Структурные элементы системы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей составляющих системы права, осознание их постоянного взаимодействия друг с другом. Исходя из этой цели, возникают следующие задачи:
рассмотрение понятий системы права и строения системы права,
рассмотрение различных подходов к классификации предмета и метода системы права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика права как системы…………………........6
1.1. Понятие права………………………………………………………………...6
1.2. Соотношение системы права и системы законодательства……………….8
1.3. Предмет и метод правового регулирования как основания деления
права на отрасли………………………………………………………………..12
Глава 2. Структурные элементы системы права…………………………..15
2.1. Отрасли права. Характеристика основных отраслей Российского права 15
2.2. Частное и публичное, материальное и процессуальное право…………..27

2.3. Институт права……………………………………………………………. 29

Заключение……………………………………………………………………. 32

Список использованных источников и литературы …………………….. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

- отношения динамики, т.е. связанные  с переходом материальных благ  от одного лица к другому (обязательственное право, наследование).

Личные неимущественные отношения - отношения, возникшие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями:

- личные неимущественные отношения,  связанные с имущественными. В  этом случае имущественные отношения производны от неимущественных; личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными16.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, именуемые  также экономическими и хозяйственными. Основную группу имущественных отношений составляют рыночные отношения, связанные с реализацией производимых товаров и оказываемых услуг, то есть отношения, связанные с обменом и имеющие товарно-денежный характер.

Важной особенностью гражданского права является субъектный состав: гражданское правоотношение возникает между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Если перед нами имущественные отношения, основанные на власти и подчинении, то они не относятся к предмету гражданского права и регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и др.).

Имущественные отношения, в силу своей природы, многочисленны  и разнообразны. С социально-экономической  точки зрения они предоставляют  собой различные формы реализации отношений собственности. Но в одном  они сходны: гражданское право регулирует лишь те имущественные отношения, в которых участвуют лица, экономически независимые один от другого, являющиеся самостоятельными товаровладельцами.

Каждая отрасль права  имеет свой специфический метод  правового регулирования, который  определяется спецификой общественных отношений.  Гражданско-правовой метод  — способ взаимодействия на общественные отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства, способностью правообладания, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон.

Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекращения, а также в связи; с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними.

 Трудовое законодательство  регулирует трудовые отношения  всех лиц, работающих по трудовому  договору, включая тех, которые  связаны отношениями членства  и собственности. Регламентирует: отношения работника с предприятием, учреждением, организацией по поводу непосредственного приложения труда; отношения администрации, трудового коллектива и профкома по поводу установления и применения условий труда; отношений по рассмотрению трудовых споров.

Уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, т. е. совокупность уголовно-правовых норм как общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства17.

Уголовному праву как самостоятельной отрасли права присущи собственные предмет и метод правового регулирования.

Вопрос о предмете уголовно-правового регулирования  является дискуссионным. Ряд российских авторов высказали мнение о том, что уголовное право не имеет  собственного предмета правового регулирования (А. А. Пионтковский, В. Г. Смирнов), а лишь охраняет те отношения (семейные, трудовые, гражданско-правовые и прочие), которые регулируются другими отраслями права. Например, в Семейном кодексе РФ (далее СК РФ) регламентирован порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Нормам, регулирующим алиментные отношения, соответствует норма, закрепленная в УК РФ, согласно которой злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей образует преступление, влекущее уголовную ответственность18.

Другие авторы высказали  иную точку зрения19. Они полагают, что уголовное право регулирует такие общественные отношения, которые не составляют предмет регулирования ни одной из других отраслей права (Н. С. Таганцев, Н. Д. Дурманов, А. В. Наумов). В подтверждение этой точки зрения обычно приводят пример с регламентацией уголовной ответственности за посягательства на личность, государственные интересы и т. п. Запрет таких действий, как шпионаж, захват заложника, бандитизм, изнасилование является сугубо уголовно-правовым и не содержится в других отраслях права.

Как представляется, функции  уголовного права нельзя сводить  лишь к охране отношений, получивших регламентацию в других отраслях права. Уголовное право имеет  собственный, достаточно специфичный предмет регулирования.

Таким образом, предмет  уголовного права как отрасли  права - это общественные отношения, во-первых, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, во-вторых, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания и, в-третьих, связанные с профилактической и стимулирующей функцией уголовного закона.

