Суд присяжных и его значение в судебной системе во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной работы – исследование сущности, причин закономерностей становления и развития суда присяжных заседателей, выявление проблем и достоинств данного института.
Задачами данного исследования явились:
Исследование истории возникновения и развития суда с участием присяжных заседателей в России. Детальное рассмотрение процесса создания и внедрения данного института в Царской России.
Исследование сущности суда присяжных.
Детальный анализ проблемы суда присяжных относительно его юрисдикции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Процессуальные особенности деятельности суда присяжных
Подготовка судебной реформы. Внедрение суда присяжных в России………………………………………………………………………….5
Процесс отбора присяжных заседателей и составление списков кандидатов…………………………………………………………………….10
Судебный процесс с участием присяжных заседателей……………………17
Глава II. Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей
2.1 Дело Веры Засулич………………………………………………………..
2.2 Дело Менделя Бейлиса…………………………………………………….
2.3 Дело Степана Овсянникова……………………………………………….
2.5 Дело Игумении Митрофании…………………………………………….
Заключение………………..…………………………………………………….…
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

Для формирования списков присяжных заседателей была создана специальная Временная комиссия, состоящая из лиц, назначаемых для этого ежегодно уездными земскими собраниями, составлялись по каждому уезду отдельно общие и очередные списки8.

Чтобы быть внесенным в списки присяжных, человек (только мужчина) должен был отвечать требованиям некоторых цензов:

1) Возрастной ценз — от 25 до 70 лет . 25 лет — это возраст, когда мужчина обычно полностью достигает физической и психологической зрелости. Законодатели не хотели, чтобы в число присяжных попали люди престарелые, так как «старикам затруднительно было бы исполнять обязанности, требующие переездов и долговременных занятий иногда такого рода делами, к коим они не привыкли» .

2) Физический ценз — присяжными не могли быть глухие, немые, слепые, сумасшедшие, а также не знающие русского языка.

3) Ценз оседлости — человек должен был проживать не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные заседатели.  Составители Уставов 1864 г. отмечали, что ценз этот «вызывается необходимостью, чтобы присяжные заседатели, для оценки по совести степени вины подсудимого, были хорошо знакомы с нравами, обычаями и общественной жизнью известной местности».

4) Имущественный ценз — не менее ста десятин земли, или владение другим недвижимым имуществом ценою от 500 руб. (в губернских городах — от 1 тыс. руб., в столицах — от 2 тыс. руб.), или получение жалования или дохода от капитала, занятия, промысла не менее 200 руб. в год, а в Москве и Петербурге — не менее 500 руб. в год. Указание данного ценза была направлено на ограничение поступления в список людей, не имеющих недвижимости и достаточного образования, т. к. от них не возможно было ожидать охраны общественного порядка и прав собственности. На практике имущественный ценз не был чрезвычайно высоким, об этом свидетельствует социальный состав присяжных заседателей, в котором в значительной мере преобладали крестьяне.

5) Служебный ценз -  в общие списки вносились почетные мировые судьи, все лица, состоящие на государственной гражданской службе по определению от правительства с V по ХIV класс, все состоящие в местной службе по выборам дворянских и городских обществ, военные чины, занимающие классные должности в военных управлениях, учреждениях и заведениях. В общие списки вносились и крестьяне, избранные в очередные судьи волостных судов, занимавшие беспорочно не менее трех лет должности волостных старшин, голов, сельских старост и т.п., бывшие церковными старостами9. Таким образом, крестьяне, занимавшие эти должности, могли стать присяжными в обход имущественного ценза.

Анализируя зарубежный опыт, хотелось бы отметить, что цензовая система имеет место быть и в иностранных судах присяжных10:

В Судебных уставах 1864 г. все подданные Российской империи четко делились на две категории11: 1) обязанные исполнять функции присяжных заседателей (лица, соответствовавшие требованиям «служебного» или четырех других цензов) и 2) не имеющие на это права. Причем в первом случае отказаться от несения присяжной повинности без оснований, определенных в законе, было невозможно, во втором — независимо от собственного желания, человек не допускался к участию в судопроизводстве. Не имели права стать присяжными заседателями те, кто не отвечал требованиям установленных законом цензов, состоящие под судом или следствием, подвергавшиеся тюремному заключению или другим строгим наказаниям по приговорам суда, несостоятельные должники и состоящие под опекой за расточительность. Не могли стать присяжными заседателями граждане, находящиеся в услужении у частных лиц , так как они не всегда могли быть объективными в судебном разбирательстве, поскольку хозяева на них легко могли оказать давление. От исполнения обязанностей заседателей по Судебным уставам 1864 г. освобождались все военные чины действительной службы, а также ряд гражданских чиновников, находившихся при войсках, так как их не всегда было удобно отвлекать от исполнения прямых обязанностей.

