Судебная власть в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что судебная власть в правовом государстве является той реальной опорой, которая обеспечивает прочность всей конструкции государства. Только судебная власть разрешает все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняет юридические неопределенности. Именно через суды реализуется важнейший принцип, на котором основывается правовое государство, - принцип ограничения правом силы власти. При этом для суда все равны - и иные ветви власти и отдельные граждане, и территориальные образования, входящие в государство, и любые юридические лица - все они обращаются в суд для разрешения любых спорных вопросов. Таким образом, судебная власть является гарантом социального мира, правопорядка и стабильности в обществе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Характерные черты судебной власти………………………………7

1.1 Судебная власть, ее понятие, признаки и задачи 7
1.2 Функции и принципы судебной власти………………………12

Глава 2. Сущность судебной власти 19
2.1Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти 19
2.2 Роль и сущность судебной власти в правовом государстве 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

ТГП.курсовая.docx

— 79.35 Кб (Скачать файл)

Самое главное в данном случае состоит  в том, что нельзя усматривать  в независимости судей некую  разновидность их привилегий. Эти  правила нужны, прежде всего, обществу, которое только таким образом  может полагаться на судебную беспристрастность и объективность. Образно говоря, гарантии независимости судей - это та дань, которую платит общество за возможность обращаться к справедливому правосудию.

          Однако, по нашему мнению, провозглашение  самостоятельности и независимости  судебной власти со времени  принятия Конституции РФ 1993 года, не явилось достаточным для  формирования России правовым  государством. До настоящего времени  в России отсутствует сильная  и по-настоящему независимая судебная власть.

В.А. Лазарева справедливо отмечает, что именно “сильная и независимая  судебная власть является важнейшей  гарантией формирования правового  государства и гражданского общества, поскольку она не только сдерживает и уравновешивает другие ветви государственной власти, но и является гарантом соблюдения ими прав и свобод человека и гражданина, защищает свободу личности в правовом споре человека с государством, служит установлению гражданского мира и согласия”40.

Ранее, с октября 1917 по июнь 1991 г.г. идея правового государства в нашей стране трактовалась как проявление буржуазной теории, неприменимой в условиях социализма, именно поэтому разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти в СССР полностью отсутствовало и соответственно говорить о правовом государстве в указанные годы не приходилось. Тем не менее, СССР в те годы номинально провозглашалось как “социалистическое правовое государство”41.

В настоящее время, видится наиболее верной дефиниция правового государства, сформулированная В.М. Лебедевым, который определяет, что “государство, в котором власть ограничена, связана правом, называется правовым государством, в котором связанность государственной власти правом означает не только необходимость всех органов государственной власти и должностных лиц, обладающими властными полномочиями, подчиняться, следовать принятому в надлежащей правовой процедуре закону, но и, прежде всего, не принимать правонарушающие законы”42.

Важнейшим компонентом правового  государства является идея о верховенстве права, его приоритете перед государством, необходимости осуществления государственного управления в соответствии с правовыми нормами и процедурами. Такое государство предполагает высокий уровень организации и престижа судебной власти, что возможно при сильной и независимой судебной власти. Однако, данное утверждение автора нельзя сводить к концепции “государство судей”43, представители которой считают, что рост судебной власти, её усиление и вмешательство во все основные сферы жизни общества предопределяют успех правовой государственности; лишь в государстве, где ведущая роль принадлежит суду, могут быть обеспечены демократия и право, их сбалансированное взаимодополняющее и взаимообуславливающее полноценное сочетание, “правовое государство” окончательно обретёт себя, лишь став “государством судей”.

На основании всего вышесказанного, можно утверждать, что Россия правовое государство, но в той мере, в какой ее законы являются правовыми, а судьи - независимыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118)44 рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»45.

Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как к учреждению, государственному органу (нередко говорят: "Судебная власть — это суд"). Еще большей ошибкой и даже свидетельством низкого уровня правовой культуры является встречающаяся иногда склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судебных учреждениях. В связи с этим трудно признать правильными встречающиеся рассуждения об "организации судебной власти", "об усовершенствовании структуры и организации такой власти" и т.п. Организовать или реорганизовать можно орган, учреждение, предприятие, организацию либо их систему. Другими словами, властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать. По существу, это полномочие, функция, но не ее исполнитель. Пользуясь театральной терминологией, вполне допустимо утверждать, что власть — это роль, но не актер. Довольно распространено также неоправданное стремление сводить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятельности. Нередко о судебной власти говорят и пишут как о синониме правосудия, и наоборот. А кое-кто норовит поставить знак равенства между понятиями, с одной стороны, судебной власти, а с другой — судопроизводства. Такого рода заблуждения встречаются, пожалуй, чаще, чем отмеченное выше. С ними можно столкнуться при изучении не только литературных источников, но даже некоторых действующих законов, а равно решений высших судебных инстанций, считающихся архиавторитетными.

В ходе данной работы были выявлены по меньшей мере две проблемы, тормозящие в значительной степени развитие судебной власти и, следовательно, государства вообще: относительная новизна вновь утверждённого суда присяжных и недостаточное финансирование органов судебной власти46. Но, если первое является неизбежной объективной закономерностью, то второе суть результат преобладания субъективных факторов, которые необходимо исключать, если мы желаем видеть Россию как правовое государство: создание новых критериев оценки материальных и финансовых потребностей органов судебной власти, более рациональное распределение государственного бюджета в сторону увеличения общего объёма денежных средств, поступающих в распоряжение судебной власти. создаст экономическую составляющую её реальной независимости и самостоятельности, позволит более качественно осуществлять правосудие, а также предотвращения ею злоупотреблений иных ветвей государственной власти против интересов собственных граждан, что позволит вывести нашу страну вперёд в своём развитии.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации  от от 25.12.1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года)
  2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 20.03.2011)
  3. "Гражданский процессуальный кодекс российской федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 23.12.2010)
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 8 декабря 2011 г.)
  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  6. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (с изменениями и дополнениями)
  7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  8. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  9. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  10. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изменениями и дополнениями на 7 февраля 2011 года)

 

 

Список используемой учебной литературы:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право Росси: учебный курс: в 2т. – 3 изд. – М.: Юристъ,  2010. – Т.2
  2. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с  комментариями : учебное пособие. – 5 изд., - М.: Эксмо,  2010.
  3. Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. – М.: Эксмо,  2008.
  4. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
  5. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
  6. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве.; Рос. Правовая академия. М.-во юстиции РФ.-М.:РПА, 1992.
  7. Загорский Г.И., Петухов Н.А. Правоохранительные органы: учебник. – 6 изд., - М.: «Дашков и КО»,  2010.
  8. Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – 4 изд,  - М.:КНОРУС,  2009.
  9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.
  10. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость.: монография. –М.: Проспект, 2010.
  11. Петухов Н.А.. Мамыкин А.С. Правоохранительные  и судебные органы России: учебник. – М.: РАП, Эксмо, 2009.
  12. Плевако Ф.Н. Избранные речи. Вступительная статья Г.М.Резника, - М.: Юрайт, 2010.
  13. Савюк Л. К. Правоохранительные  и судебные органы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Юристъ, 2004. – (Серия «Scholae»).
  14. Плевако Ф.Н. Избранные речи. Вступительная статья Г.М.Резника, - М.: Юрайт, 2010.
  15. Правоохранительные органы Российской Федерации. / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 1998.
  16. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1997. С.95
  17. Правоохранительные органы. Курс лекций / Воронкова М. Л., Ишеков К. А., Черкасов К. В. – М. : Эксмо, 2010. – (Учебный курс: кратко и доступно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Федерализм и судебная власть / В. А. Власихин // Российская академия наук. США-Канада : Экономика, политика, культура. – 1999. – N, 7. – С. 25. – Библиогр. : в сносках. – Содержание: Плюрализм судоустройства ; Взаимность и уважение ; Распределение подсудности ; Судебный федерализм и политика ; «Клаузула о верховенстве» : равнение на федерацию ; Типичное судопроизводство штатов. – На с. 69 : Схема 1. Федеральная судебная система.

2 Теория государства и права : элементарный курс / А. М. Лушников. – М.: Эксмо, 2010. – 167 с. – (Учебный курс: кратко и доступно).

3 Богомолов Б. И. Книга, посвященная концепции разделения властей. Разделение властей: история и современность: Спецкурс/ Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юрид. колледж МГУ, 1996. – 116с. // Вестник Московского университета. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997, № 6.- С. 119

4 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характер. Зарубежная литература XVII – XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. – М. : Олимп : АСТ, 1998. – 832с.

5 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»; Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

6 Правоохранительные органы в схемах с комментариями : учебное пособие / В. С. Авдонкин. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Эксмо, 2010. – 16 с. – (Право – наглядно и доступно).

7 Правоохранительные органы. Курс лекций / Воронкова М. Л., Ишеков К. А., Черкасов К. В. – М. : Эксмо, 2010. – 32 с. – (Учебный курс: кратко и доступно).

8 Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. – М.: Эксмо,  2008, с. 69.

9 Конституция РФ// СЗ РФ, 26.01.2009, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"//СЗ РФ, 06.01.1997

10 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями)"О Конституционном Суде Российской Федерации", "СЗ РФ", 25.07.1994

11 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ(с последующими изменениями и дополнениями)" "О Конституционном Суде Российской Федерации", "СЗ РФ", 25.07.1994

12 Резник Г.М. Вступительная статья «Рыцарь правосудия» к «Избранным речам Ф.Н.Плевако» - М.: Юрайт, 2010. – стр. 16

13 См.: Савицкий В. М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996, С. 106.

14 Петрухин И. Л. Правовое государство и правосудие. Советское государство и право. 1991, №1, С. 20-21.

15 Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1997. С.95

16 Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"/

17 См.: Гуценко К. Ф., Ковалев В. А. Указ соч. С. 72-76

18 Инстанция (лат. Instare – настоять, перед кем-либо что-либо защищать). У римских юристов это выражение означало требование назначения судьи для решения дела, а затем само производство дела. Сегодня этот термин употребляется в двух значениях: 1) известная стадия процесса (рассмотрение дела в первой И., во второй И.); 2) известные степени суда, состоящие в отношениях иерархической подчиненности (И. апелляционная, кассационная, надзорная).

19 Гласность – это «одна из черт подлинной демократии – открытая и полная информация о любой общественно значимой деятельности и возможность ее свободного и широкого обсуждения» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 236)

20 Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1997. С.95

21 Под «способами, не запрещенными законом» следует понимать, как интеллектуальные способы, так и разрешенные законом физические, но не нарушающие права и свободы других лиц, например, право на необходимую оборону (ст. 37 УК), причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании (ст. 38 УК) и крайнюю необходимость (ст. 39 УК, ст. 2.7 КоАП).

22 Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов Н. Д.: «Феникс», 1999. – С. 86.

23 Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1

24 Конституция Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008)

25 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО – Пресс, 2001

26 «Словарь русского языка С. И. Ожегова» (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка, совместно с Н. Ю. Шведовой).

27 «Американский словарь английского языка Н. Уэбстера» =(The English Dictionary of English Language) (2 издание, 1934); изд-во Мерриам, 1988

28 Oxфордский толковый словарь английского языка/ The Oxford Dictionary of English Language. Москва: Прогресс-Академия: Рос. гос. гуманит. Ун-т, 1995.

29 Конституция Российской Федерации. (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008)

30 Правоохранительные органы в схемах с комментариями : учебное пособие / В. С. Авдонкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с. – (Право наглядно и доступно).

31  Правоохранительные органы в схемах с комментариями : учебное пособие / В. С. Авдонкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с. – (Право наглядно и доступно).

32 Закон РФ « О статусе судей в российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (с последующими  изменениями и дополнениями)

33 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996, №1-ФКЗ (с последующими  изменениями и дополнениями)

34 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями)

Информация о работе Судебная власть в правовом государстве