Сущность монархической формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить сущность монархической формы правления и рассмотреть ее современные разновидности.
Объект исследования – исторические и современные монархические формы правления.
Предмет исследования – виды монархий, особенности различных типов современных монархий, социальное содержание современной монархии.

Файлы: 1 файл

Монархии Курсовик.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Однако и сейчас, несмотря на общую тенденцию развития, монархиями (если учитывать многих членов британского Содружества) являются не менее 1/6 государств мира.9

Институт монархии –  это феодальный пережиток, а для  некоторых стран – пережиток  еще более древних традиций. В  развитых странах сколько-нибудь существенного влияния на политическую жизнь этот институт не оказывает, хотя при соответствующих условиях здесь могут быть использованы в тех или иных целях резервные, «спящие» полномочия короля (можно вспомнить поведение короля Румынии в 1946-1947 гг., как противоположное – роль короля Испании в 1981 г. и т.д.). Таким образом, использование этой формы правления в тех или иных целях зависит не столько от конституционных положений, сколько от личности монарха, от традиций страны, от отношения к монарху ее населения. В целом монархическая форма правления даже в таких передовых государствах, как Великобритания или Япония, вряд ли может считаться типичной формой правления современного государства. Для современного государства необходима республика. С монархией могут быть связаны непредсказуемые действия.

Глава 3. Современные монархии

 

Современные монархии подразделяются на два основных вида – абсолютные и ограниченные (конституционные). В  абсолютных монарху принадлежит  вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, хотя при нем обычно создаются совещательные органы. Эта форма правления в настоящее время характерна для стран, в которых преобладают докапиталистические общественные отношения, хотя эти страны могут участвовать в международных экономических отношениях в основном в качестве поставщиков сырья в развитые капиталистические страны, а также с течением времени они начинают поставлять на мировой рынок капитал, составленный на продаже сырья (внутри страны финансовые средства тратятся в основном в сфере потребления). Примером служат Саудовская Аравия, Оман и др. В настоящее время абсолютных монархий осталось немного, причем количество их на протяжении XIX и XX вв. неуклонно сокращалось.10

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными органами. По степени ограничения они подразделяются на дуалистические и парламентарные монархии. В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует и парламент, который издает законы, утверждает бюджет. В отдельных дуалистических монархиях существует даже институт парламентской ответственности правительства. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитических функций и т.д. Дуалистическая монархия устанавливается, как правило, в тех странах, где буржуазия уже выступает как серьезная политическая сила, но у власти находится союз буржуазии и крупных полуфеодально-патриархальных землевладельцев. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях  реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах (в Японии по Конституции 1947 г., в Швеции – после 1974 г.) функции монарха сведены практически лишь к символическому представительству традиционного единства государства. В других (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но либо монарх пользуется ими только в результате инициативы правительства или какого-либо другого органа, либо вообще ими не пользуется, и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо политического кризиса.

Правительство в парламентарных монархиях формируется партиями, получившими, как правило, большинство  мест в парламенте, и несет политическую ответственность перед парламентом. В исключительно редких случаях  при определенном стечении политических обстоятельств правительство в парламентарной монархии может быть сформировано партией, не имеющей большинства мест в парламенте, но лишь при условии, что ее поддержат другие партии, располагающие вместе с правящей партией большинством депутатских мандатов, но не желающих участвовать напрямую в формировании правительства. Практически все акты, издаваемые монархом в области государственного управления, вступают в силу только после контрассигнации (подписи) их премьер-министром, что означает ответственность последнего за принятие этого акта. В то же время право налагать вето на законодательные акты, принятые парламентом (в тех странах, где оно формально имеется у монарха), на практике обычно не используется. Парламентарные монархии сохраняются в развитых капиталистических странах (Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Дании, Японии, Испании и др.).

Некоторые монархии обладают определенными особенностями, что  требует дополнительной характеристики. Например, монархии, где монарх является не только главой государства, но и главой господствующей конфессиональной организации, именуются теократическими. Примерами служат Ватикан, Англия, Оман, Катар и др. Существуют и так называемые выборные монархии: Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Это – государства, представляющие собой объединения нескольких монархий. В Малайзию входит 13 штатов, 9 из которых являются монархиями, главами государства которых являются султаны, а в четырех оставшихся главы государств султанами не являются. Глава Малайзии, именуемый Янг ди-Пертуан Агонг, избирается сроком на пять лет из числа султанов, причем выборы проводятся в соответствии с правилом очередности замещения этой должности султанами по особому списку. В ОАЭ вся полнота государственной власти принадлежит Совету эмиров, в который по должности входят эмиры семи объединившихся государств. Совет эмиров из числа своих членов избирает сроком на 5 лет Председателя Совета, который исполняет обязанности главы государства. Традиционно Председателем Совета эмиров периодически переизбирается эмир Абу-Даби, наиболее крупного (занимает 8696 территории ОАЭ) и мощного из объединившихся эмирата. Таким образом, как мы видим, выборность главы государства связана с задачей обеспечения паритетности субъектов федерации в управлении федеративной монархией, но не меняет монархической формы правления. При этом указанная задача сходным образом решается в парламентарной монархии (Малайзия) и в абсолютной монархии (ОАЭ).

