Судебная власть: понятие, признаки, виды. Судебная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

12 декабря 1993 года референдумом была принята Конституция Российской Федерации: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10) [2]. Это дает основание считать, что судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, ее понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти в частности.

Содержание работы

1. Введение
2. Особенности развития государства и права
3. Общественный строй Древней Индии
4. Государственный строй Древней Индии
5. Законы Ману
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа правоохранительные органы.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

4. Независимость,  самостоятельность,  обособленность – характеристики  судебной  власти.  При  выполнении  своих  функций  судьи  подчиняются  только  Конституции Российской  Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто  не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением  против правосудия  и влечет за  собой уголовную ответственность. Независимость судебной  власти  одновременно  означает  запрет  каждому  суду  и  судье  подчиняться воздействию  с  чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.  Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть,  образуют самостоятельную ветвь государственной власти.  Обособленность судебной власти тесно связана  с ее независимостью и самостоятельностью.  Она  означает,  что  суды образуют систему государственных  органов,  не входящую  в  какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении  своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что  суды  изолированы  от  законодательной  и  исполнительной  власти.  Но  их  взаимодействие  с  другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих  независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему. 

5.  Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти.  Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила  действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает  процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.   Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных  судах регулируется развернутыми  нормативными актами: гражданским процессуальным кодексом, уголовно-процессуальным кодексом, арбитражным процессуальным кодексом.

6.  Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти, что  определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии  предусмотренных законом оснований и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в конституционный суд; спор, возникший из гражданских правоотношений,  и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом  интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение  признаков  преступления,  подтверждаемых  определенным  законом  источником;  экономический спор, возникший в  сфере управления, и обращение  за защитой  в  арбитражный суд). Эта  деятельность развивается в последовательности, установленной  процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица  и  организации,  реализующие свои  права  и  исполняющие обязанности. Она  может  начинаться еще до вмешательства суда, например, расследование преступления следователем по  терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства, но судопроизводство,  о  котором  говорится  в  конституции,  означает  непременно  деятельность  суда,  который  рассматривает  конкретное  дело и принимает решение  на  основе  закона, формулируя его в  установленном порядке, осуществляя правосудие.

7.  Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия оп- ределяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Зако-нодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по кон- кретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Су- дьи  всех судов, в том числе и  Конституционного  Суда,  независимы и подчиняются  только  Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о су- дебной системе).  Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и  другие нормативные акты. Судебное толкование законов – необходимое условие правосудия  и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значе- ния  судебного  прецедента  как  самостоятельного  источника  права.  Но  судебная  практика,  сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принци- пиальные  решения,  адекватно  выражающие  смысл  закона.  Конституция  РФ  предоставляет  Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать  разъяснения  по вопросам  судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения  ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подза- конными  актами. Прежде  высшим  судебным  органам  предоставлялось  право  давать  судам  "руководящие указания", а затем "руководящие разъяснения" по вопросам применения зако- нодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.  [Правоохранительные  органы  Российской  Федерации :  учеб.  пособие / Н.П.  Печников. – 5-е  изд.,  перераб.  и  доп. –  Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 140 с. – 100 экз. –]

Функции судебной власти

  • Правосудие.
  • Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
  • Толкование правовых норм.
  • Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
  • Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.

Таким образом,  судебная власть - это самостоятельная  и независимая  ветвь  государственной  власти,  которая  осуществляется  только  судом  и  реализуется  в форме правосудия посредством конституционного, гражданского,  административного,  арбитражного  и  уголовного  судопроизводства  на  основе  принципов  организации  и  деятельности,  установленных  Конституцией  РФ  и  Федеральным конституционным законом  «О судебной системе РФ».

[Гуськова А.П., Шамардин А.А.                           Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. –                            Москва: ИГ «Юрист», 2005. - 321 с.      ]

 

 

 

Статья 118 Конституции РФ

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается [2].

 

 

Судебная система Российской Федерации

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенных в соответ- ствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.  Порядок построения судебной системы,  виды судов,  действующих в  Российской  Феде- рации,  определены  Конституцией  РФ  и  специализированным  Федеральным  конституционным  законом «О судебной системе».

[Пронякин  А.Д.,  Пронякин  Д.А.  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ  РОССИЙ- СКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ:  Учебное  пособие / Московский  государственный  университет   экономики, статистики и информатики. — М.: МЭСИ, 2005. — 106 с.]

Эффективная судебная система усиливает другие ветви власти,  способствует гражданскому миру и общественному согласию, дела ет организованной и сильной экономику, не говоря уже о коренном  перевороте в правовом сознании людей.

[Порядок во власти - порядок  в стране (О положении в стране  и основных на- правлениях политики  Российской Федерации): Послание  Президента РФ Федеральному Собра-  нию от 6 марта 1997 г.// Рос. газета.- 1997. № 47.]

 

 

 

Судебную систему  составляют не все виды  судов, а только те, которые действуют от имени государства или субъекта РФ и являются государственными органами. Создаются такие суды  на основе установленных предписаний федеральных конституционных  и федеральных законов.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Консти- туцией Российской Федерации (ч. 3 ст.ст. 118, 125-127) и Федеральным  конституционным законом РФ "О судебной системе РФ". Перечень су- дов, указанных в ФКЗ "О судебной системе РФ", является исчерпы- вающим.

