Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:48, доклад
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок.
Материальное содержание
этого института - право на удовлетворение
своих требований, т. е. право на судебную
защиту нарушенного или оспариваемого
права, а также охраняемого законом
интереса. Право на обращение в
суд (право на предъявление иска) может
быть реализовано только при наличии
определенных условий, предусмотренных
ГПК. Среди них - подсудность дела
данному суду, дееспособность истца,
наличие у представителя истца
надлежаще оформленных
Право на обращение в суд
(правосубъектность) есть у всех и
каждого, оно естественно и
Конституционное право на судебную защиту при определенных условиях может быть реализовано гражданином и в такой специфической форме осуществления судебной власти, как арбитражное судопроизводство. Создание арбитражных судов в Российской Федераций - это не дань мировой моде на специализацию правосудия. Наша система коммерческих судов имеет свои глубокие исторические корни. Почти 300 лет назад, в 1719 году при Петре I была создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами. Вначале XIX века на территории России начали действовать более 10 коммерческих судов. Можно сказать, что нынешние арбитражные суды в России - это скорее возрождение дореволюционных коммерческих судов, чем преобразование государственных арбитражей СССР в арбитражные суды. Что представляют собой сейчас арбитражные суды? Это 81 арбитражный суд в субъектах Российской Федерации, 10 окружных федеральных судов и на вершине системы - Высший Арбитражный Суд РФ. В данной системе работают свыше 3000 судей. Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры, в том числе те, одной из сторон которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя. Естественно, что граждане - предприниматели вправе рассчитывать на защиту своих прав и охраняемых законом интересов в арбитражных судах, куда они могут обратиться с соответствующим иском. В арбитражном судопроизводстве, как и в гражданском, действует принцип диспозитивности, поэтому обращение в арбитражный суд целиком зависит от воли и усмотрения предпринимателя, это его «свернутое» право, потенциально обеспеченное законом. Право гражданина на защиту в арбитражном суде бесспорно.
Вопрос в другом, в каких
случаях предпринимателю нужно
обращаться в общий (гражданский) суд,
а в каких - в арбитражный? Мы не
будем углубляться здесь в
проблему разграничения полномочий
судов общей юрисдикции и арбитражных.
Компетенция этих судов подробно
регулируется соответствующими нормами
ГПК РФ и АПК РФ Важные критерии
разграничения компетенции
Тем не менее, независимо от результатов научной полемики, гражданин - предприниматель, чьи права или законные интересы нарушены неправомерными действиями другой стороны, по-прежнему сохраняет оправдавшую себя возможность обращаться за защитой в арбитражный суд. И это - самое существенное.
В уголовном судопроизводстве
право граждан на судебную защиту
приобретает специфические
1. Каждый обвиняемый в
совершении преступления
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого
В период разработки проекта УПК РФ возобновилась дискуссия о том, должен ли уголовный процесс обеспечивать установление истины; необходима ли она в уголовных делах. Некоторые из правоведов отвечали на этот вопрос отрицательно. Существует мнение о том, что установление истины отвечает в первую очередь интересам государства, а не обвиняемого, что установление истины - не интерес защитника. Это мнение правильно, если резюмировать, что каждый обвиняемый преступник, или что не бывает случаев предъявления обвинения в преступлении более тяжком, чем действительно совершённое обвиняемым. Но такая презумпция не соответствует следственной, судебной практике. Обвиняемый, его защитник могут быть заинтересованы в установлении истины. Таковы случаи чистосердечного раскаяния обвиняемого, виновного в совершении преступления. Бесспорно другое: обвиняемого, подозреваемого, защитника нельзя принуждать к сотрудничеству с лицами, осуществляющими уголовное преследование в установлении истины по уголовному делу. В связи с проблемой истины в уголовном процессе показательны изменения, вносившиеся в проекты УПК РФ: от признания установления истины по уголовному делу принципом процесса до полного отказа даже от упоминания о ней во всех 473 статьях УПК РФ. Это - не случайность. УПК РФ не создает надежной системы гарантий установления истины по уголовному делу. Что отражает позицию ряда процессуалистов, отстаивавшуюся в период разработки проекта