Своеобразна монархическая  форма правления в бывших доминионах, входящих в Содружество наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гренада и др.). Формально главой государства в них является британский король (королева), но его функции осуществляет генерал-губернатор, назначаемый короной по представлению правительства соответствующей страны. Однако не все государства, входящие в Содружество наций (например, Индия), признают английскую королеву (короля) своим главой. В настоящее время порядка трети государств – членов Содружества провозгласили себя республиками и не признают английскую королеву (короля) своим главой.

Заключение

 

Монархия – форма  правления, где высшая государственная  власть принадлежит единоличному главе  государства, который приобретает  власть по наследству и не несет  ответственности перед населением. Существуют следующие виды монархической формы правления: абсолютная (неограниченная) монархия и конституционная (ограниченная монархия), которая, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую монархии.

Монарх (царь, король, шах и т.д.) господствует единолично, на собственное усмотрение благодаря своему происхождению или же наделению властью от Творца. Престолонаследие означает переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке.

Виды монархий:

– неограниченная – абсолютная (максимально централизованная, неограниченная власть монарха);

Абсолютизм (франц. аbsolute, от лат. аbsolutus – безусловный, неограниченный) – абсолютная самодержавная власть, деспотичная форма государственного правления, которая основана на своеволии правителя и при которой достигается чрезвычайная степень централизации государственной власти. В условиях абсолютизма политическая власть – законодательная, исполнительная, судебная – абсолютно принадлежит одному лицу (царю, королю, императору). Рядом с этим создается разветвленный бюрократический аппарат, полностью подчиненный монарху; активно используются постоянная армия и репрессивные органы; ликвидируются или теряют значение и прекращают свою деятельность представительные институты. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Камар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

– ограниченные: существование  ее определяется нормами и требованиями конституции; сосуществует, как правило, с выборным представительным органом.

Парламентская монархия: власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символична. Монарх только подписывает законодательные акты, принятые парламентом, и формально сохраняет статус главы государства – исключительно с представительскими полномочиями. Фактическим главой государства (премьер-министр) становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и только ему подотчетно. Современные монархии в большинстве своем – парламентские (Япония, Испания, Швеция, Дания и др.).

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически  отживает.

В дуалистической монархии юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом. Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений. Он обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, издаваемым парламентом и правом роспуска парламента. Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму, она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент). В некоторых современных странах (султанат Бруней, королевство Тонга) сохранились отдельные черты дуалистической монархии.

Выделяют также теократическую монархию (монарх возглавляет церковную  организацию) и выборную монархию (монархическая  династия избирается).

Таким образом, современные монархии, хотя и продолжают олицетворять единство нации, сколько-нибудь существенной политической роли не играют.

 

Список используемой литературы

 

 

    1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 397 с.
    2. Алебастрова И.А., Будай С.Н. Обществознание. Основы государства и права: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2000. – 272 с.
    3. Денисов А. И. Сущность и формы государства. – М.: Изд-во МГУ, 1960.
    4. Кареева С. А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование). Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Саратов, 1997. С. 17
    5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право: Вопросы и ответы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2001. – 224 с.
    6. Конституционное право: Учебник/Отв. ред. А.Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 464 с.
    7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Спарк», 1998. – 448 с.
    8. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. – М.: издательский центр «Март», 2003. – 656 с.
    9. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 512 с.
    10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 272 с.
    11. Манов Г. Н. О понятии формы государства//Учен. зап. тадж. унта. 1956. Т. 9. Вып. 4.
    12. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 640 с.
    13. Общая теория государства и права: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520 с.
    14. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998.
    15. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Былина, 1998.
    16. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 776 с.
    17. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА·М, 1998.
    18. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 735 с.
    19. Теория государства и права: Учебное пособие. Конспект лекций в схемах и определениях/Под ред. Доцента Л.В. Смирнова. – М.: Книжный мир, 2004. – 309 с.
    20. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
    21. Автономов А.С. Правовая онтология политики//Веб-сайт http://www.legislature.ru/books/ontolog/part4.html («Фонд развития парламентаризма в России»).

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. – М.: издательский центр «Март», 2003. – С. 124

2 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. – М.: издательский центр «Март», 2003. – С. 125

3 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 99

4 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 80

5 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 58

6 Контрасигнация (от лат. contra – против и signare – подписывать) – подпись министра на акте, исходящем от главы государства; означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт

7 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 82

8 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 83

9 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 84

10 Автономов А.С. Правовая онтология политики//Веб-сайт http://www.legislature.ru/books/ontolog/part4.html («Фонд развития парламентаризма в России»)




Информация о работе Сущность монархической формы правления