Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что судебная власть в правовом государстве является той реальной опорой, которая обеспечивает прочность всей конструкции государства. Только судебная власть разрешает все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняет юридические неопределенности. Именно через суды реализуется важнейший принцип, на котором основывается правовое государство, - принцип ограничения правом силы власти. При этом для суда все равны - и иные ветви власти и отдельные граждане, и территориальные образования, входящие в государство, и любые юридические лица - все они обращаются в суд для разрешения любых спорных вопросов. Таким образом, судебная власть является гарантом социального мира, правопорядка и стабильности в обществе.
Введение 3
Глава 1. Характерные черты судебной власти………………………………7
1.1 Судебная власть, ее понятие, признаки и задачи 7
1.2 Функции и принципы судебной власти………………………12
Глава 2. Сущность судебной власти 19
2.1Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти 19
2.2 Роль и сущность судебной власти в правовом государстве 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 1 курса юридического отделения внебюджетного факультета
Дорожкиной Виктории Сергеевны
Тема: «Судебная власть в правовом государстве»
Руководитель: подполковник юстиции
Лобода Александр Борисович
кандидат юридических наук
Защищена
«___»________ 201__ г.
Москва-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Характерные черты судебной власти………………………………7
1.1 Судебная власть, ее понятие, признаки и задачи 7
1.2 Функции и принципы судебной власти………………………12
Глава 2. Сущность судебной власти 19
2.1Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти 19
2.2 Роль и сущность судебной власти в правовом государстве 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Введение
Судебная власть в Российской Федерации как демократическом правовом государстве является самостоятельной, независимой и обособленной ветвью государственной власти.
Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие предпосылки перехода к правовому демократическому государству. Но надлежащее реформирование правовой надстройки сильно затрудняется в условиях острейших политических конфронтаций и социально-экономических неурядиц. Для эффективного проведения реформы в любой из жизненно важных сфер государственной деятельности требуется не только наличие научно обоснованной программы, но и стечение благоприятных обстоятельств. Правовая система современной России складывается в условиях небывалой криминализации жизненно важных сфер и как следствие возросшей социально- политической напряженности1. Такого рода обстоятельства никак не благоприятствуют ни совершенствованию законодательства, ни качественному обновлению правосудия. Существуют и другие негативные явления - прежде всего развившийся до крайности правовой нигилизм: граждане стремятся любой ценой обойти правовые ограничения и запреты, избежать громоздких и обременительных судебных процедур в связи с возникающими конфликтами и спорами. Этим они открыто демонстрируют свое неуважение к законам2. Юридическая общественность страны, ученые-правоведы крайне обеспокоены нынешним состоянием дел в области правосудия. Многие труды посвящены изобличению ставших хроническими сбоев в работе правосудия; все чаще в средствах массовой информации ставятся вопросы о непрочности конституционных гарантий независимости судебной власти. Требования об освобождении суда от коррупции и злоупотреблений по-прежнему стоят на повестке дня. По ряду существенных чисто юридических критериев российское право может быть отнесено к континентальной правовой системе романо-германского типа. Об этом свидетельствуют кодифицированный характер этого права, структура правовой нормы, принцип верховенства закона и однотипная иерархия источников права. В еще большей мере сходство российского права с континентальным проявляется в построении судебной системы и в организации принципов судопроизводства. Сближению этих правовых систем способствовали активные законотворческие усилия видных правоведов и государственных деятелей России в течение всего 19в. Сами реформы поначалу были неясными, если не сказать противоречивыми. Реальность первых лет постсоветской России связана с общим снижением уровня управляемости обществом, что одновременно свидетельствовало и о слабости государственного аппарата управления, и о неэффективности системы правоприменительных органов, в том числе и судебных учреждений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти следовало бы разделять и вверять "в разные руки"3. Чаще всего сторонники данной идеи придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви) — законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации подлежат четкому разграничению. Они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основывать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Активным сторонником рассматриваемой концепции, внесшим заметный вклад в ее разработку и популяризацию, считают известного французского просветителя, правоведа и философа Ш. Монтескье. В своем знаменитом сочинении "О духе законов" (1748 г.) он писал: "Когда одному и тому же лицу или одному и тому же составу должностных лиц предоставлены вместе законодательная и исполнительная власти, тогда нет свободы, потому что можно опасаться, что монарх или сенат будут создавать тиранические законы, чтобы тиранически исполнять их. Нет также свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья обладал бы достаточной силой, чтобы сделаться угнетателем. Все было бы потеряно, если бы один и тот же человек, или корпорация высокопоставленных лиц, или сословие дворян, или, наконец, весь народ осуществляли все три вида власти: власть создавать законы, власть приводить их в исполнение и власть судить преступления и тяжбы частных лиц"4.
