Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:15, курсовая работа
Стоит отметить, что правовое наследие Руси включает и другие нормативные акты, изданные другими князьями. Так, например, Двинская уставная грамота 1397года. Считается старейшим после «Русской Правды» законодательным памятником. Была дарована Двинской земле великим князем московским Василием I Дмитриевичем в 1397 году после присоединения двинян к Москве. Определяла судебные и административные полномочия московского князя в Двинской земле. По сравнению с «Русской Правдой» принципиальные изменения заключались в более дифференцированном отношении к преступникам, введении понятия рецидива и различия наказания за первую, вторую и третью кражу
Введение…………………………………………………………………3
1. Общая характеристика……………………………………….………4
2. Значение Судебника 1497….………………………………………..24
Заключение………………………………………………………….…..25
Список использованной научной литературы и первоисточников…26
- бояре исполняли и административно-судебные функции в отдельных территориях княжества – были наместниками и волостелями.
Существовал также ряд и других дворцовых чинов. Помимо осуществления управления бояре участвовали в разбирательстве наиболее важных судебных
______________________________
¹Ст.ст. 67,68 являлись добавочными. М.Ф. Владимирский-Буданов. «Обзор истории русского права»
М.Ф. Владимирский-Буданов, Ростов-на-Дону, 1995г., 640 стр.
дел, переговорах с иностранными государствами, а наиболее знатные заседали в Боярской Думе;
3) «Дети боярские» – это более мелкие бояре, несшие только личную службу;
4) Дворяне. Они пользовались наименьшими правами среди феодалов. За административную службу бояре получали небольшие участки земли и превращались в мелких землевладельцев. Они назывались «слуги под дворским». Дворянство не имело права свободного перехода от князя к князю и было обязано нести службу на низших постах административной системы;
5) Духовенство.
6) Купечество (относится к городскому населению):
6.1. Высший разряд купечества составляли «гости», объединившиеся в две категории – гостей-сурожан (торг с Югом через Сурож в Крыму) и гостей-суконников (торг с Западом). Гости не платили тягла, не неся повинностей, и были главными распорядителями при сборе податей;
6.2. К числу купечества относились торговые люди гостиной сотни, состоявшей из средней и младшей части купцов. Они также пользовались привилегиями;
Зависимое население:
7) Городское население:
7.1. «Черные» люди - население посада, жившее на землях общины. Они попадали под общую раскладку податей и несли все городские повинности. Свои участки они могли продавать или закладывать только «черным» людям;
7.2. «Беломестцы» – жители, получавшие землю за службу и освобождавшиеся от платежа городских податей и повинностей. Если «беломестец» покупал землю у «тяглого», то он должен был или внести общине все подати за нее или приписаться к «черным» людям;
8) Крестьянство;
8.1. «Чернотяглые». Крестьяне, жившие на «черных», т.е. невладельческих землях. Они несли «тягло», т.е. совокупность натуральных повинностей и денежных налогов, падавших на общину и раскладываемых между ее членами по усмотрению старост. К числу повинностей относились: запашка десятины, содержание кормленщиков, подводная повинность, устройство городовых стен, приказных изб, строительство дорог, мостов, рубка леса, поставка по требованию князя воинов в ополчение. Главной меркой при раскладе податей и повинностей была т.н. «соха», т.е. определенное количество земли;
8.2. Частновладельческие крестьяне:
8.2.1. Старожильцы. Термин «старожильцы» появился тогда, когда возникла нужда отмежевать категорию старых зависимых от землевладельца тяглецов от увеличившейся массы новоприходцев. Правовое положение старожильцев меняется в процессе развития отношений между крестьянином и землевладельцем. За выполнение им тягла отвечал землевладелец. Заметна тенденция землевладельцев сохранить за собою кадры старожильцев. Старожильство определяется не сроком прожитых за землевладельцем лет, а характером отношений между старожильцем и землевладельцем, т.к. существовали следующие категории старожильцев: 1) давно живущих, 2) ставших таковыми после отсидения льготных годов, 3) непосредственно порядившихся в старожильцы. Переходить старожилец к другому хозяину мог только в установленный срок: за неделю и неделю после Юрьева дня и платил пожилое (рубль в степной полосе и полтину в лесной) (ст. 57);
8.2.2. «Новопорядчики» («новоприходцы») – обедневшие крестьяне, которые не справляются с крестьянским тяглом, не имеют средств начать самостоятельно крестьянское хозяйство, но надеющиеся со временем через подмогу или ссуду от землевладельца стать в ряды крестьян-старожильцев. Порядок их возможного перехода установлен ст. 57. С четвертого года сидения они платят пожилое как и старожильцы, а в 1, 2, 3 гг. ¼, ½, ¾ соответственно;
8.2.3. «Серебреники», а кабальные люди как разновидность «серебреников». Зависимость этих крестьян устанавливалась через «серебро», т.е. деньги, выдаваемые имущему работу лицу вперед под условием уплаты их с процентами (серебро ростовье). Фактическое положение «серебреника» очень часто делало его зависимым в течение всей жизни;
8.2.4. Монастырские детеныши – это люди, использовавшиеся главным образом в монастырских хозяйствах. Детеныши нанимались на различные работы или для выполнения разного рода услуг в течение определенного времени. Жили на территории монастыря и получали от него плату.
