Сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Изучение принципа универсальной связи государства и права необходимы для выработки мировоззренческих, общефилософских представлений, анализ конкретных соотношений государства и права – это и является целью настоящей работы.

Исходя из цели работы, определим ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

- дать понятие государства;

- рассмотреть признаки и определение права;

- охарактеризовать теории права и государства в системе наук;

- определить тип соотношения государства и права;

- изучить методологические аспекты соотношения государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ

2.1 Понятие государства и права

2.2 Государство в правовой надстройке

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

3.2 Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства

3.3 Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

сущьность права.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: «Теория государства  и права»

     на  тему: «Сущность права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2011 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы  реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и др. – очень подробно исследованы в юридической литературе, см. список литературы в конце работы. Анализ этих проблем, дает развернутую картину взаимодействия государства и права. Однако интересно проследить этот процесс с позиций более общего характера, не наблюдая их взаимодействие по конкретным связям, каналам, формам, а прослеживая их отношения как двух целостных, самостоятельных, в известной степени самодостаточных образований.

     Тема  курсовой работы – «Государства и право». По интересующей нас проблеме в юридической литературе фигурируют такие понятия, как «отношение», «связь», «взаимодействие», «причинно-следственная зависимость», «функциональная зависимость». Однако эти понятия неоднозначны, они различны как по своему содержанию, так и по тем реальным связям, которые они отражают. Речь идет о различных формах и степенях конкретных взаимосвязей между конкретными объектами. Наиболее общее из них – «отношение», под которым чаще всего понимается любая совместная определенность нескольких объектов (членов отношения). Общепринято, что соотношение явлений есть принцип, всеобщий закон. В нем не отражены конкретные особенности бесчисленных форм взаимосвязи в различных сферах объективного мира, скорей он отражает то общее, что живет в отдельных проявлениях взаимодействий.

     Изучение  принципа универсальной связи государства  и права необходимы для выработки  мировоззренческих, общефилософских  представлений, анализ конкретных соотношений  государства и права – это  и является целью настоящей работы.

     Исходя  из цели работы, определим ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

     - дать понятие государства;

     - рассмотреть признаки и определение  права;

     - охарактеризовать теории права  и государства в системе наук;

     - определить тип соотношения государства и права;

     - изучить методологические аспекты  соотношения государства и права.

     В первой главе были рассмотрены вопросы общей теории государства и права, понятия, признаки теоретические соотношения, изучаться - теория права и государства в системе наук.

     Во  второй главе - соотношение государства  и права - рассмотрены вопросы: тип  соотношения государства и права, а так же методологические аспекты  соотношения государства и права.

     В заключении – подведен общий итог проделанной работы.

 

      ГЛАВА 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

     По  данным науки, наша планета образовалась примерно 4—5 млрд. лет назад. Древний  человек появился примерно 2 млн. лет  назад. На территории нашей республики, по данным археологов, первый человек  появился около 1 млн. лет назад. Человек разумный — homo sapiens — появился 40 тысяч лет назад. Первые государственные образования появились 4—5 тысяч лет до нашей эры. Соответственно, более 35 тысяч лет люди жили без государства1.

     Догосударственный период получил в науке название переобытнообщинный строй или родовой строй, поскольку люди жили родами — большими группами, основанными на кровном родстве, совместном проживании и совместной трудовой деятельности.

     Первобытнообщинный  строй был неразвитым обществом, где основными видами трудовой деятельности являлись собирательство, охота и рыболовство. Соответственно, орудия труда были примитивными, неразвитыми.

     В первобытном обществе существовала социальная власть. Она основывалась прежде всего не на принуждении, а  на добровольности. Люди исполняли свои обязанности добровольно, трудовая деятельность была едина для всех, добытая пища делилась поровну между всеми членами рода, все были равны как в правах, обязанностях, так и в ответственности.

     Основными органами управления в родовом обществе являлись вождь, советы старейшин и общее собрание всех членов рода, на которых решались важнейшие вопросы жизни рода, такие как вопросы войны и мира, усыновление чужих людей и другие.

     Каждый  взрослый имел право участвовать  в обсуждении и решении любого вопроса.

     Для оперативного управления избирался  старейшина — наиболее уважаемый  член рода. Эта должность была выборной и сменяемой, не давала никаких привилегий.

     Старейшина  был равен со всеми остальными членами рода и получал равную долю, как все. Его власть основывалась исключительно на авторитете, уважении к нему других членов рода. Для военного руководства избирался военный вождь. Также внутри рода образовывался совет старейшин.

     Роды  объединялись в племена, которые, в  свою очередь, управлялись советами старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала никаких привилегий.

     Союз  племен управлялся советом племенных  вождей, который избирал вождя союза. С развитием общества вожди стали осуществлять свои функции пожизненно.

     Можно выделить следующие основные характерные  черты родового строя:

      Наличие кровного родства, общей территории проживания и общей совместной хозяйственной  деятельности у членов рода.

     Наличие общего языка, общих традиций, обычаев.

     Запрет  на брачные отношения внутри рода. В казахском обществе этот запрет распространялся на родственников  до «седьмого колена», т.е. не только на близких, но и на дальних родственников.

     Наличие общего места погребения.

     Каждый  род имел свое наименование.

     Возглавлял  род вождь или старейшина —  наиболее авторитетный член рода, избираемый на общем собрании рода.

     Таким образом, можно утверждать, что социальная власть в догосударственный период была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления; распространялась только в рамках рода, выражала его волю, основывалась на кровных связях, а органами власти выступали родовые собрания, старейшины, вожди, которые первоначально не имели никаких привилегий.

     Ф. Энгельс называл первобытное  общество «первобытным коммунизмом», «золотым веком человечества».

     Нормативная регуляция общественных отношений  в первобытный период характеризовалась  тем, что социальные нормы по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства, что оказывало существенное влияние на природу норм первобытного общества.

     Первоначально нормы существовали в виде запретов — «табу», которые постепенно перерастали в обычаи, позднее появились моральные нормы.

     Первобытные нормы, правила поведения носят  характер мононорм. Мононормы —  это такие нормы, в которых  сливаются черты обычаев, морали, религий, традиций и привычек.

     Можно выделить следующие признаки норм, существовавших в догосударственный период:

     1) отношения в первобытном обществе  регулировались главным образом  обычаями, т.е. исторически сложившимися  правилами поведения, вошедшими  в привычку в результате многократного  применения в течение длительного  времени;

     2) они существовали в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

     3) обеспечивались в основном силой  привычки, а также соответствующими  мерами убеждения (внушения) и  принуждения (изгнание из рода);

     4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу, отсутствие собственно прав и обязанностей);

     5)они  выражали интересы всех членов  рода и племени.

     Причины возникновения государства и  права до сих пор носят дискуссионный  характер. Из всех теорий возникновения  государства и права на сегодняшний день наиболее разработанной остается марксистская теория, поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня. Марксистская теория связывает возникновение государства и права с развитием производства и появлением частной собственности на землю, средства производства и другие блага. Поскольку собственник стремился как-то оградить от посягательств свое имущество, то ему требовался некий аппарат насилия, способный оградить его от посягательств. Поскольку частная собственность появилась вследствие появившихся излишков благ, вызванных в свою очередь развитием средств производства, то, естественно, она начала сосредотачиваться в руках лиц, обладавших той или иной властью. Если говорить о первобытнообщинном строе, это были жрецы, вожди, военачальники и они самостоятельно начали устанавливать систему государственных органов, а также право, которое необходимо было соблюдать. В первую очередь внедрялся принцип «частная собственность священна», что обществу было трудно понять после бывшей общественной собственности на землю. По-видимому, этим и объясняется крайняя жестокость наказаний за посягательство на чужую собственность.

     Существует  множество теорий возникновения  государства и права, и, как правило, каждая из них имеет рациональное зерно, поэтому изучение всех теорий не только повышает юридическую культуру, но и ведет к более глубокому уяснению вопроса.

     Основными теориями возникновения государства  на сегодняшний день являются:

     1. Теологическая теория (Фома Аквинский,  все религии). Согласно данной  теории, творец всего сущего на  земле — Бог. Государство существует  вечно в силу божественной  воли, как средство поддержания  Богом порядка на земле, хотя  бы в определенных рамках.

     2. Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Данная теория зародилась в Древней Греции, но в определенной степени дошла и до наших дней. Согласно этой теории, люди есть существа общественные и стремятся к созданию семьи, где главным является отец семейства (патер фамилиас). Увеличение же числа семейств приводит к образованию государства.

     3. Теория общественного договора (Т.  Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, А. Радищев).Основой теории является  утверждение о том, что общество  в лице каждого своего члена заключает договор с государством, передавая ему как часть своих прав, так и права в отношении себя; например, право государства наказать гражданина в случае совершения им правонарушения. Любой руководитель государства становится уполномоченным воли народа. Каждый гражданин подчиняется общей воле (воле государства), но в то же время является инициатором этой воли.

     4. Теория Гегеля о происхождении  государства. Немецкий философ  Гегель выводил происхождение  государства из требований разума  и нравственности. По его мнению, государство есть высшая форма реализации нравственности. Каковы нравственность и развитие общества, такое государство общество и заслуживает. Государство — это цель, к которой должно стремиться общество, вершиной же достижения этой цели является правовое государство.

     5. Теория насилия (завоевания). Основоположниками  данной теории являлись Каутский, Дюринг и другие. Сторонники данной  теории связывают возникновение  государства с ведением захватнических  войн. Государство образуется для  удержания в подчинении порабощенных народов и управления ими.

     6. Марксистская теория (К. Маркс,  Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Данная  теория связывает возникновение  государства с развитием средств  производства, разделением труда,  возникновением частной собственности,  расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий2.

Информация о работе Сущность права