Судебная защита прав и свобод человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:48, доклад

Описание работы

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок.

Файлы: 1 файл

Судебная защита прав и свобод человека в РФ.docx

— 40.46 Кб (Скачать файл)

Судебная защита прав и  свобод человека в РФ

 

 

 

 

В правовом демократическом  государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан  и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с  правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными  органами, исполнение этих законов  исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие  конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют правоохранительные органы, и, прежде всего суды - независимое  звено государственной власти, которое  своими специфическими средствами и  специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций  права и судов весьма точно  выражено принципом, утвердившимся  в Великобритании: «право там, где  средства его защиты» (ubi jus ubi remedium).

 

Право на судебную защиту провозглашено  ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Местоимение  «каждому» означает, что право  на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или  ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находящемуся под следствием или судом либо уже отбывающему  наказание, имеющему постоянное место  жительства или скитающемуся, дееспособному  либо находящемуся под опекой или  попечительством (в таких случаях  действует его представитель) и  т. д. Это право гарантируется  не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком  бы документе они ни были закреплены - в Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что  сам факт перечисления в Конституции  основных прав и свобод не должен толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право  на судебную защиту имеет универсальный  характер, оно не знает никаких  исключений. В этом смысле рассматриваемая  норма Конституции РФ находится  в полной гармонии с требованиями, сформулированными во Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет  право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными  судами в случаях нарушения его  прав, предоставленных ему Конституцией или законом».

 

Конституционно гарантированное  право на судебную защиту выступает  в виде правоотношения, на одной  стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой - суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение.

 

Правосудие является наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и  государства. Право на справедливое судебное разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. Статья 6 европейской Конвенции о  защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при  определении его гражданских  прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство  дела в разумный срок независимым  и беспристрастным судом, созданным  на основании закона». Аналогичное  право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), а также  закреплено в ст. 14 Международного пакта  о гражданских и политических правах.

 

Обязанность рассматривать  обращения граждан, возложена на каждый суд, входящий в судебную систему  страны. Прежде всего, это федеральные  суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный  Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный  Суд РФ, а также суды субъектов  Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин  вправе подать жалобу на нарушение  его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным  соблюдением правило подсудности.

 

Эти правила предусматривают  три вида подсудности:

 

1) предметную (по роду, характеру  дел); 2) территориальную (в зависимости  от места совершения преступления, места окончания предварительного  расследования, места проживания  истца или ответчика); 3) персональную (она зависит от характера деятельности  или должностного положения подсудимого).

 

Конституция РФ 1993 г. центральное  место отводит правам и свободам человека и гражданина, их обеспечению  и защите. Важная роль в этом принадлежит  Конституционному Суду РФ. В соответствии с Конституцией и её положениями  о конституционном судопроизводстве (ст. 118) в 1994 г. был принят новый Федеральный  конституционный закон о Конституционном  Суде, который значительно изменил  объем его полномочий по сравнению  с прежним законом. Исходя из общепринятых в системе конституционного правосудия форм контроля, которые непосредственно  связаны с функцией защиты прав человека: абстрактный контроль, конкретный контроль, индивидуальная жалоба, закон 1994 г. вводит новую форму конкретного контроля и существенно модернизирует  форму индивидуальной жалобы. При  таком раскладе вывод о сужении  полномочий Конституционного Суда РФ едва ли будет убедительным. По Закону о Конституционном Суде подача жалобы не связывается с понятием обыкновения. Согласно ч. 1 ст. 96 этого Закона, правом подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных  прав и свобод обладают граждане, чьи  права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, или объединения граждан, включая юридических лиц и общественные организации, а также иные лица и органы, указанные в федеральном законе. Тем самым устанавливается своего рода «открытый перечень» субъектов права жалобы, их круг может быть расширен, если это предусмотрено федеральным законом.

 

Отметим особо, что новый  Закон исходит из равного правового  статуса гражданина и иностранца и соответственно распространяет на последнего право подачи конституционной  жалобы. По сравнению с прежним  новый Закон о Конституционном  Суде не устанавливает в отношении  жалобы каких - либо особых требований её оформления и подачи, а распространяет на неё общие правила, действующие  для всех видов обращений, направляемых в Конституционный Суд (ст. 36-38). Это  упрощает процедуру подачи жалобы. В положениях об основаниях допустимости жалобы сформулированы только два требования, которым она должна удовлетворять, чтобы быть принятой Судом к рассмотрению. Во-первых, оспаривается конституционность  закона, затрагивающего права и свободы  гражданина; во-вторых, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или  ином органе, применяющем закон (ст. 97). Иными словами, гражданин или  объединение граждан не могут  обжаловать закон вне связи с  конкретной и реальной угрозой для  своих прав и свобод. Таким образом, основанием допустимости жалобы является принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящей от закона.

 

Для признания допустимости жалобы не имеет значения, были ли в  действительности нарушены права гражданина в конкретном деле. Конституционный  Суд воздерживается от установления фактических обстоятельств, подтверждающих такие нарушения, поскольку это  входит в компетенцию других судов. Конституционный Суд решает исключительно  вопросы права.

 

Анализируя роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина и особо выделяя  его правозащитную функцию как  непосредственно вытекающую из концепции  правового государства, конституционного принципа приоритета прав и свобод, мы находим подтверждение этому  и в норме нового Закона. Так, в  ч. 3 ст. 43 - об отказе в принятии обращения  к рассмотрению - особо оговаривается: «В случае если акт, конституционность  которого оспаривается, был отменен  или утратил силу к началу или  в период рассмотрения дела, начатое  Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права  и свободы граждан». Смысл этой важной оговорки состоит в том, чтобы  нарушение прав и свобод было устранено  в любом случае, а права и  свободы были восстановлены. Стоит  специально обратить внимание на эту  существенную оговорку как воплощающую  конституционный принцип приоритетности прав и свобод человека в качестве высшей ценности.