8.2.5.Половники. Жили на земле феодала или на своем невыкупленном участке и обязывались отдавать феодалу половину урожая. Они имели право по истечении срока уйти от землевладельца, погасив задолженность. Как правило, половники не тянули тягло или тянули, но в уменьшенном объеме;
8.2.6 Бобыли. Они «жили за господином» на условиях заключавшегося между ними договора – бобыльской порядной. Обычно землевладелец предоставлял быбылю жилье или участок, а бобыль обязан был уплачивать за это денежный оброк, установленный договором, а иногда обрабатывать пашню земледельца;
Переход частновладельческих крестьян от одного феодала к другому и размер пожилого определяется в ст. 57. Переход осуществлялся «за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя после Юрьево дни осеннего». Пожилое для старожильцев 1 руб в степной полосе и полтина в лесной. Для новоприходцев в 1 год ¼, во 2 год ½, в третий год ¾, а в 4 год как у старожильца.
9) Холопы. По своему положению холопы не являлись однородной массой. Их можно разделить на две основные категории:
9.1. Большие холопы являлись княжескими или боярскими слугами, ведавшими отдельными отраслями хозяйства. Это были ключники и тиуны сельские, огнищные, конюшие, старосты ратайные, т.е. административные и финансовые управляющие.
9.2. Полные холопы – несвободное население, которое находилось по существу в состоянии прямого порабощения. Холопы, посаженные на землю, носили название «страдников». Постепенно положение холопов стало меняться. Судебник отразил эти изменения:
1. Ограничение источников полного холопства (ст. 66):
- продажа в холопы;
- передача холопа в приданое или по завещанию др. лицам;
- вступление в брак с несвободной стороной;
- через поступление на должность ключника или тиуна в сельской местности;
- распространялось холопство на жену и совместно живущих детей;
- городской ключник не являлся холопом.
2. Откуп и выкуп холопов на волю:
- "отпускная грамота" – ст.ст. 18, 42;
- "беглая грамота" – на ушедшего холопа – ст. 20.
3. Холопы становятся субъектами права:
- порядок выдачи холопам "правой грамоты", т.е. судебного решения по ст.ст. 17, 23, 42;
10) Наймиты. (ст. 54). "Вольные" люди, поступившие к феодалу для работы по найму.
- обязывались работать на своего хозяина в течение срока, определенного в договоре;
- в случае ухода наймита до окончания срока договора он терял право на вознаграждение.
Обязательствам из договоров Судебник 1497 г. уделял меньше внимания, чем Русская правда. О займе говорила лишь ст. 55, предусматривавшая, подобно Русской Правде, ответственность за несостоятельность должника.
Эта статья вводила новые термины: полетная грамота - об уплате долга в рассрочку; истина - стоимость товара или сумма денег, взыскиваемая истцом с несостоятельного должника. Имелись упоминания о договорах купли-продажи (ст. 46 "О торговцех" и ст. 47) и личного найма. Судебник вслед за Псковской Судной грамотой предусматривал, что наймит, не дослуживший своего срока или не выполнивший обусловленное задание, лишался оплаты (ст. 54). Судебник 1497 г. более чётко, чем Русская Правда, выделял обязательства из причинения вреда, правда, лишь в одном случае: ст. 61 предусматривала имущественную ответственность за потраву.
Как своеобразные обязательства из причинения вреда рассматривает Судебник некоторые правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправосудное решение, обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что наказанию судья (точнее, боярин и дьяк) за свой проступок не подлежит (ст. 19): "...а боярину и диаку в том пени нет...".
Мало изменилось и наследственное право. Судебник, однако, устанавливал общую и чёткую норму о наследовании (ст. 60). При отсутствии завещания (духовной грамоты) вступало в действие наследование по закону. Наследство
получал сын, при отсутствии сыновей - дочери. Дочь получала не только движимое имущество ("статок"), но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников.
