Сущность монархической формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить сущность монархической формы правления и рассмотреть ее современные разновидности.
Объект исследования – исторические и современные монархические формы правления.
Предмет исследования – виды монархий, особенности различных типов современных монархий, социальное содержание современной монархии.

Файлы: 1 файл

Монархии Курсовик.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Приложение..………………………………………………………………………27

 

Введение

 

В данной работе рассматривается  тема «Современные монархические формы  правления». Монархия (от греч. monarchia – одновластие: mono – один и arhea – власть) – государство, в котором государственная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству в порядке престолонаследия. Существуют следующие виды монархической формы правления: абсолютная (неограниченная) монархия и конституционная (ограниченная монархия), которая, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую монархии.

Абсолютная (неограниченная) монархия – характеризуется тем, что монарх является единственным высшим органом государства. Он является главой законодательной, исполнительной и судебной власти. Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, в современное время такова форма правления в Саудовской Аравии, Омане.

Дуалистическая монархия – это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или  определенной частью их, если избирательное право – цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Однако разделение властей  при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются  парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его  утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, – может распускать парламент.

Правительство, если таковое  есть, за свою деятельность несет ответственность  лишь перед монархом, но не перед  парламентом.

Дуалистическая монархия в настоящее время сохраняется в Иордании.

Парламентарная монархия – характеризуется тем, что высшая государственная власть принадлежит  не только монарху, но и иным законодательным, исполнительным и судебным государственным  органам. При этом данные государственные  органы, в основном, формируются путем выборов и могут нести ответственность.

Цель работы – выявить сущность монархической  формы правления и рассмотреть  ее современные разновидности.

Объект исследования – исторические и современные  монархические формы правления.

Предмет исследования – виды монархий, особенности различных  типов современных монархий, социальное содержание современной монархии.

Итак, монархия – это самая древняя форма  правления, дошедшая до наших дней. Потому ее изучение и анализ представляется достаточно актуальным. Современные монархии являются, как правило, номинальными, конституционными, когда монарх делит власть с институтами парламентской демократии. Признавая монархию историческим анахронизмом, можно, тем не менее, выделить ряд ее привлекательных черт:

1. Стабильность. Власть предельно сконцентрирована, она опирается на сословие, обязанное монарху своей властью на местном уровне, служащее ему преданно.

2. Эффективность. Решения принимаются быстро и энергично, они незамедлительно вступают в силу.

3. Элитарность. В окружении монарха оказываются люди, обладающие, по его мнению, мудростью, образованностью, энергией.

4. Монарх с детства воспитывается и получает образование именно как верховный правитель, ответственный перед Богом и перед страной, в то время как политик, пришедший к власти в зрелом возрасте, только начинает знакомиться с тем кругом знаний и проблем, где ему предстоит работать. К тому же для прохождения трудного пути к власти требуются одни качества, а для управления страной – совсем иные.

Значение даже парламентской монархии не следует  все же сводить к голому символу, к ритуалу, к условности. В общественном сознании монархия имеет смысл, нельзя исключать, что он может проявиться в каких-то экстремальных ситуациях.

Современные монархии в Европе: Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

Глава 1. Понятие и признаки монархической формы правления

 

Монархическая форма  правления – «власть одного, единовластие»  – весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Свои истоки монархическая  форма правления имела в той  достаточно простой, социально не слишком  расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».1

В этих обществах ранних земледельческих культур организация  власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного  производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов. Он – обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются, по сути специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

Исследования теократии как  религиозно-политической системы показало, что первичные раннеклассовые государства в силу сращивания светских и религиозных начал в монархической форме правления, в силу религиозно-политической регламентации были по сути теократическими. Монархия эффективно обеспечивала осуществление немногочисленных общесоциальных и классовых функций государственного управления, таких, как учет труда и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организация совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защита от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.п.

Монарх назначал чиновников по управлению регионами или функциональными  службами, те, в свою очередь, назначали  более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволяла строить весьма эффективную систему управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворены первоначальными решениями.

Сам же монарх в нормальном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его  советников на ранних этапах этой формы  правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающих монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а также и принудительной силой для исполнения решений монарха.

Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д.

Монарх персонифицирует  государство, выступает во внешней  и внутренней политике как глава  государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из монархов-королей Франции заявлял: «Государство – это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

Как правило, монархи  имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных (временами огромное количество), которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношению к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это  не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в  различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.2

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха  не знает ограничений и может  распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать прежде всего с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации: эта  власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается  различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его  полномочия. Напротив, пожизненное  занятие престола нередко приводило  к тому, что время властвования и даже сама жизнь монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

Монарх считается свободным  от ответственности. Но «безответственный  монарх» – это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и  пустивший все на самотек. Таких  в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.

Разумеется, приведенные  выше юридические признаки монархической  формы правления – это как  бы идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от нее. Различные сочетания перечисленных юридических признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную (абсолютистскую) и ограниченную, в том числе конституционную.

Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля со стороны народа за управлением государством. Абсолютистская форма монархии, как правило, сопровождается произволом, жесткой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником которых и выступает чаще всего монарх.

Так, в рабовладельческом  обществе монархия зачастую выступает  как неограниченная деспотия, но расцвет  абсолютистской монархии как формы  правления приходится в основном на средневековье. Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, в которой глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.3

Ограниченная монархия имеет разные формы. В поздний  период средневековья Европы наличие  монархии уже сопровождалось появлением парламентов – представительных учреждений «третьего сословия». Возникла своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначать депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.

Информация о работе Сущность монархической формы правления