Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:01, курсовая работа
Изучение принципа универсальной связи государства и права необходимы для выработки мировоззренческих, общефилософских представлений, анализ конкретных соотношений государства и права – это и является целью настоящей работы.
Исходя из цели работы, определим ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:
- дать понятие государства;
- рассмотреть признаки и определение права;
- охарактеризовать теории права и государства в системе наук;
- определить тип соотношения государства и права;
- изучить методологические аспекты соотношения государства и права.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ
2.1 Понятие государства и права
2.2 Государство в правовой надстройке
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства
3.2 Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства
3.3 Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права»
на
тему: «Сущность права»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и др. – очень подробно исследованы в юридической литературе, см. список литературы в конце работы. Анализ этих проблем, дает развернутую картину взаимодействия государства и права. Однако интересно проследить этот процесс с позиций более общего характера, не наблюдая их взаимодействие по конкретным связям, каналам, формам, а прослеживая их отношения как двух целостных, самостоятельных, в известной степени самодостаточных образований.
Тема курсовой работы – «Государства и право». По интересующей нас проблеме в юридической литературе фигурируют такие понятия, как «отношение», «связь», «взаимодействие», «причинно-следственная зависимость», «функциональная зависимость». Однако эти понятия неоднозначны, они различны как по своему содержанию, так и по тем реальным связям, которые они отражают. Речь идет о различных формах и степенях конкретных взаимосвязей между конкретными объектами. Наиболее общее из них – «отношение», под которым чаще всего понимается любая совместная определенность нескольких объектов (членов отношения). Общепринято, что соотношение явлений есть принцип, всеобщий закон. В нем не отражены конкретные особенности бесчисленных форм взаимосвязи в различных сферах объективного мира, скорей он отражает то общее, что живет в отдельных проявлениях взаимодействий.
Изучение
принципа универсальной связи
Исходя из цели работы, определим ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:
- дать понятие государства;
-
рассмотреть признаки и
- охарактеризовать теории права и государства в системе наук;
- определить тип соотношения государства и права;
-
изучить методологические
В первой главе были рассмотрены вопросы общей теории государства и права, понятия, признаки теоретические соотношения, изучаться - теория права и государства в системе наук.
Во
второй главе - соотношение государства
и права - рассмотрены вопросы: тип
соотношения государства и
В заключении – подведен общий итог проделанной работы.
По данным науки, наша планета образовалась примерно 4—5 млрд. лет назад. Древний человек появился примерно 2 млн. лет назад. На территории нашей республики, по данным археологов, первый человек появился около 1 млн. лет назад. Человек разумный — homo sapiens — появился 40 тысяч лет назад. Первые государственные образования появились 4—5 тысяч лет до нашей эры. Соответственно, более 35 тысяч лет люди жили без государства1.
Догосударственный период получил в науке название переобытнообщинный строй или родовой строй, поскольку люди жили родами — большими группами, основанными на кровном родстве, совместном проживании и совместной трудовой деятельности.
Первобытнообщинный строй был неразвитым обществом, где основными видами трудовой деятельности являлись собирательство, охота и рыболовство. Соответственно, орудия труда были примитивными, неразвитыми.
В первобытном обществе существовала социальная власть. Она основывалась прежде всего не на принуждении, а на добровольности. Люди исполняли свои обязанности добровольно, трудовая деятельность была едина для всех, добытая пища делилась поровну между всеми членами рода, все были равны как в правах, обязанностях, так и в ответственности.
Основными органами управления в родовом обществе являлись вождь, советы старейшин и общее собрание всех членов рода, на которых решались важнейшие вопросы жизни рода, такие как вопросы войны и мира, усыновление чужих людей и другие.
Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.
Для оперативного управления избирался старейшина — наиболее уважаемый член рода. Эта должность была выборной и сменяемой, не давала никаких привилегий.
Старейшина был равен со всеми остальными членами рода и получал равную долю, как все. Его власть основывалась исключительно на авторитете, уважении к нему других членов рода. Для военного руководства избирался военный вождь. Также внутри рода образовывался совет старейшин.