Финансирование  этих судов осуществляется либо из государствен- ного бюджета РФ, либо из бюджетов субъектов РФ. Располагаются  эти  суды на всей территории РФ в  соответствии с ее административно- территориальным делением и территориальным  делением субъектов  РФ, на которые распространяется их юрисдикция согласно судебным  округам, судебным районам или судебным участкам. Включаемые в  судебную систему РФ суды реализуют судебную власть на соответст- вующей территории и осуществляют правосудие в установленной зако ном процессуальной форме. Виды судопроизводств предусматриваются  Конституцией РФ и закрепляются, как правило, в процессуальных ко- дексах: Арбитражном процессуальном, Гражданском процессуальном и  Уголовно-процессуальном.

К признакам, характеризующим судебную систему РФ, можно отне- сти: 1) ее двойственность устройства - федеральные суды и суды субъ- ектов РФ; 2) законодательный уровень регулирования организации су- дебной системы - Конституцией РФ, федеральными конституционными  и федеральными законами; 3) привязанность к административно- территориальному делению территории России и ее субъектов - судеб- ные округа, территории субъектов РФ, судебные районы, судебные уча- стки; 4) специализированная направленность деятельности судов су- дебной системы при осуществлении правосудия - суды общей юрис- дикции и их подвиды, арбитражные суды, конституционные суды;  5) взаимосвязь функциональной деятельности судов разных звеньев судебной системы по выполняемым судебным инстанциям — разреше- ние судом дела по существу в первой инстанции, пересмотр дела судом в апелляционной инстанции, проверка законности решений судом в кассационной инстанции, проверка законности решений судом в над- зорной инстанции.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ "О судебной системе  РФ" судебная  система РФ состоит из двух видов судов - федеральных судов и су- дов субъектов Российской Федерации. Каждый из этих видов судов  имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности.  Такая двойственность организационного построения судебной системы  РФ делает ее сложной в понимании.  К федеральным судам закон относит:  - Конституционный Суд РФ;  - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и област- ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об- ласти и автономных округов, районные суды, военные и специализиро-Раздел 2. Судоустройство  95  ванные суды 34 , составляющие систему федеральных судов общей юрис- дикции;  - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды  округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъек- тов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.  К судам субъектов РФ относятся:  - конституционные (уставные) суды субъектов РФ;  - мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъек- тов РФ.  Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать  территориальные и национальные особенности субъектов РФ.

Все основные вопросы, связанные с организацией и построением  российской судебной системы, регламентируются нормативными акта- ми, обладающими  силой закона. Общие положения о судебной системе  закреплены в Конституции РФ в отдельной главе 7 "Судебная власть".

Административно-территориальное  устройство РФ, субъектов РФ,  административно-территориальных  единиц, в том числе специализи- рованных, например военных или судебных, определяется соответст- венно Конституцией РФ, конституциями республик, уставами субъек- тов РФ, уставами городов и муниципальных образований, федераль- ными законами.  В ст. 65 Конституции РФ определены субъекты РФ, расположенные  на определенной части ее территории: республики, края, области, горо- да федерального значения, автономные округа, автономная область.

Арбитражные апелляционные  и федеральные арбитражные суды  округов, вышестоящие звенья по отношению  к арбитражным судам  субъектов РФ, создаются в судебных округах, основанных на админи- стративно-территориальном делении России. Деятельность мировых судей осуществляется на соответствующих судебных участках, предусмотренных ст. 4 ФЗ РФ "О мировых судьях в РФ" и законами субъектов РФ.

Судебная система, организованная по территориальному и  админи- стративно-территориальному принципу, наиболее понятна и доступна  для населения. Гражданин по спорным  вопросам может обратиться в  суд, расположенный в районе его жительства. При этом затраты на су- дебные издержки не слишком значительны и, как правило, не препятст- вуют обращению в суд за защитой своих прав.

Вопросы конституционного устройства России, толкования Консти- туции РФ, проверка соответствия федеральных  законов Конституции РФ и другие рассматриваются Конституционным Судом РФ. Аналогич- ные вопросы только на уровне субъектов РФ, связанные с конститу- циями или уставами субъектов РФ, их толкованием, применением раз- решают конституционные (уставные) суды субъектов РФ.  Арбитражные суды рассматривают споры, вытекающие из граждан- ских и административных правоотношений, возникающих в сфере эко- номической и предпринимательской деятельности.  Суды общей юрисдикции рассматривают административные, граж- данские дела с участием граждан, уголовные дела.

В зависимости  от территориальной привязанности, назначения вы- полняемых судебных инстанций, а также объема компетенции  в рамках  судебной подсистемы суды подразделяются на звенья. Звеньевое  устройство судебной системы основано на функциональ- ной взаимосвязи судов: 1) как вышестоящих и нижестоящих по выпол- няемым инстанциям; 2) как судов, отражающих интересы определенной  территории. Звеньевое устройство характеризует вертикальную взаимосвязь су- дов в судебной системе и имеет несколько условное обозначение в оп- ределении соподчиненности судов. Таким образом, звено судебной системы — это организационное  объединение совокупности судов (или отдельный суд), обладающих  одинаковой компетенцией и находящихся в установленной законом  взаимосвязи с другими судами определенной судебной подсистемы.

Для федеральных  судов общей юрисдикции характерна трехзвен- ная система как для  подсистемы гражданских (общих), так  и военных  судов. Для арбитражных  судов в настоящее время в  соответствии с зако- нодательством сложилась четырехзвенная подсистема. Следует отметить, что федеральный Конституционный Суд РФ дей- ствует самостоятельно, в единственном числе и звеньев не имеет. У судов субъектов используется однозвенная схема звеньевого уст- ройства как у Конституционных - Уставных судов субъектов РФ, так и  у мировых судей. Суммируя сказанное, звено судебной системы можно определить  как суд или совокупность судов, обладающих одинаковой компетенци- ей и занимающих определенное место в судебной системе.

Информация о работе Судебная власть: понятие, признаки, виды. Судебная система в Российской Федерации