 

Рассматривая ситуацию, сложившуюся  в Чечне, Конституционный Суд  прекратил производство по неопубликованному  Указу Президента РФ от 30 ноября 1994 г., который хотя и был отменен  через 10 дней, но, в сущности, положил  начало военным действиям па территории Чечни. Основанием такого решения послужил именно факт отмены Указа. Важный довод  против решения Суда по Чечне прямо вытекает из ч. 3 ст. 43 Закона о Конституционном Суде. В ней говорится, что начатое Конституционным Судом производство не может быть прекращено, когда действием оспариваемого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Из этого положения следует, что Конституционный Суд не вправе был прекращать производство по Указу Президента от 30 ноября 1994 г. Заместитель Председателя Конституционного Суда в ходе рассмотрения этого дела отмечала, что Указ, фактически вводивший в Чечне чрезвычайное положение, не мог быть секретным и уже поэтому Суд должен был дать ему правовую оценку. К этому суждению необходимо добавить несколько соображений, прямо связанных с правами и свободами человека. Прежде всего, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Рассматриваемый Указ нарушил приведенную норму Конституции и в силу этого должен быть признан антиконституционным. К тому же в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ даже в условиях чрезвычайного положения многие основные права и свободы находятся под ее защитой. К ним, прежде всего, относятся право на жизнь, право на жилище, запрет пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения, а также уголовно-процессуальные гарантии, закрепленные в ст. 46-54 Конституции РФ.

 

 

Определяющая роль института  прав и свобод человека при осуществлении  конституционного контроля в современном  мире стала типичной для многих стран. Например, в Австрии за 1984 г. Конституционный  Суд этой страны признал 27 нормативных  актов не соответствующими Конституции, из них в 16 случаях по причине  ограничения ими основных прав человека, а в 1985 г. Суд объявил неконституционными 33 нормативных акта, из них 22 на таком  же основании.

 

Практика показала, что, в  сущности, все основные полномочия, которыми наделен Конституционный  Суд, оказались востребованными. Несмотря на то, что это совершенно новый  орган и в обществе не было обыкновения  обращаться в суд по конституционным  вопросам, Конституционному Суду пришлось сразу же включиться в активную работу. К нему стали поступать и запросы  соответствующих государственных  органов и групп депутатов  палат парламента, и жалобы граждан. И поток таких обращений не ослабевает. За период с ноября 1991 г. по июль 2001 г. Конституционным Судом  рассмотрено в публичных заседаниях 188 дел, принято 159 постановлений. Поводом  к рассмотрению дел явились 3054 жалобы граждан и их объединений, 157 запросов и ходатайств органов законодательной  и исполнительной власти, групп депутатов, судов. Таким образом, в публичных  заседаниях Конституционного Суда получили разрешение 3211 обращений, соединенных  в некоторых делах в одно производство. Кроме того, за указанный период Судом вынесено 1238 определений, в 329 из которых права и интересы заявителей также в той или иной мере были защищены.

 

Наибольший удельный вес  в решениях Конституционного Суда занимают постановления и определения, касающиеся прав и свобод человека. Суд признал  не соответствующим Конституции  РФ целый ряд положений бывшего  УПК и других законов Российской Федерации, сориентировав тем самым  и законодательную власть, и судебные органы на наиболее последовательную реализацию принципов и норм Конституции, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Осуществляя свои полномочия, Конституционный Суд выполняет функции охраны Конституции РФ. Он служит, согласно закону, цели защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.

 

Право на обращение в суд  за судебной защитой - одно из важнейших  субъективных прав граждан в области  правосудия. Гражданское процессуальное право предоставляет всем гражданам  равную возможность обращения за судебной защитой, свободный доступ к правосудию.

 

 

ГПК РФ  установил, что  всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или  охраняемых законом интересов.

 

Реальное осуществление  гражданами права на обращение в  суд за судебной защитой зависит  как от надлежащего правового  регулирования этого института, так и от правильного применения судебной практикой норм, его составляющих. В свою очередь на законодательство и судебную практику оказывает известное  влияние наука гражданского процессуального  права, дающая научное толкование процессуальных норм, регулирующих право на обращение  в суд за судебной защитой и  делающая рекомендации судебной практике по их применению.

 

 

Проблема права на обращение  в суд за судебной защитой неоднократно привлекала внимание юристов. Однако они  ограничивались лишь рассмотрением  права на предъявление иска, что  сужало рамки исследований. Право  на обращение в суд за судебной защитой более широкое понятие, чем предъявление иска. В результате реализации права на обращение в  суд возбуждаются дела искового производства, дела, возникающие из публичных правоотношений, а также дела особого производства. Право же на предъявление иска относится  лишь к исковому производству и является частным случаем права на обращение  в суд. В связи с этим в отношении  всего гражданского процесса необходимо говорить о праве на судебную защиту, а не о праве на иск; о праве  на обращение в суд за защитой, а не о праве на предъявление иска. Право на обращение в суд за судебной защитой есть институт гражданского процессуального права, регулирующий право граждан на возбуждение  судебной деятельности, есть обеспеченная законом каждому заинтересованному  лицу возможность возбудить судебное производство для защиты своих прав или охраняемых законом интересов  или для защиты в предусмотренных  законом случаях прав и интересов  других лиц. Право же на судебную защиту - юридический институт как материального, так и процессуального права  Он имеет материальное и процессуальное содержание, влечет за собой материальные и процессуальные последствия. Его  процессуальное содержание - право  на обращение в суд за судебной защитой. Процессуальные последствия - вынесение судом решения по делу.

Информация о работе Судебная защита прав и свобод человека в РФ