Если гражданские
уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, отражая обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы. Преступление понимается Судебником не как "обида", то есть нанесение материального, физического или морального вреда, а как
_________________________
¹ Последние статьи содержат важные постановления о торговле, о послушестве как юридическом институте, о службе по найму, о торговом кредите, о церковных людях и т.д. Это все сюжеты самостоятельные, не упоминаемые в первых разделах Судебника.
"лихое дело", то есть
совершение такого деяния, которое
нарушает интересы
Судебник даёт лишь примерное перечисление деяний, относимых к категории лихих дел, оставляя за господствующим классом право подводить под это понятие любое деяние, нарушающее интересы господствующего класса или посягающее на установленный в государстве порядок. Перечисляя такие виды преступлений, как татьба, разбой, душегубство, ябедничество, Судебник в статье 8 вводит новое понятие: "...иное какое лихое дело...". Развитие феодализма нашло своё отражение в некотором изменении взгляда на субъект преступления. По Судебнику ответственности подлежали все лица, совершившие преступления, в том числе и холопы. Судебник ничего не говорит о моментах, исключающих вменение, то есть об условиях, освобождающих лицо от ответственности за совершённое преступление в силу малолетства или преклонного возраста, тяжёлой болезни, увечья и т.д. В случаях, когда человек не мог сам вести дело, ему предоставлялось право нанять наймита, то есть человека ведущего процесс за него. "А на ком чего взыщет жонка, или детина мал, или кто стар, или немощен, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или кто от тех в послушестве будет кому, ино наймита наняти волно (ст. 52). Обострение классовых противоречий, борьба за централизацию государства и установление единодержавной великокняжеской власти обуславливали усиление ответственности за посягательства на государственный строй и особу государя. И хотя статьи Судебника не устанавливали ответственности за неоконченное преступление или покушение, в действительности лица, покушавшиеся на государственный строй или особу царя, подлежали такой же ответственности, как и за совершённое преступление. Можно предположить, что в этих случаях наказывали даже за голый умысел.
Судебник 1497 г. ярко проводит основной принцип феодального права – права - привилегии. Одно и то же преступление влекло за собой различную степень ответственности в зависимости от того, кем и по отношению к кому оно было совершено. В соответствии с этим в статьях Судебника подчёркивается социальная принадлежность виновного или пострадавшего: "А взыщет боярин на боярине..."(ст. 63), "А взыщет черной на черном..."(ст. 63), "А кто сореть межу или грани ссечёт из великого князя земли боярина и монастыря... ино того бити кнутием, да истцу взяти на нём рубль"(ст. 62), "А христиане промежу себя... кто у кого межу переорет или перекосит... ино волостелем или поселскому имати на том за боран по два алтына и за рану присудят, посмотря по человеку и по ране и по рассуждению"(ст. 62). Судебник вводит понятие "добрых" и "лихих" людей. К людям добрым Судебник относит наиболее зажиточных, благонамеренных представителей господствующего класса или чёрного крестьянства, зарекомендовавших себя рачительными хозяевами или особо ревностно проявлявших себя на службе. Им предоставлялось право "облиховать", то есть признать "ведомым лихим человеком" любого. Доказывать виновность оговорённого не требовалось. Человек, признанный добрыми людьми "ведомым лихим человеком", подлежал при обвинении его в совершении "лихого дела" смертной казни, а в остальных случаях был обязан удовлетворить требования истца вне зависимости от того, совершил он преступление или нет. В отличие от Русской Правды Судебник выделяет уже преступления против государства и его оплота - церкви, а также преступления, совершаемые феодально-зависимым населением против своих господ. Особенностью Судебника является не только включение новых, не известных Русской Правды, видов преступлений, но и то, что он главное внимание сосредотачивает на наиболее существенных, особо опасных для феодального государства преступлениях - душегубстве, разбое, татьбе, поджогах, злостной клевете и др., меньше уделяя внимания незначительным проступкам против личности, главным образом, против телесной неприкосновенности (раны, наносимые оружием, удары рукой, палкой, острой или тыльной стороной меча и другими предметами, повреждение руки, ноги, глаза, зуба, усов и т.д.).
Судебник 1497 г. устанавливал следующие виды преступлений:
1. Политические преступления. К их числу Судебник относил "крамолу". Под крамолой понималась измена, заговор, призыв к восстанию или поднятие восстания и другие действия, совершаемые преимущественно представителями господствующего класса и направленные против правительства. Статья 9, говоря о крамоле, выделяет таких преступников, как "подымщик" и "зажигалник.
Информация о работе Судебник 1497: общая характеристика и значение