отрасли, включившие уголовное, гражданское, административное, трудовое, колхозное и семейное право; 3) процессуальные отрасли, включившие уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. При этом под материальным правом, с точки зрения его функций, понимались отрасли, чьи юридические нормы прямо регулируют поведение людей, если их деятельность не связана с формированием государственной власти. Функции же процессуальных отраслей - регулирование отношений, складывающихся в ходе принудительного осуществления прав и обязательств, вытекающих из норм материального права.

При таком делении  не удается выявить единого критерия объединения отраслей права в правовые общности и систему права. Прежде всего, это касается государственного права. Сами авторы рассматриваемой схемы признавали, что оно несопоставимо с другими отраслями, ибо, закрепляя основы общественного и политического строя, включает в свой предмет практически все комплексы социалистических общественных отношений.

Сейчас различные авторы выделяют одиннадцать (Пиголкин) или  двенадцать (Назаренко) отраслей права  Российской Федерации.

Государственное право. Это отрасль права, нормы которой закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан. Нормы государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума 12.12.1993., конституциях республик, уставов краев, областей и иных субъектов Российской Федерации.

Административное право. Эта отрасль права, которая регулирует отношения складывающиеся в процессе государственного управления. В отличие от государственного оно, в основном, регулирует деятельность Правительства РФ и иных исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также устанавливает систему административных проступков и порядок применения административной ответственности к виновным лицам. Нормы административного права содержатся в Конституции РФ, в Кодексе об административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также указах Президента РФ, в Постановлениях Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах органов субъектов РФ, решениях органов местного самоуправления.

Финансовое право. Эта  отрасль представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения по накоплению и распределению государственных финансов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов государственной власти РФ, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его выполнением. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Налоговом Кодексе, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента РФ, Постановлениях Правительства России и других источниках.

Земельное (аграрное) право. Это отрасль, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности  государства или в частном владении. В связи с их использованием и охраной. В них устанавливается компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных участков, особенности использования земель сельскохозяйственного, городского и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров. Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными актами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства России, а также законами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Гражданское право. Эта  отрасль объединяет нормы, которые регулируют имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения. В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских правоотношений занимают равноправное положение. «Это горизонтальные отношения, в которых участники не подчинены друг другу»23. Гражданское право закрепляет правовое положение государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования, авторства и т.д. Отношения в сфере гражданского права регулируются частями первой, второй и третьей Гражданского Кодекса РФ, Жилищным кодексом, федеральными законами о залоге, о товарных знаках, о банкротстве и другими актами.

Трудовое право. Эта  отрасль представляет собой систему  норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями и учреждениями. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, разрешение трудовых споров. Основным актом трудового права является Трудовой Кодекс РФ, законы, регулирующие пенсионные отношения и другие акты.

Природоохранительное (экологическое) право регулирует общественные отношения  в сфере освоения и использования  окружающей природной среды, а также  устанавливает юридический механизм охраны природы. Нормы природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и благоприятную среду, устанавливают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Основными законодательными актами природоохранительного права являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 1912.91., Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95., Закон РФ «О недрах» от 21.02.92., Лесной Кодекс, Водный кодекс и другие.

Семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отношения, связанные  со вступлением в брак, его прекращением, алиментированием и усыновлением. В основе семейного права РФ лежит Семейный Кодекс.

Уголовное право –  это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие  в связи с совершением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Источником уголовного права РФ является Уголовный кодекс.

Уголовно-исполнительное право – это пенитенциарная отрасль, нормы которой регулируют условия  и порядок отбывания наказания. Источником является Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регулирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-процессуального права РФ лежит Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства и других процессуальных явлений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений. Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Информация о работе Структура права