Структура права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автора, является рассмотрение категорий «система права» и «система законодательства», а также их соотношения.
Мы последовательно рассмотрим понятие системы права и понятие системы законодательства, содержание этих категорий и их соотношение. Кроме того, в работе будет рассмотрено состояние российской системы права и системы законодательства, а также история развития научных взглядов на систему права и систему законодательства, а также их взаимодействие.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие системы права и ее структурные элементы
Глава 2. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь
Глава 3. Особенности современной Российской системы права и системы законодательства
Заключение
Список литературы
Нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

курсовая система и стр права.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Связь материальных и процессуальных отраслей права является взаимной и  двусторонней: материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

В системе права Российской Федерации  специализация материальных и процессуальных отраслей имеет всеобщий характер. Нормы уголовного права применяются  в форме уголовного процесса, гражданский  процесс тесно связан с другими  материальными отраслями.

Конкретные связи между гражданским процессуальным правом и отдельными материальными отраслями различны и зависят от того, какая часть норм может применяться в форме гражданского процесса.

В гражданском, трудовом, семейном праве  гражданский процесс преобладает над иными формами разрешения конфликтов. Государственное, административное и финансовое право, напротив, допускают использование гражданского процесса в ограниченных пределах.

Однако по мере развития правового  государства судебный контроль за законностью решений государственных органов власти и управления будет расширяться, соответственно усилится роль гражданского процессуального права в реализации норм публичного права14.

 

Глава 2. Система права  и система законодательства: соотношение  и взаимосвязь

 

Опыт исторического развития самых разнообразных государств от далекого прошлого до современности с убедительностью свидетельствует, что законодательство любого государства всегда нуждалось в известном упорядочении – приведении разрозненных норм в определенную систему. Однородные по своему предмету, но принятые разрозненно правовые нормы постепенно с учетом их значения объединялись в систематизированные законодательные акты, например, в так называемые варварские правды (Салическая правда, Польская правда), судебники, кодексы законов.

В истории нашего отечества периодов Киевской и Московской Руси известны самостоятельные примеры систематизации законодательства, на основе складывающихся древнеславянских обычаев и влияния  византийского права и православной культуры. Начало было положено Русской Правдой Ярослава Мудрого (1016 г.), судными грамотами Новгорода и Пскова и т.д. В период Московского государства выдающимся памятником кодификации законодательства стало Соборное уложение 1649 г.

В советском государстве с начала 20-х годов возникла система кодексов и союзных основ главных отраслей законодательства. В 80-х годах было осуществлено издание Свода законов СССР и свода законов союзных республик.

С учетом исторического опыта отечественного права и законодательства в советской правовой науке сложилось научное направление исследования системы права и законодательства, которое в настоящее время используется в науке права и современной России.

Право как обязательные и защищаемые государством нормы поведения складывается в единую упорядоченную систему (общую отраслевую или институционную) не стихийно, а путем их обобщения на рациональной основе, с обязательным участием сознания людей. Без такого рационального, прежде всего научного, обобщения возникают преимущественно разрозненные нормы и акты, использование которых на практике становится с течением времени все более затруднительным, а, в конце концов, и невозможным. Сама же система права и правовых отношений познается юридической наукой и практикой путем анализа действующих правовых норм и правовых отношений, их оценки и классификации, выведения общих принципов и норм, группировки их в однородные институты. Таким логическим путем упрощается и упорядочивается реальное содержание права и правоотношений на основе объективно сложившихся исторических условий и потребностей развития общества и государства, которые всегда остаются объективным фактором формирования права и законодательства. «Система норм права и актов законодательства как главной формы их выражения возникает в виде субъективного и адекватного отражения общественных условий каждой отдельной страны, реального уровня из развития, воплощаемого в культуре народа, в том числе его нравственной, религиозной и правовой культуре. В устройстве и правотворчестве государства»15

Таким образом, система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Такое соотношение системы права и системы законодательства высказывается большинством юристов-теоретиков.

Так, по мнению С. С. Алексеева, они  соотносятся между собой, как  форма и содержание16.

Система права, по его  содержанию – это внутренняя структура  права, соответствующая характеру  регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя  форма права, выражающая строение его  источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Таким образом, выявляется следующая  зависимость: право не существует вне  законодательства, а законодательство в широком его понимании и  есть право.

Структура права носит  объективный характер и обусловлена  экономическим базисом общества. Обновление системы права связано, прежде всего, с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению  новых правовых институтов и отраслей. Но там, где невозможно создать общие положения, отражающие единые принципы и методы регулирования для всех норм, нельзя говорить о каких-либо преобразованиях в системе права. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства.

«Законодательство - форма  существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты»17. Но система законодательства - не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Важно отметить, что система  права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются  существенные различия, которые позволяют  говорить об их относительной самостоятельности.

Попробуем обосновать это  утверждение. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является нормы, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда  отрасль права есть, а отрасли  законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения). Такие отрасли права не кодифицированы, действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль  законодательства существует без отрасли  права (например, таможенное законодательство).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное право и др.). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоническое развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).

В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В настоящее время  система отраслей законодательства выглядит следующим образом. В ней имеется группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотораслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство (оно выделилось из земельного права) и некоторые другие. По происхождению они являются подотраслями «материнских» отраслей права, но по объему, значению, кодифицированности и степени развития, рассматриваются как отдельные отрасли законодательства.

В то же время в системе  отраслей законодательства имеются  так называемые комплексные отрасли, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Например, законодательство о культуре, здравоохранении, науке и образовании.

Несовпадение (или неполное совпадение) системы права и системы законодательства имеет важные практические последствия. Так, при подготовке новых крупных законодательных актов, систематизированных сборников законодательства нормативные материалы (с целью удобства пользования ими) располагаются обычно применительно к существующей системе законодательства. Однако деление норм по отраслям права также имеет важное значение. Обе эти системы тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает  с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральные законодательство и законодательство субъектов Федерации. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти;

2) акты высших органов государственного управления.

Вертикальная же структура  права - это его деление на нормы, отрасли, институты и т. д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат  горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные  от характера взаимосвязей между  составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права, и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система  права носит объективный характер, то система законодательства в большей  степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проводить  различия между системой права и  системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т. е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.

Установление правильного  соотношения между системой права  и системой законодательства - это  и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

 

Глава 3. Особенности современной  российской системы права и системы  законодательства.

 

«Особенности современной  российской системы права обусловлены  тем наследием, которое ей досталось  от послеоктябрьского периода истории  нашей страны. Этот советский этап характеризовался, в частности, безусловным  преувеличением роли планового начала в общественном развитии и стремлением сознательно сконструировать такую систему права, которая в наибольшей степени отвечала бы конкретным нуждам социалистического строительства»18.

Информация о работе Структура права