Члены судебных мест, участковые мировые судьи, лица прокурорского надзора, нотариусы, чиновники полиции не вносились в общие списки, так как они смотрели бы на разбираемое дело с профессиональной точки зрения, что противоречит задачам института присяжных. Вице-губернаторы, городские головы, казначеи и кассиры Государственного банка, лесничие, смотрители маяков и т.п., учителя народных школ тоже освобождались от обязанностей присяжных, так как считалось нецелесообразным отвлекать их от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Общие списки составлялись особыми Временными комиссиями. Общие списки должны были быть составлены к 1 сентября каждого года. Со списком кандидатов имели возможность ознакомиться все желающие, и в течение месяца можно было заявить Комиссии о неправильности внесения в список, неточностях или невнесении кого-либо. После исправления и дополнения общие списки к 1 октября предоставлялись губернатору, который проверял их, исключал неправильно внесенных лиц и к 1 ноября возвращал во Временные комиссии. Составленные таким образом списки должны были публиковаться в местных «Губернских ведомостях»12. Участие губернатора в составлении списков, а точнее в их коррекции, не имело практического значения и носило, скорее, формальный характер.

Выборы из общих списков Комиссия производила «по своему усмотрению и по внимательном обсуждении, в какой мере каждое лицо... способно, по своим нравственным качествам и другим причинам... к исполнению обязанностей присяжного заседателя». Жалобы на постановления Комиссии по этому вопросу не допускались13.

К началу декабря Комиссия определяла, какие именно лица в какую четверть года будут исполнять свои обязанности, и оповещала об этом избранных людей через газеты и полицию. Судебные уставы оговаривали численность лиц, вносимых в очередные списки: в Москве и Петербурге с уездами — 1200 человек; в уездах, где население более 100 тыс. жителей — 400 человек, где менее 100 тыс. жителей — 200 человек14. В функции Временных комиссий входило и составление списков запасных заседателей, куда вносились только жители городов, где в определенные сроки открывались заседания суда с участием присяжных заседателей15. Заседания окружных судов по уголовным делам могли открываться не только в городах, где находился окружной суд, но и в других местах, принадлежащих к судебному округу (тогда проводились так называемые выездные заседания окружных судов). В списки запасных заседателей вносилось по Москве и Санкт-Петербургу 200, а по остальным городам — 60 человек16.

Несмотря на то, что суд присяжных – это суд народа, народ как раз таки качественно отличался пропорционально отличию уровню жизни населения. Очень сильные отличия наблюдаются между столичными и уездными присяжными заседателями. Присяжные заседатели столичных губерний в целом являлись представителями привилегированных сословий. Крестьяне составляли здесь в среднем менее трети присяжных, несмотря на то, что в нестоличных уездах среди присяжных их было больше половины. Чрезвычайно низкий процент крестьян в Петербургском и Московском уездах объясняется отсутствием здесь лиц, занимавших выборные должности по крестьянскому общественному управлению, и тем, что имущественный ценз в столицах в два с половиной раза превышал ценз, установленный для присяжных в остальных местах. Сказывалось и нежелание комиссий по составлению списков присяжных допускать в суд представителей «низшего» сословия при возможности выбора из «высших» слоев общества.

В остальных губерниях наблюдается прямо противоположная картина. Больше половины провинциальных присяжных было представлено крестьянами, тогда как дворяне, чиновники и купцы составляли в сумме около четверти заседателей. Почти половина присяжных не умела ни читать, ни писать.  Во время выездных сессий окружных судов в отдаленных уездах нередко приходилось прибегать к повторной жеребьевке, поскольку из 12 членов жюри не находилось ни одного, кого можно было бы назначить старшиной присяжных, который по закону должен быть грамотным. Причиной этого был очень низкий уровень грамотности населения, в особенности сельского.

Составители Судебных Уставов не учли того, что крестьяне составят большинство заседателей. Причиной этому был абсентеизм, вызванный условиями деятельности суда. Уклонение образованных сословий от участия в судебных сессиях обуславливается:

  1. Продолжительностью сессий.
  2. Неудовлетворительное состояние помещений для присяжных заседателей.

По закону присяжные не имели права выходить из здания суда до окончания дела. Сложные дела нередко рассматривались несколько дней, иногда даже недель. Окружные суды обычно располагались в старых, запущенных зданиях, в которых зимой было холодно, чадили печи, а летом — жарко и душно. Не было ни буфетов, ни спальных принадлежностей. Присяжные ночевали на голых скамьях в залах для публики или в служебных помещениях, рядом с малопривлекательными «вещественными доказательствам»: орудиями убийства, препарированными частями тел жертв преступлений и т. п17.

