Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:58, курсовая работа
Государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования государства. В общем виде государство представляет собой организацию политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата.
Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества [12; 306.].
Общечеловеческие ценности в государстве были сформулированы гуманистами в XVI – XVIII веках. Они сыграли огромную роль в крушении феодализма и сохраняют свой демократический потенциал в наше время. Многие теперь зафиксированы в основополагающих документах международного и внутригосударственного права. Современные условия развития общества требуют реализации принципов «свободы, равенства и братства», демократии, справедливости и актуальны во всех странах. Из-за сформировавшихся новых условий требуется новое прочтение прежних, довольно абстрактных постулатов, их уточнения, наполнение новым содержанием. То есть государство движется к социальной демократии, социально политической справедливости, сочетанию индивидуальных прав человека с общественными потребностями и коллективными правами различных общностей людей.
Из этого вытекает что государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует по уровню развития демократии характеризующимся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделению властей, их легитимностью, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокого авторитетного и независимого суда.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, формирование, полномочия, функционирование его органов строго основываются на праве и высшие назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства [10; 29].
Общечеловеческие принципы закрепляются в естественных правах. По традиции многие права (на жизнь, собственность, свободу, личную неприкосновенность, свободу передвижения и выбору места жительства и др.) считаются естественной принадлежностью человека как социобиологического существа, они «неотчуждаемы». Следующие права социально-экономические (на труд, образование ) и политические (право на объединение, свобода уличных шествий и демонстраций и другие) – права позитивные, предоставлены государством от имени общества. Некоторые из них принадлежат и человеку и гражданину (например, право на охрану здоровья принадлежит и иностранцу), другие – только гражданину (например, право на объединение в политические партии).
Все права в ходе развития государства и общества подвергаются коррекции. Более того, в современных условиях утрачены многие различия между естественными правами, принадлежащими человеку как таковому, и позитивными правами, принадлежащими гражданину как члену политического, государственного сообщества. Однако, естественные права не носят абсолютного характера. Также существует принцип «священности и неприкосновенности частной собственности». Социальная ориентация государства является еще одним общечеловеческим принципом. Однако, должен быть исключен эффект излишнего государственного регулирования чтобы не повлечь кризиса. То есть завышенные социальные услуги со стороны государства, которые превышают вклад тех или иных лиц и социальных групп в развитие общества и для реализации которых государство не имеет экономических возможностей, приводит к бегству капитала, массовой безработице, социальной напряженности. Поэтому, принимая концепцию социального государства, современные концепции отношений общества и государства, с одной стороны, отвергают анархическую, неуправляемую экономику и анархию, как социальный порядок, а, с другой, - предусматривают создание таких институтов, которые гарантируют гармоничное естественное развитие, саморегулирование общества. Рыночная экономика должна быть свободной, но при этом регулироваться государством во избежание кризисов. Рыночная экономика должна быть социально ориентированной [12; 307].
Таким образом, установление классового характера государственной власти на определенных этапах развития государства не исчерпывает проблемы его сущности, а использование только классового подхода ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. С увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания. Поэтому рассмотрение государства исходя из общечеловеческих, общесоциальных задач, более широко раскрывает его сущность. Последовательное обеспечение законности и правопорядка – основа жизнедеятельности и прочности демократии и правового государства.
Соотношение общесоциального (общечеловеческого) и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом).
Сочетая в себе классовое и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится отказаться от классового подхода, ограничившись общечеловеческим [20].
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление [4; 98].
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
В рамках современного государствововедения сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает. В этой связи весьма показательна, например, концепция датского исследователя Т. Хойрупа, который видит основное социальное предназначение государства в защите соответствующей социальной системы. По его мнению, первым условием, которое позволяет вообще говорить о государстве, является то, что мы имеем дело с субъектом, который обладает способностью защитить себя, чтобы оставаться признанным членом мировой государственной системы. В таком смысле понятие государства теоретически является конечной точкой в теории государственных отношений. Ученый подкрепляет свою точку зрения следующей логически последовательной теоретической конструкцией: «Без борьбы за признание или освободительных войн не может быть взаимного признания суверенности или государственной системы. Без суверенности нет государства[14; 42].
Таким образом, способность защитить себя и является первой теоретической детерминантой концепции государства. Все другие теоретические детерминанты государственной системы, а также ее категории предполагают, наличие возможности защиты и с теоретической точки зрения являются производными от нее.
Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.
Большинство государств современного мира являются демократическими. Демократическое государство - это публично-властным способом устроенное общество, достигшее в своем развитии стадии цивилизации, то есть публично-властная организация народа. Именно государство как публично-властная структура имеет определение «социальное» [19; 15].
Центральное звено организованной структуры государства - государственный аппарат. В число его полномочий входит аккумулирование и распределение национальных богатств, сообразно задачам, решаемым обществом. Однако государственный аппарат не единственный объект социальной деятельности, монопольно занимающийся ею. Практически все граждане государства в той или иной форме участвуют в этой деятельности, создавая всю массу материальных и социокультурных благ, которая затем аккумулируется и перераспределяется государственным аппаратом. Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество заставляет необходимость: поддерживать некий доступный уровень жизни членов общества; уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные конфликты и расколы в обществе; соблюдать общечеловеческие ценности и международные стандарты цивилизованного общежития, выполнять международные договоренности; выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки: альтруизм, милосердие, благотворительность[16; 10.].
Все эти причины суть объективные, надличностные необходимости, которые детерминируют бытие государственно-организованного общества. Без их осознания, перевода в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия людей сохранение, развитие и устойчивость государства практически невозможны.
Подводя итоги к вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов краткого общего определения. Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Основным средством осуществления политической власти, центральный институтом политической системы является государство.
Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны. Данные особенности в каждом отдельном государстве по - своему выстроены и развиваются в соответствии с основными закономерностями.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Сущность государства, определяет характер его деятельности, цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой. В своей деятельности государство стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал – общечеловеческого и классового.
Классовый подход в рассмотрении сущности определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов одного какого - либо класса не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства.
Общечеловеческое предназначение государства – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций.
Только учитывая одновременно и общечеловеческое, и классовое начала в сущности государства, можно достигнуть научной объективности в изучении данного понятия. При этом следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым началами в государстве в различные исторические эпохи было неодинаково. В современных же условиях налицо приоритет общечеловеческих ценностей.
Таким образом, государство — это такая организация политической власти, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач (приоритетных для того или иного слоя населения), так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (обеспечение общественного блага).
Учебники, монографии, брошюры
Информация о работе Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала