Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:48, доклад
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок.
Это реальный судебный контроль
за действиями (бездействиями) чиновников,
причем инициированный гражданами или
их представителями. Не случайно в литературе
по административному праву именно
эту деятельность суда рассматривают
как результат преломления в
сфере административного
К действиям (решениям) государственных
органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений и должностных
лиц, государственных служащих, которые
могут быть обжалованы в суд, относятся
коллегиальные и единоличные
действия (решения), в том числе
представление официальной
«В том числе могут
быть обжалованы в суд решения
общих собраний общественных организаций
и объединений, жилищно-строительных
кооперативов, акционерных обществ,
профсоюзных организаций и т.п.
Предметом судебного обжалования
могут стать как
Закон предусмотрел, что гражданин вправе сам решать, кому направить жалобу - либо сразу в суд, либо сначала вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу (ч. 1 ст. 4).
Путь к суду облегчается и установлением альтернативной подсудности жалобы: гражданин может подать её либо в суд по месту нахождения органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, либо в суд по своему месту жительства.
Чтобы человека не остановила боязнь больших расходов, закон предусмотрел, что суд может освободить жалобщика от уплаты пошлины или уменьшить её размер (ст. 4).
Принципиально новой является
норма ч.6 ст.4 закона, позволяющая
суду, принявшему жалобу к рассмотрению,
по просьбе гражданина или по своей
инициативе приостановить исполнение
обжалуемого действия (решения). Осуществление
такого права в ряде случаев может
предотвратить наступление
«Государственный служащий
несёт предусмотренную
Следовательно, такая ответственность наступает по судебному решению.
Таким образом, вышеперечисленные поправки создали механизм претворения в жизнь статьи № 14 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95.
Важно отметить, что по суду отвечают перед гражданами не только государственные, но и муниципальные служащие, если они по закону приравнены к государственным служащим (ч. 3 ст. 1).
В Законе от 27 апреля 1993 г. «Об
обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы
граждан» ни слова не было сказано
об ответственности за бездействие,
повлекшее нарушение прав и свобод
граждан. И это, конечно, способствовало
безнаказанности волокитчиков, всякого
рода «обещалкиных» и т.п. Между
тем право граждан жаловаться
в суд на бездействие органов
и должностных лиц закреплено
в ст. 46 ч. 2 Конституции Российской
Федерации, а также в уже цитированной
ст. 14 Федерального закона «Об основах
государственной службы в РФ». В
результате поправок, внесенных 14 декабря
1995 г., рассматриваемый нами закон
об обжаловании в суд установил
судебную ответственность и за бездействие,
если оно привело к нарушению
прав и свобод граждан (ч.2 ст. 2). Поправки
конкретизировали действия (решения),
которые можно обжаловать в суд.
В законе сказано, что каждый гражданин
имеет право получить, а должностные
лица, государственные служащие обязаны
ему предоставить возможность ознакомления
с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если нет установленных
федеральным законом
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
Вполне демократически, защищая
интересы граждан, поправки регулируют
распределение обязанности
Вступление России в Совет
Европы и участие в работе его
органов, ратификация нашей страной
ряда европейских и международных
договоров и конвенций - все это
обязывает российские правоохранительные
организации последовательно
Для российских граждан Совет Европы ассоциируется, прежде всего, с авторитетной правозащитной организацией, с решениями которой необходимо считаться. И наши граждане могли в этом убедиться по тому, как российское руководство реагировало на позицию Совета Европы по вопросам, касающимся России, в частности, в связи с тяжелым положением беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, заключенных и другими случаями нарушений прав человека. Ратификация нашей страной в мае 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод положила начало новым отношениям России и Совета Европы: для российских граждан открылась возможность обращаться за судебной защитой своих прав в Страсбург, а у российских государственных и судебных органов появилась обязанность учитывать решения Европейского суда по правам человека. Таким образом, стала полнее реализоваться ст. 46 (п. 3) Конституции Российской Федерации, предоставляющая гражданам возможность «обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Поступающий в Европейский суд по правам человека поток жалоб из России свидетельствует, что положение с правами человека в нашей стране продолжает оставаться неблагоприятным и у российских граждан сохраняется низкий уровень доверия к отечественным судебным органам, а принятые федеральные законы по защите прав человека недостаточно выполняются во многих регионах страны. Существует много нерешенных социально-правовых проблем, весьма значительно число правонарушений со стороны государственных органов, в том числе в вопросах соблюдения конституционных норм; невелико число случаев судебного рассмотрения дел по вопросам нарушения прав человека. Поэтому российские граждане обращаются в Европейский суд по самым различным вопросам, связанным с нарушением их прав.
В ряде обращений российские граждане жалуются в связи с нарушением их прав должностными лицами на отказ со стороны правоохранительных органов возбудить уголовное дело против третьих лиц, особенно работников судебных органов и прокуратуры. То есть фактически не работает принятый еще в 1993 г. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Однако ни Конвенция, ни прецедентное право конвенционных органов (единого Европейского суда, а ранее Европейской комиссии и Европейского суда по правам человека) не предоставляют права на возбуждение уголовного дела против третьих лиц.
Российская система права,
безусловно, должна учитывать прецедентное
право европейских
В случае принятия Европейским судом решения в связи с иском в отношении России оно должно быть исполнено в обязательном порядке. Иначе могут быть применены соответствующие санкции против нашего государства. Российские судебные органы должны предпринять адекватные действия по устранению выявленных нарушений положений Конвенции. Им также предстоит, если Европейским судом будет принят вердикт о предоставлении справедливой компенсации потерпевшей стороне, решить и этот вопрос.
Учитывая возможность
возбуждения Страсбургским
Информация о работе Судебная защита прав и свобод человека в РФ