Вполне естественно, что люди, занимавшие положение в обществе и привыкшие к комфорту, старались уклониться от исполнения тяжелой и неприятной присяжной повинности.

В жюри должны были попадать лишь наиболее «благонадежные» и состоятельные крестьяне. Напомню, что в списки присяжных вносились крестьяне, во-первых, отвечавшие условиям имущественного ценза и, во-вторых, занимавшие определенные должности в крестьянском управлении. При этом от последних ценз не требовался. Именно из них по данным наших источников и состояла основная масса присяжных18.

Освобождая часть крестьян от имущественного ценза, авторы судебной реформы явно исходили из того, что на должности по крестьянскому общественному управлению избираются самые зажиточные и «благонамеренные» люди. Однако в реальной действительности богатые крестьяне старательно избегали выборных должностей. Большинство крестьян, попавших в списки присяжных на основании «служебного» ценза, являлись выходцами из беднейших слоев народа.

От исполнения обязанностей присяжных заседателей могут быть освобождены лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия, священнослужители; судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, дознаватели.

В тоже время, законодательство большинства стран придерживается определенных критериев освобождения от обязанности быть присяжным, в частности согласно Английскому законодательству правом на освобождение от обязанности быть присяжным обладают лица старше 60 лет, лица; лица, ранее исполнявшие обязанности присяжного в течение двух предшествовавших лет, парламентарии, военнослужащие, лица медицинской профессии.

 В случае получения  судебной повестки при наличии  уважительных причин (плохое состояние  здоровья, неотложные деловые встречи, беременность, наличие детей, нуждающихся  в присмотре, иные семейные обстоятельства  и др.) лицо вправе обратиться  с заявлением и быть освобожденным  от исполнения обязанностей присяжного  заседателя.

На присяжного заседателя в период осуществления правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством.

    1. Судебный процесс с участием присяжных заседателей

Весьма интересным с практической точки зрения, является процесс рассмотрения дела с участием присяжных.

В Царской России за три недели до открытия судебных заседаний из очередного списка «назначались по жребию при открытых дверях Присутствия тридцать заседателей для исполнения своих обязанностей в течение всего периода заседаний». Одновременно из запасного списка аналогичным образом назначалось шесть запасных заседателей. Жеребьевка проходила следующим образом: билеты с именами очередных заседателей клали в один ящик, с именами запасных — в другой. Председатель суда вынимал из первого ящика тридцать билетов, из второго — шесть. Имена, значащиеся на этих билетах, и вносились в два особых списка, которые скреплялись секретарем и подписывались судьями. Избранные по жребию заседатели извещались о том повестками. В повестке указывалось, «кто вызывается в суд, когда и куда он должен явиться, для чего вызывается, и какому он подлежит взысканию в случае неявки». Повестка составлялась в двух экземплярах — один давался в руки вызываемому с указанием времени выдачи, на другом ставилась подпись получателя. Отказаться от получения повестки было достаточно сложно — при попытке отказа от нее вызывалось два свидетеля, и вместо росписи получателя на обороте указывались причины, почему повестка не выдана на руки; неграмотному содержание повестки объявлялось при двух свидетелях; при отсутствии требуемого лица по месту жительства повестка вручалась под расписку либо родственникам, либо дворнику, либо местному полицейскому служителю или сельскому начальнику19. Таким образом, процедура вручения повестки была достаточно продумана и способствовала, при надлежащем ее исполнении, высокому проценту явки заседателей в суд.

 Судебное заседание  с участием присяжных заседателей  начиналось с того, что в назначенное  время председатель суда открывал  заседание, объявлял, какое дело  подлежит рассмотрению и приказывал  ввести подсудимого (или подсудимых) в зал заседаний. По вводе подсудимого  председатель задавал ему ряд  вопросов (о фамилии, имени, отчестве, возрасте, звании и т.д.), после  чего зачитывал список свидетелей  и выяснял, все ли они прибыли  в суд20. Затем происходило разбирательство по поводу тех свидетелей, которые не явились. После проверки списков председательствующий приглашал свидетелей удалиться в особую комнату и ожидать там вызова к допросу, а затем интересовался, все ли приглашенные присяжные заседатели присутствуют в суде. Если кто-то отсутствовал, то выяснялись причины неприбытия в суд. А те из явившихся, кто имел законные причины, могли быть уволены от участия в суде.

Информация о работе Суд присяжных и его значение в судебной системе во второй половине XIX века