Суд – как орган судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие понятие суда как органа судебной власти и самой судебной власти в целом. В соответствии с установленной целью выдвигаются следующие задачи:
Раскрытие понятие суда и судебной власти
Определение основных признаков суда и судебной власти
Рассмотрение системы судебной власти в Кыргызской Республике
Раскрытие понятия правосудия как признака судебной власти и определение главных принципов правосудия

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие суда и судебной власти. Основные признаки ……………….4-11
1.1 Понятие и признаки судебной власти…………………………………………………4-6
1.2 Суд как орган судебной власти…………………………………………………………6-9
1.3 Правосудие…………………………………………………………………………………9-11
Глава 2 Система органов судебной власти КР ……………………………...……11-19
2.1 Верховный Суд и местные суды………………………………………………..……11-15
2.2 Конституционный Суд Кыргызской Республики……………………………………15
2.3 Судейское самоуправление……………………………………………………………15-20
2.4 Краткий обзор истории…………………………………………………………….…20-23
Заключение………………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Суд как орган судебной власти.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

с законом.

Судебная  система  –  это  совокупность  всех  действующих  в КР в соответствии  с  ее  Конституцией  судов,  объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации  и деятельности судов, построенное с учетом  административно     –                        территориального     устройства государства.

Основа построения судебной системы, как и любой другой является основной закон государства – Конституция КР.  Судебная система КР устанавливается     Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, создание чрезвычайных  судов  не  допускается  (ст.  82  Конституции КР).   Статьи 84 – 92 Конституции РФ,   определяющие   компетенцию Конституционного Суда КР,  Верховного Суда КР,  системы местных судов    так    же    имеются основополагающие значения для             устройства судебной системы  и  ее функционирования.

Структура  судебной  системы – в настоящее время установлен рядом законодательных актов   с учетом  принципиальных  норм Конституции, Конституционными Законами о  судебной системе,  о  Конституционном  Суде,   о Верховном Суде и местных судах.

 

1.3 Понятие,  признаки и принципы правосудия

 

Правосудие – это осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.8

  1. Это вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов.
  2. Этот вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом.
  3. Правосудие может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или должностное лицо не вправе осуществлять эту деятельность.

Принципы правосудия – это общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. В совокупности эти принципы составляют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие.  Предписания такого рода не могут противоречить принципам, т.к. принципы закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу.

1) Принцип законности.

2) Принцип соблюдения прав и свобод личности

3) Принцип осуществления правосудия только судом.

4) Принцип независимости судей.

5) Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда.

6) Равенство всех перед законом и судом.

7) Принцип состязательности и равноправия сторон

8) Право граждан на судебную защиту

9) Презумпция невиновности.

10)Принцип открытого разбирательства дел.

11) Принцип языка судопроизводства.

12) Привлечение граждан к осуществлению правосудия.

 

Таким образом, правосудие в Кыргызской Республике строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции (гл. 7) и в законах “о Верховном суде и местных судах” и “о Конституционном суде”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Система органов судебной власти КР.

 

Суд - это правоохранительный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных, административных и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Понятие "суд" может  применяться в различных значениях: и как здания, в котором размещаются соответствующие учреждения, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу и т.д.

Судебная система Кыргызской Республики  - это совокупность всех действующих судов на ее территории, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Конституция Кыргызской Республики предусматривает  следующие виды органов, которым  принадлежат полномочия по осуществлению  судебной власти:

- Конституционный Суд; 

- Верховный Суд;

- Местные суды.

 

2.1 Верховный суд КР и местные суды.

Согласно статье 3 закона «О верховном  суде КР и местных судов», Верховный суд Кыргызской Республики и местные суды составляют единую систему судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным предусмотренным законами делам.

Единство данной системы обеспечивается общими и едиными принципами правосудия; формой судопроизводства; применением судами действующего права Кыргызской Республики; законодательным закреплением единства статуса судей; обязательностью исполнения на всей территории Кыргызской Республики вступивших в законную силу судебных актов; финансированием судов из республиканского бюджета.

Статья 86 Конституции предусматривает, что Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, подсудным местным судам, и осуществляет надзор за их деятельностью в форме пересмотра судебных актов по обращениям участников судебного процесса в предусмотренном законом порядке.

Пленум Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Акты Верховного суда, принятые в  порядке надзора, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Местные суды подразделяются по их процессуальной компетенции на суды первой, второй (апелляционной, кассационной) и надзорной инстанций.

Инстанция (от лат. instantia - непосредственная близость) - термин административного и судебного права, обозначающий ступень на которой находится данное учреждение относительно выше- и нижестоящих учреждений той же системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно, статье 83 Конституции судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет, в том числе судьей не менее пяти лет. Судьи Верховного суда избираются Жогорку Кенешем КР по представлению Президента до достижения предельного возраста. Из числа избранных Жогорку Кенешем судей Верховного суда Президент назначает с согласия Жогорку Кенеша председателя Верховного суда и заместителей сроком на пять лет.

Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики, не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Национального совета по делам правосудия в первый раз сроком на пять лет, а в последующем до достижения предельного возраста. Из числа судей местных судов Президент по представлению Национального совета по делам правосудия назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на пять лет.

 

2.2 Конституционный Суд Кыргызской Республики

В соответствии со статьей 85 Конституции, Конституционный суд Кыргызской Республики является высшим органом судебной власти по защите Конституции. Состоит из девяти судей. Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Полномочия:

1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции – такое установление отменяет их действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными, за исключением судебных актов; судебные акты, основанные на нормах законов, признанных неконституционными, пересматриваются судом в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты;

2) дает официальное толкование  норм Конституции;

3) дает заключение о конституционности  выборов Президента;

4) дает заключение на отрешение  от должности Президента;

5) дает заключение к проекту  закона об изменениях и дополнениях  в настоящую Конституцию в соответствии с положениями статьи 98 Конституции.

Конституционный суд - это специальный  и единственный судебный орган, компетентный признавать законы противоречащими  Конституции».

 

2.3. Судейское  самоуправление

1. Судейское самоуправление - это способ организации судейского сообщества, позволяющий решать вопросы внутренней деятельности судов через свои органы.

Принципы: коллегиальности, гласности, независимости судебной власти, выборности, сменяемости и подотчетности лиц, избранных в органы судейского самоуправления.

Основные задачи:

- защита прав и законных интересов судей;

- содействие в совершенствовании  судебной системы и судопроизводства;

- представление интересов судей  в отношениях с государственными  органами,  общественными объединениями  и международными организациями 

Органы судейского самоуправления являются съезд судей Кыргызской Республики и Совет судей Кыргызской Республики.

Съезд судей Кыргызской Республики - высший орган судейского самоуправления. Он созывается один раз в три года.  Внеочередной съезд судей созывается по решению Совета судей или по инициативе не менее одной трети всех судей Кыргызской Республики. Съезд судей может быть созван также Президентом Кыргызской Республики.

Совет судей Кыргызской Республики действует в период между съездами судей Кыргызской Республики. Является выборным органом судейского самоуправления. Проводит политику высшего органа судейского самоуправления.  В своей работе Совет судей подотчетен съезду судей. Члены Совета судей избираются съездом судей большинством голосов от числа судей, присутствующих на съезде сроком на три года. Совет судей состоит из пятнадцати членов, избираемых из числа членов судейского сообщества сроком на три года. При этом один и тот же судья не может быть избран в качестве члена Совета судей на два срока подряд. Руководство Советом судей осуществляет Председатель, а в его отсутствие - заместитель Председателя. 

2. Орган по кадровым  вопросам судейского корпуса  – Национальный совет по делам правосудия.

Создан указом Президента от 14 декабря 2004 года.

В рамках национальной политики по обеспечению добросовестного, открытого и ответственного управления.

Цель: дальнейшее совершенствование порядка и условий отбора, выдвижения, назначения и освобождения судей местных судов.

С момента принятия вышеназванного Указа была изменена политика формирования судейского корпуса в Кыргызской Республике, так например: перестали формировать резерв кадров судей КР.

Полномочия:

  1. Проводит конкурсный отбор (квалификационный экзамен и собеседование) на вакантные должности судей местных судов Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики.
  2. Принимает решение о представлении кандидата на назначение на вакантную должность судьи местного суда Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики.
  3. Вносит Президенту Кыргызской Республики:

- представление о назначении  кандидата на вакантную должность  судьи местного суда Кыргызской  Республики, Верховного суда Кыргызской  Республики;

- представление о назначении  председателя, заместителя председателя  местного суда Кыргызской Республики из числа судей местных судов;

- предложение о досрочном освобождении  судьи местного суда от должности  на основании соответствующего  заключения Совета судей; 

- соответствующие предложения  о переводе (ротации) судей местных  судов; 

- в случаях, предусмотренных конституционным законом о статусе судей, предложения об отстранении судьи местного суда от должности либо о его восстановлении.

  1. Дает согласие на привлечение судей всех судов Кыргызской Республики к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
  2. Для осуществления своих полномочий Национальный совет вправе запрашивать необходимую информацию от всех государственных органов и должностных лиц, приглашать на свои заседания государственных должностных лиц и граждан.

Состав - Национальный совет по делам правосудия состоит из 16 членов:

  1. четырех представителей судебной власти Кыргызской Республики – избираемые Советом судей Кыргызской Республики;
  2. четырех представителей законодательной власти Кыргызской Республики – назначаемые Жогорку Кенешем Кыргызской Республики из числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
  3. четырех представителей исполнительной власти Кыргызской Республики – определяемые Правительством Кыргызской Республики;
  4. четырех представителей общественных объединений - кандидатуры представителей общественных объединений избираются собраниями общественных объединений.

Информация о работе Суд – как орган судебной власти