Метод уголовно-правового  регулирования может выражаться в следующих способах воздействия  на общественные отношения:

- установление уголовно- правовых запретов;

- предоставление любому  лицу права на противодействие  общественно опасным посягательствам  (права на необходимую оборону,  задержание преступника);

- стимулирование позитивного  поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим);

- освобождение от уголовной  ответственности или наказания  при определенных условиях;

- применение принудительных  мер медицинского характера; 

- применение санкций  уголовно-правовых норм.

Перечисленные средства являются основными и не исчерпывают  всех способов уголовно-правового воздействия  на общественные отношения.

Уголовное право взаимодействует  с другими отраслями российского  права. Наиболее тесна его связь  с уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и административным правом. Уголовно-процессуальное право представляет собой совокупность норм, определяющих порядок и формы деятельности органа дознания, следователя, прокурора и суда при расследовании преступлений, разбирательстве уголовных дел в судах и обжаловании решений судов по таким делам. Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права проявляется, в первую очередь, в том, что уголовное право определяет те правовые категории, которые составляют предмет доказывания в уголовном процессе. Так, например, согласно УПК РФ при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде подлежит доказыванию виновность обвиняемого в совершении преступления. Формы вины определяются в уголовном праве, в частности в ст. ст. 24-26 УК РФ 1996 г20.

В уголовном праве  определены и основания для освобождения от уголовной ответственности и  наказания, а в уголовно-процессуальном праве - порядок такого освобождения. При этом в уголовно-процессуальном праве предусмотрены определенные гарантии прав лиц, освобождаемых от уголовной ответственности по указанным основаниям. Так, до прекращения уголовного дела лицу должно быть разъяснено его право возражать против прекращения уголовного дела. Лицо, считая себя невиновным, может требовать рассмотрения его дела судом и добиваться вынесения оправдательного приговора. Таким образом, если уголовное право определяет содержание правоотношений, то уголовный процесс - форму21. Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных в УК РФ, порядок освобождения от наказания и в этой части непосредственно взаимодействует с уголовным правом.

Административное право - отрасль права регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности органов государственного управления. Или другими словами это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность уполномоченных государством органов по охране общественного порядка, прав и законных интересов граждан, управлении. Отраслями народного хозяйства, а также регулирующих другие общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного и общественного управления22.

Источниками административного  права являются: Конституция РФ, и другие законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; кодексы (например, Кодекс об административных правонарушениях, таможенный кодекс, воздушный кодекс); уставы (дисциплинарный устав, устав внутреннего водного транспорта и другие); приказы, постановления и инструкции нормативного содержания, издаваемые министерствами, ведомствами и т.д.

Нормы административного  права устанавливают правила  организации государственных органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, государственных и негосударственных юридических лиц в области государственного управления. Выполнение правил, содержащихся в административных нормах, обязательно и обеспечивается силой государственного принуждения.

В ходе реализации административно-правовых норм возникают административно  правовые отношения, характеризующие  специальными субъектами административного  права. Субъектами административного права, то есть участниками административных отношений являются орган или должностное лицо государственного управления, с одной стороны, и с другой стороны ими могут быть как государственные органы и их должностные лица, так и отдельные физические (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица и их должностные лица. Особенностью административных отношений является и то, что часто они возникают по воле одной стороны - органа государственного управления (или его должностного лица) - носителя властных полномочий, т.е. отношений власти и подчинения. Данные отношения могут возникать и по инициативе граждан и юридических лиц. Юридическими фактами порождающими административные правоотношения, могут быть: издание закона или другого акта управления, действия людей и стихийные бедствия23.

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право  — это совокупность юридических  норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Известно, что одна отрасль  права отличается от другой предметом  и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права24.

К предмету финансового  права относятся закрепление  структуры финансовой системы, распределение  компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет  финансового права отношения  отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет  финансового права отношения  отличаются по своему содержанию большим  разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.

Предмет финансового  права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию  централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового  регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих  от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

Земельное право регулирует общественные отношения   в области использования и охраны земли, недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

 Основное назначение экологического права - обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн. российских граждан 109 млн. проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Информация о работе Структурные элементы системы права