В связи с разработкой новой концепции судебной реформы, одним из важнейших этапов которой стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г «О судебной системе Российской Федерации»5, появилась надежда на восстановление сильной и авторитетной судебной власти, несмотря на огромные трудности в формировании судебных кадров и в финансовом обеспечении судебной деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что судебная власть в правовом государстве является той реальной опорой, которая обеспечивает прочность всей конструкции государства. Только судебная власть разрешает все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняет юридические неопределенности. Именно через суды реализуется важнейший принцип, на котором основывается правовое государство, - принцип ограничения правом силы власти. При этом для суда все равны - и иные ветви власти и отдельные граждане, и территориальные образования, входящие в государство, и любые юридические лица - все они обращаются в суд для разрешения любых спорных вопросов. Таким образом, судебная власть является гарантом социального мира, правопорядка и стабильности в обществе.
Целью исследования является анализ и обобщение главных вопросов, связанных с функционированием и ролью судебной власти в правовом государстве.
ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ :
1. Рассмотреть понятие судебной власти
2. Рассмотреть ее основные функции ,принципы и задачи
3. Показать соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти
4.Определить роль судебной власти в правовом государстве
5.Обобщить материал и сделать выводы.
Глава 1. Характерные черты судебной власти.
Анализ законодательства РФ о суде позволяет определить понятие «суд» как орган государственной власти, уполномоченный осуществлять один из ее видов – судебную власть. Суды в Российской власти осуществляют судебную власть.
Судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражн6ых заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач, функций посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.6
Таким образом, судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества, в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов7.
Исходя из определения судебной власти, следует отметить следующие признаки:
Ведущими признаками судебной власти – являются, прежде всего, самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.
Но есть и другие наиболее важные признаки, которые характеризуют судебную власть:
Задачи суда, как и иных правоохранительных органов, состоят:
1) в восстановлении нарушенного права; Например, в области гражданских правоотношений суд признаёт недействительным свидетельство на право собственности на землю, а принесённый прокурором протест отменяет незаконную регистрацию гражданина на жилой площади.
2) в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда есть возможность восстановить нарушенное право, но правонарушитель заслуживает ещё и наказания. Например, суд при рассмотрении дел о краже в случае причинения потерпевшему материального ущерба принимает решение не только о наказании виновного, в случае подтверждения его вины, но и о возмещении подсудимым причинённого потерпевшему ущерба.
Однако, В.М. Савицкий считал, что “задача суда - судить, то есть рассматривать и проверять доброкачественность представленных сторонами материалов, дать им свою оценку и затем изложить её в своём решении. Иными словами, суд должен решать спор, осуществлять правосудие — не больше и не меньше”13.
В рамках рассматриваемого вопроса интересна позиция И.Л. Петрухина, который утверждает, что с идеей правового государства не согласуется возложение на суды задач раскрывать преступления и изобличать виновных, равно как и задач искоренять преступность, в чём выражаются функции правоохранительных органов, а не суда14. Однако, поскольку осуществление правосудия есть не задача суда, а возложенное на него Конституцией РФ полномочие осуществлять правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”); правоохранительный характер деятельности суда не сводится только к борьбе с преступностью, а включает в себя более широкие функции. Например, судебная защита прав граждан, что, на наш взгляд, может являться основанием для отнесения суда к правоохранительным органам.
1.2 Функции и принципы судебной власти.
Судебная власть выполняет ряд функций. Из определения судебной власти мы можем сделать вывод о том, что важнейшей функцией судебной власти является осуществление правосудия, т.е. осуществляемой судом в пределах его компетенции деятельности по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность. Правосудие как осуществляемая функция судебной власти в правовом государстве должно способствовать укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества и государства, а также предупреждению правонарушений.
Помимо функции осуществления правосудия, есть и другие наиболее важные функции судебной власть в правовом государстве: