Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:17, курсовая работа
Важнейшая задача государственной власти — охранять права и свободы человека— требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти.
Введение…………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Понятие судебной власти…………………………………………………………….5 стр.
Глава 2. Функции судебной власти………………………………………………………….12 стр.
Глава 3. Система судебной власти…………………………………………………………..17 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………….24 стр.
Список литературы……………………………………………………………………………………26 стр.
Так, некоторые ученые характеризуют ее как "принадлежащее судам, составляющим единую судебную систему государства, исключительное полномочие по разрешению возникающих в правовой сфере жизни общества социальных конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемое в форме конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.13
Другие же исследователи полагают, что она "есть независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, которая на основе права разрешает социальные конфликты, следит за соответствием нормативных и правоприменительных актов Конституции РФ и законам, а также устанавливает юридически значимые факты. Основной формой реализации судебной власти являются все разновидности правосудия". 14
По мнению других специалистов "...судебную
власть можно представить и
Понимают под судебной властью и "особую разновидность государственной власти, осуществляемую через систему специально уполномоченных государственных органов - судов, реализуемую отдельными должностными лицами - судьями, действующими на профессиональной основе, для выполнения правоприменительных функций с использованием ими принуждения, имеющая специальные задачи и способы их обеспечения".16
Глава 2. Функции судебной власти
Все функции судебной власти подразделяются на процессуальные и организационные (непроцессуальные). Под процессуальными функциями судебной власти понимают направления деятельности суда, регламентированные процессуальным законодательством. Они связаны либо с осуществлением правосудия, либо с контрольно-надзорной деятельностью суда.
К их числу относят:
- рассмотрение и разрешение дел по первой
инстанции;
- рассмотрение жалоб, запросов и обращений
в порядке судебного контроля;
- рассмотрение дел в порядке судебного
надзора;
- обеспечение исполнения судебных решений
и решений других органов.
Под организационными (непроцессуальными) функциями судебной власти понимают направления деятельности суда, не регламентированные процессуальным законодательством и создающие условия для выполнения процессуальных функций.
К ним относятся:
- разъяснения по вопросам судебной практики;
-толкование законов;
- реализация права законодательной инициативы;
- участие в формировании судейского корпуса;
- участие в организационном обеспечении
деятельности судов.
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, то есть производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется контроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля над законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:
Контрольная деятельность также представляет собой:
Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и, свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.
Также к функциям судебной системы относится толкование норм права. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:
При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его контекста. Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.
В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).
Виды официального толкования:
Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).
Еще одной важной функцией является ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России. Поэтому каждый суд отвечает за свои дела:
Глава 3. Система судебной власти
Судебная система — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на какой-либо территории.
Один из двух основных компонентов судебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам - судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, о которых говорилось в предыдущем параграфе данной главы, но и а порядке формирования судов.
Особенности выполняемых
функций требуют, чтобы суды формировались
и действовали с соблюдением
специальных правил - правил, которые
коренным образом отличались бы от
тех, что установлены для
Суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели призвано содействовать, в частности, установление системы гарантий, предупреждающих проникновение в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей. Такие "защитные средства" характерны для органов судебной власти. Для формирования органов законодательной и исполнительной властей закон не устанавливает детальных правил. Скажем, официально установленный перечень требований к кандидатам в депутаты Федерального Собрания или местных представительных органов значительно скромнее, чем тот, что существует для кандидатов на судейские должности. К кандидатам на те или иные (даже самые высокие) должности в исполнительных органах закон тоже не предъявляет жестких требований. От судей же требуется высокий уровень подготовки и компетентность, поскольку судебные ошибки чреваты очень серьезными, порой необратимыми последствиями для жизни, здоровья, свободы, прав и охраняемых законом интересов конкретных людей.
Существенным моментом, характеризующим
построение органов судебной власти,
является обеспечение их независимости,
ограждение от постороннего влияния
как извне, так и внутри (со стороны
вышестоящих инстанций и
Сказанное, однако, не означает, что существует
непроходимая пропасть между, с одной
стороны, судебной, а с другой - законодательной
и исполнительной властями, их органами.
При всей их обособленности имеется немало
точек соприкосновения между ними. Например,
органы законодательной (представительной)
власти издают законы, обязательные для
исполнения всеми, в том числе судами,
утверждают финансирование судов, размеры
оплаты труда судей и других судебных
работников. Органы судебной власти, со
своей стороны, могут влиять, используя
предоставленные им полномочия, на содержание
деятельности законодательных (представительных)
и исполнительных органов. Они вправе,
скажем, признать закон неконституционным,
а решение исполнительного органа - незаконным.
И это влечет за собой неприменение закона,
обязывает соответствующие органы отказаться
от реализации незаконного решения, рассмотреть
вопрос вновь или пересмотреть данное
решение.
Информация о работе Судебная власть: понятие, функции и система