Роды объединялись в племена, которые, в свою очередь, управлялись советами старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала никаких привилегий.
Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза. С развитием общества вожди стали осуществлять свои функции пожизненно.
Можно выделить следующие основные характерные черты родового строя:
Наличие кровного родства, общей территории проживания и общей совместной хозяйственной деятельности у членов рода.
Наличие общего языка, общих традиций, обычаев.
Запрет на брачные отношения внутри рода. В казахском обществе этот запрет распространялся на родственников до «седьмого колена», т.е. не только на близких, но и на дальних родственников.
Наличие общего места погребения.
Каждый род имел свое наименование.
Возглавлял род вождь или старейшина — наиболее авторитетный член рода, избираемый на общем собрании рода.
Таким образом, можно утверждать, что социальная власть в догосударственный период была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления; распространялась только в рамках рода, выражала его волю, основывалась на кровных связях, а органами власти выступали родовые собрания, старейшины, вожди, которые первоначально не имели никаких привилегий.
Ф. Энгельс называл первобытное общество «первобытным коммунизмом», «золотым веком человечества».
Нормативная регуляция общественных отношений в первобытный период характеризовалась тем, что социальные нормы по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства, что оказывало существенное влияние на природу норм первобытного общества.
Первоначально нормы существовали в виде запретов — «табу», которые постепенно перерастали в обычаи, позднее появились моральные нормы.
Первобытные нормы, правила поведения носят характер мононорм. Мононормы — это такие нормы, в которых сливаются черты обычаев, морали, религий, традиций и привычек.
Можно выделить следующие признаки норм, существовавших в догосударственный период:
1)
отношения в первобытном
2) они существовали в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
3)
обеспечивались в основном
4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу, отсутствие собственно прав и обязанностей);
5)они выражали интересы всех членов рода и племени.
Причины возникновения государства и права до сих пор носят дискуссионный характер. Из всех теорий возникновения государства и права на сегодняшний день наиболее разработанной остается марксистская теория, поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня. Марксистская теория связывает возникновение государства и права с развитием производства и появлением частной собственности на землю, средства производства и другие блага. Поскольку собственник стремился как-то оградить от посягательств свое имущество, то ему требовался некий аппарат насилия, способный оградить его от посягательств. Поскольку частная собственность появилась вследствие появившихся излишков благ, вызванных в свою очередь развитием средств производства, то, естественно, она начала сосредотачиваться в руках лиц, обладавших той или иной властью. Если говорить о первобытнообщинном строе, это были жрецы, вожди, военачальники и они самостоятельно начали устанавливать систему государственных органов, а также право, которое необходимо было соблюдать. В первую очередь внедрялся принцип «частная собственность священна», что обществу было трудно понять после бывшей общественной собственности на землю. По-видимому, этим и объясняется крайняя жестокость наказаний за посягательство на чужую собственность.
Существует множество теорий возникновения государства и права, и, как правило, каждая из них имеет рациональное зерно, поэтому изучение всех теорий не только повышает юридическую культуру, но и ведет к более глубокому уяснению вопроса.
Основными теориями возникновения государства на сегодняшний день являются:
1.
Теологическая теория (Фома Аквинский,
все религии). Согласно данной
теории, творец всего сущего на
земле — Бог. Государство
2. Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Данная теория зародилась в Древней Греции, но в определенной степени дошла и до наших дней. Согласно этой теории, люди есть существа общественные и стремятся к созданию семьи, где главным является отец семейства (патер фамилиас). Увеличение же числа семейств приводит к образованию государства.
3.
Теория общественного договора (Т.
Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон
4.
Теория Гегеля о происхождении
государства. Немецкий философ
Гегель выводил происхождение
государства из требований
5.
Теория насилия (завоевания). Основоположниками
данной теории являлись
6.
Марксистская теория (К. Маркс,
Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Данная
теория связывает