УПК РФ. Утверждалось, например, что на суде не лежит ответственность за обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, он лишь обеспечивает деятельность сторон в условиях состязательности. Сказанное отнюдь не отрицание того, что многие правила, в том числе имеющие принципиальное значение, предусмотренные УПК РФ, могут служить установлению истины по уголовному делу. В их числе, например, столь важные, как наделение сторон в судебном разбирательстве равными правами (ст. 244); решение о допустимых видах источников доказательств (ч. 2 ст. 74); требование проверки доказательств (ст. 87); принцип свободной оценки доказательств (ст. 17); требование мотивированности приговора (обвинительного и оправдательного, ст. 305, 307); институт отводов (гл. 9 УПК РФ) и др. Наряду с этим, УПК РФ не содержит ряда необходимых для установления истины правил; вводит такие правила, действующие в досудебных и судебных стадиях процесса, которые не служат обеспечению установления истины по уголовному делу. По УПК РФ дознаватель, следователь, прокурор, суд не несут, обязанности исследовать обстоятельства дела полно, всесторонне, объективно. Между тем, названное - необходимый путь познания, если его цель - истина. Состязательность и равноправие сторон (по УПК РФ - в стадии судебного разбирательства) не могут восполнить отсутствие такой обязанности Конституция Российской Федерации, зафиксировав административное судопроизводство в качестве одного из способов осуществления судебной власти (ч. 2 ст. 118), тем самым предопределила, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реализована и в этой форме судопроизводства. В принципе это действительно так. Однако возможность для граждан использовать административное судопроизводство, практически затруднена несовершенством законов, регулирующих отправление правосудия в административной сфере. С 1 июля 2002 г. в России вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который является главным источником норм административной ответственности и норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях, но в состав данной нормативной основы входят и нормы, содержащиеся как в законах РФ, так и в законах субъектов федерации., которые содержат нормы об административной ответственности, но не включённые в КоАП. Привлечение гражданина к административной ответственности по суду, понятно, не равнозначно его обращению в суд за защитой своих прав. Более того, в этих принципиально разных ситуациях действуют совершенно разные инициативы, импульсы возникновения административного судопроизводства. Естественно, в суд обращаются за защитой и те, кто пострадал от административного правонарушения (потерпевшие), но такие сравнительно редкие случаи не меняют природу административного судопроизводства как деятельности суда по применению властных, принудительных мер (административных санкций) к гражданам, виновным в совершении административных деликтов.
Непременным условием законного и правильного рассмотрения дел об административных проступках является предварительная подготовка к их разбирательству, которая предполагает разрешение судьёй следующих вопросов:
1. Относится ли к его
компетенции рассмотрение
2. Правильно ли составлен протокол и другие материалы.
3. Извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.
4. Истребованы ли необходимые дополнительные материалы.
5. О ходатайствах лица,
привлекаемого к
Следует иметь в виду, что ненадлежащее оформление органами дознания материалов свидетельствует о недостаточно полном исследовании события правонарушения и лице, его совершившем, и может явиться основанием к их возвращению для проведения дополнительной проверки.
К тому же эта форма судопроизводства
сконструирована с точки зрения
процедуры весьма упрощенно, что
не вяжется с общепризнанным мнением
о судебном разбирательстве как
наиболее совершенном способе
Между тем давно известно,
что судебное разбирательство имеет
огромные преимущества перед решением
спора в административном порядке.
Как бы внешне благоприятно ни обставлялась
для гражданина возможность обжаловать
решение должностного лица в вышестоящий
орган управления, отношения, складывающиеся
в результате подачи жалобы, всегда
будут оставаться административно
- правовыми, т. е. такими, в которых
на одной стороне гражданин со
своими бедами и печалями, а на другой
- орган административный, управленческий,
нередко орган государственной
власти. Надо ли говорить, что гражданин
чувствует себя далеко неуверенно,
обращаясь с жалобой к
Информация о работе Судебная защита прав и свобод человека в РФ