Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:58, курсовая работа
Государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. В общем виде государство представляет собой организацию политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и другие — в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и другие, которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсии.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские квартаны, ограничении их свободы передвижения [18; 31].
Таким образом, сущность государства многоаспектна. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Сущность государства, определяет характер его деятельности, цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой. В своей деятельности государство стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал – общечеловеческого и классового.
Классовый характер, классовая направленность деятельности государства — это его сущностная сторона, его основное начало. Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Его широко применяют многие ученые в разных странах. Однако теоретически неверно использовать данный подход для характеристики всех государств.
Деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является значимой лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества [9; 117.].
Тем не менее, установление классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование такого классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.
Власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах.
Так, сомнения не вызывает классовая принадлежность в древних Афинах или Риме. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителе – рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями».
Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса – феодалов – земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе на лицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.
Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу – буржуазии.
В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата. При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, затмевая и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически независимым от общества. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливая, их друг на друга [18; 31].
Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в мире, крестьянские восстания и войны в Англии, Германии, Франции, Китае.
Единственной теорией раскрывшей классовую сущность государства является марксистская. Подходя к изучению закономерностей, определивших неизбежность развития государства на определенном этапе развития общества, марксистская доктрина связывает существование государства с классовым обществом и на этой основе указывает на то реальное место, которое занимает государство среди иных явлений общественной жизни, и на ту роль, которую оно играет в развитии общества. Научный подход к государству как явлению, исторически существующему и развевающемуся, и как явлению, представляющему собой орудие политического господства в классовом обществе, есть принцип, характеризующий марксистко-ленинскую теорию государства.
Марксистская доктрина выдвигает внутренний объективный закон существования государства. Этот закон определяет государство как машину поддержания господства одного класса над другим. В ней сказано, что государство представляет собой не всякую вообще форму социально управляемой организации, а форму существования классового общества, орган классового господства. Из всех факторов, влияющих на процесс возникновения и развития государственности, выделяет материально-экономический, а также классово политический, являющийся выражением первого.
Из этой доктрины вытекает что, возникновение государства всегда связано с изменением характера власти, осуществляемой в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего привилегированной части общества. Например, феодальное государство выступало как орган политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий [11; 176].
Таким образом становится закономерно, что вместе с экономической властью приходит и политическая. Следовательно, государства были, прежде всего, политической организацией собственников основных средств производства. Классовый подход в рассмотрении сущности государства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. В силу своей односторонности, искажает представление о государстве, так как ориентирует на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимость силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма, и прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение «общих дел», вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.
Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).
Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.
Общесоциальная сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Во многих странах освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересах возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, рабочий класс.
При определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми и групповыми.
Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть и рабовладельцев, без крестьян – феодалов, без рабочих – капиталистов.
Значит, любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого - то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции [10; 29].
Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.
Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, плохих условиях жизни, принудительном характере труда, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. Действовали и иные методы воздействия – идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни и также экономические методы – материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую общесоциальную роль рабовладельческого государства.
Информация о работе Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала