Судебная власть: понятие, функции и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая задача государственной власти — охранять права и свободы человека— требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Понятие судебной власти…………………………………………………………….5 стр.
Глава 2. Функции судебной власти………………………………………………………….12 стр.
Глава 3. Система судебной власти…………………………………………………………..17 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………….24 стр.
Список литературы……………………………………………………………………………………26 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Специфика суда как органа судебной власти состоит также в  том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель - обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность, коллегиальность (с некоторыми исключениями) , возможность участия представителей народа в вынесении решений, равноправие сторон, участвующих в разбирательстве дел, и ряд других, о которых речь будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для судебных процедур.

К настоящему времени сложилось  несколько вариантов процедур осуществления  судебной власти, которые принято  именовать видами судопроизводства.

К ним относятся: 
* конституционное судопроизводство; 
* гражданское судопроизводство; 
* арбитражное судопроизводство; 
* уголовное судопроизводство; 
* административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется  достаточно подробным законодательным актом - Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП. Все названные виды судопроизводства и законодательные акты, регламентирующие их, в настоящее время хорошо известны и изучены.

Под судебной системой принято  понимать совокупность судов, построенную  в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

1.Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2.Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Для уяснения сложившейся  к настоящему времени судебной системы  важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Как будет видно по материалу соответствующей главы учебника, ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные суды и другие подобные органы субъектов Федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место, У них есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них  они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

В наши дни структура всей судебной системы, в целом и ее подсистем может быть определена на основе анализа не только положений  Конституции РФ, приведенных выше, но и ряда других законодательных  актов: Закона о судоустройстве. Закона об арбитражных судах, Положения о военных трибуналах, а также некоторых постановлений Верховного Совета РФ, касающихся реорганизации военных судов.

Из приведенных конституционных  положений и положений названных  законодательных актов следует сделать, по крайней мере, два вывода. Они говорят, во-первых, о том, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд. Судебная палата по информационным спорам), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия - правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д. Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью - Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество судов  входит во второй блок. В ст. 126 Конституции  РФ они именуются судами общей  юрисдикции. К ним наряду с Верховным  Судом РФ причисляются Верховные  суды республик, краевые, областные, городские  в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства  дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими или гражданскими судами. Особую ветвь во втором блоке  судов образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им подведомственны, как будет подробно показано ниже, только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии - одного из основных подразделений Верховного Суда РФ. 
В третий блок включены федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов). Возглавляет этот блок Высший Арбитражный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение в российской судебной системе. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у  этого суда свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными судами и подобными  органами субъектов Федерации. 
Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. До этого после судебной реформы, состоявшейся в 1922-1924 годах, она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 года - арбитражных судов. 28 декабря 1991 года принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Другими словами, в нынешнем виде российская судебная система в целом существует с начала 1992 года, хотя в нее и внесены некоторые уточнения (подвергнуты корректировке наименования некоторых судов, а также структура подсистемы арбитражных судов).

Говоря об устройстве судебных систем вообще, а не только российской, нужно иметь в виду некоторые общие понятия. К понятиям такого рода относятся прежде всего понятия "звено судебной системы" и "судебная инстанция".  Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку общие  суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней): 
          * основное звено - районные (городские, межмуниципальные) народные суды; 
          * среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов; 
          * высшее звено - Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды: 
          * основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов; 
          * среднее, звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

* высшее звено - Военная коллегия  Верховного суда РФ.

С 1 июля 1995 года стала трехзвенной  и подсистема арбитражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят: 
           * основное звено - арбитражные суды субъектов Российской федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника) ; 
           * среднее звено - федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять) ; 
           * высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

.

 

 

Заключение

Тема  курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации, изменения в кодексах, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют, еще далеки от совершенства. В государстве необходимо провести большую работу в целях повышения "качества" работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное - привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу, основой которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дает основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна  она не только своим существованием, а действительностью и применимостью  в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще  остается не самым сильным местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.

Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные  суды представляют собой три абсолютно  независимых друг от друга части  общей судебной системы. Все они  имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической  систем, обеспечению законности и  правопорядка, защите прав и интересов  граждан. В ст. 3 Закона "О судебной системе РФ" говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. - М.:"Зерцало", 2004.

2. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М: НОРМА, 1998..

3. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судебное право. - М., ТК Велби. 2007.

4. Судебная власть/Под ред. И.Л. Петрухина. - М.,2003.

5. Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазарева.-М., 1994.

6. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства.-СПб.Альфа., 1996.Т.1.

7. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. - М., 2007. СП.

8. Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1

9. Аналогичный перечень характеристик судебной власти приводится в учебнике: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,1998.

10. Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики). Автореф. дис.канд. юрид.наук. Саратов, 2001..

11. Шейфер С.А., Яблоков В.А. Понятие судебной власти и ее функции //Проблемы судебно-правовой реформы в России: история и современность. Самара,1999.

12. Судебная власть //Ред. И.Л. Петрухин. М., 2003..

13. Воскобитова Л.А. Сущностные характеристики судебной власти, Ставрополь, 2003.

14. Судебная власть /Авт.  кол.: Т. Е. Абова, Е. Б. Абросимова, М. В. Боровский; Под ред. И. Л. Петрухина; Институт государства и права РАН. — науч. изд. — М.: Проспект, 2003.

15. Конституция Российской  Федерации

16. Закона "О судебной системе РФ"

1 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. - М.:"Зерцало", 2004.С.160.

2 Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М: НОРМА, 1998. С. 1.

3 Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судебное право. - М., ТК Велби. 2007. С.8.

4 Судебная власть/Под ред. И.Л. Петрухина. - М.,2003. С.81.

5 Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазарева.-М., 1994. С.284.

6 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства.-СПб.Альфа., 1996.Т.1.С.7.

7 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства.-СПб.Альфа., 1996.Т.1.С.8.

8 Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. - М., 2007. СП.

9 Там же. С. 12.

10 Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1

11 Аналогичный перечень характеристик судебной власти приводится в учебнике: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,1998. С.473-475.

12 Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики). Автореф. дис.канд. юрид.наук. Саратов, 2001. С. 12.

Информация о работе Судебная власть: понятие, функции и система