Судебная власть: понятие, признаки, виды. Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

12 декабря 1993 года референдумом была принята Конституция Российской Федерации: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10) [2]. Это дает основание считать, что судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, ее понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в частности.

Содержание работы

1. Введение
2. Особенности развития государства и права
3. Общественный строй Древней Индии
4. Государственный строй Древней Индии
5. Законы Ману
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа правоохранительные органы.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Юридический институт

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Правоохранительные органы» на тему:

«Судебная власть: понятие, признаки, виды. Судебная система в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 1 курса 

заочного отделения 

Юридического  института

Специальность 030900  юриспруденция

Д.Е. Егоров

Учебный шифр 11ЗЮВ-132

 

 

 

 


 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома, 2011 год.

Содержание

1.

Введение

3

2.

Особенности развития государства  и права

5

3.

Общественный строй  Древней Индии

6

4.

Государственный строй Древней Индии

12

5.

Законы Ману

14

6.

Заключение

37

7.

Список литературы

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблему рационального  устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений.  Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредотачивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

Наиболее широкое признание  получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти должны разделяться и вверяться "в разные руки". Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу. Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основывать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало [1].

12 декабря 1993 года референдумом была принята Конституция Российской Федерации: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10) [2]. Это дает основание считать, что судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, ее понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная власть: понятие, признаки, виды

 

Общее понятие  власти является весьма широким. Еще ýже понятие судебной власти. Это, как отмечено выше, одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не  любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Из этого  определения следует, что понятию  судебной власти свойственно, по крайней  мере, два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым государственными  учреждением — судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.

Другими словами, властью надлежит считать не орган  или должностное лицо, а то, что  они могут и в состоянии  сделать. По существу, это полномочие, функция.

Поэтому принципы судебной власти производны от закрепленных в  ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы  Российской Федерации» принципов государственной службы. Соответственно, судебная власть основывается на принципах:  

1) верховенства  Конституции РФ и федеральных  законов над  иными нормативными  правовыми актами;  

2) приоритета  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственного  действия: обязанности органов судебной власти признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;  

3) единства системы  судебной власти, разграничения предметов  ведения между Российской Федерацией и  субъектами Российской Федерации;                                                   4) разделения  законодательной,  исполнительной  и  судебной  власти;  

5) конкурсного  отбора кандидатов на должности судей в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;  

6) обязательности  для нижестоящих судов решений,  принятых  вышестоящими судами  в пределах их полномочий и  в соответствии  с законодательством  Российской Федерации;  

7) единства основных  требований, предъявляемых к органам  судебной власти и судьям;  

8) профессионализма  и компетентности судей;  

9) гласности  в осуществлении судопроизводства;  

10) ответственности  судей за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;  

11) внепартийности судебной власти; отделения религиозных  объединений от государства;  

12) стабильности  кадров в органах судебной власти [3].

Довольно распространено также неоправданное стремление сводить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятельности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия и наоборот. Такого рода заблуждение встречается, пожалуй, чаще, чем отмеченное выше. С ним можно столкнуться при изучении не только литературных источников, но даже некоторых  действующих законов, а равно считающихся архиавторитетными решений высших судебных инстанций.

Упомянутые  в приведенном определении понятия  судебной власти "возможности" и "способности"—это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная власть, как уже говорилось, не сводится только к данному полномочию. Она включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

• конституционный  контроль;

• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

• обеспечение  исполнения приговоров и иных судебных решений;

• дача разъяснений  по вопросам судебной практики;

• участие в  формировании судейского корпуса и  содействие органам судейского сообщества.

Эти полномочия было бы неправильно полностью отождествлять, как это нередко делается, с правосудием. Можно говорить, пожалуй, лишь о том, что их реализация тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

Проведению  в жизнь каждого из названных  полномочий, образующих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений. Закон, к примеру, прямо провозгласил общеобязательность многих видов вступивших в законную силу судебных решений. Он требует от организаций и должностных лиц, граждан неукоснительного подчинения велениям органов, осуществляющих судебную власть.

Общее положение  о властном характере выполняемых  судами функций сформулировано в  ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей  следующим образом: "Требования и  распоряжения судей при осуществлении  ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц,  юридических или физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность". Аналогичное предписание содержится и в ч. 1 ст. 6 Закона о судебной системе.

В конце 80-х —  начале 90-х гг. стало расти сознание того, что правовое государство без полноценной судебной власти немыслимо. С этого времени и активизировался процесс принятия конкретных мер, направленных на повышение авторитета судов. Это проявилось не только в совершенствовании порядка подбора и формирования судейского корпуса, создании условий для его независимости, повышении материальной обеспеченности, установлении ответственности за неуважение к суду, но и в существенном расширении судебных полномочий.

Такую тенденцию  можно видеть в наделении судов правом осуществлять контроль за законностью и обоснованностью действий правоохранительных органов, призванных заниматься выявлением и раскрытием преступлений, в первую очередь в тех случаях, когда есть опасность ограничения конституционных прав и свобод граждан. В наши дни суды (гражданские и военные), как будет показано ниже, могут проверять законность и обоснованность задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, ареста, продления его срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, и т.д. Уже только в этом четко просматривается признание положения о том, что суды — это вершина пирамиды правоохранительных органов. Суд был наделен возможностью проверять законность решений местных представительных и всех исполнительных органов. Конституция РФ 1993 г. явилась логическим завершением эволюции в данной области. В ч. 2 ст. 46 говорится: "Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Это конституционное положение существенно развито и дополнено другим: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом " (ч. 2 ст.120 Конституции РФ). Еще более детально конкретизирует такого рода полномочия судов ч.3 ст.5 Закона о судебной системе, где сказано: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствия акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу".

Согласно Конституции  РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

  1. осуществляется только судами;
  2. имеет полную самостоятельность;
  3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
  4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
    1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
    1. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
    2. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
    3. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
    4. финансирования судей из федерального бюджета [2].

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков: 

1.  Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными  органами,  выражает  государственную  волю,  ее  составляют  государственно-властные  полномочия. В отличие  от других видов власти, реально  влияющих на жизнь  людей (родительская  власть, власть  воспитателя, "власть толпы", власть общественного  мнения, власть  средств массовой информации – "четвертая власть"), судебная власть – одна из трех ветвей  государственной власти, установленная Конституцией и другими законами. 

2.  Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым  в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и  своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную  власть  в  иных  формах.  В  состав  суда  помимо  судей,  действующих  на  профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции  по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

   3.  Исключительность  судебной  власти – следующий  ее  признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 конституции РФ, ст. 1 закона "о судебной системе). Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные  органы,  должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия – по конституции Российской Федерации принадлежит только суду.  Так, только суд  может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Информация о работе Судебная власть: понятие, признаки, виды. Судебная система в Российской Федерации