Сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Изучение принципа универсальной связи государства и права необходимы для выработки мировоззренческих, общефилософских представлений, анализ конкретных соотношений государства и права – это и является целью настоящей работы.

Исходя из цели работы, определим ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

- дать понятие государства;

- рассмотреть признаки и определение права;

- охарактеризовать теории права и государства в системе наук;

- определить тип соотношения государства и права;

- изучить методологические аспекты соотношения государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ

2.1 Понятие государства и права

2.2 Государство в правовой надстройке

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

3.2 Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства

3.3 Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

сущьность права.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

     5. Достаточно значимой представляется  роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Анемия исполнительных, надзорных и судебных структур государства, как об этом свидетельствует отечественный опыт, блокирует действие права. Активность государства — необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

     6. Государство обеспечивает охрану  права и господствующих правовых  отношений. Государственное принуждение  является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право.

     За  ним всегда стоят сила, авторитет  государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем  самым упрочивается правопорядок, создается  режим наибольшего благоприятствования  для конструктивных действий социальных субъектов.

     7. Наконец, государство оказывает  мощную идеологическую поддержку  праву, превращает его в официальную  идеологию. Тем самым государство  способствует восприятию права  индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации9.

     Государство, следовательно, способствует распространению  права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы  в достижении общественно значимых результатов.

     Несомненно, объективно существуют пределы воздействия  государства на право. И прежде всего  это обусловлено регулятивным потенциалом  самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

     Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

     Институт  юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

     Юридическая политика в этой связи является необходимым  условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права;

правовой  государство юридический социальный

     3.3 Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)

 

     В специальной литературе проблеме влияния  права на государство уделено  мало внимания. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

     1. Исторический опыт доказывает, что  для своего существования государство,  как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

     Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется  в том, что оно создает юридические  гарантии против возможной узурпации  власти одной из ее ветвей. Таким  образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.

     С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими  органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства. Правовая неупорядоченность внутриструктурных связей федеративного государства чревата серьезными последствиями. И напротив, четкое юридическое оформление организации государства способно поставить прочный заслон, с одной стороны, произволу федеральных властей, а с другой — распространению сепаратизма в любых его проявлениях. Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядоченные внутригосударственные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

     2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

     Следовательно, государство не может вне и  помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку  оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

     Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

     а)право  воздействует на государство при  его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права, если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку;

     б)право  легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных  и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;

     в)посредством  права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы  вмешательства в частную жизнь граждан;

     г)право  закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями. Для многонационального федеративного государства эта сторона воздействия права является объективно необходимым условием его (государства) существования;

     д)правовая форма обеспечивает возможность  осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;

     е)право  выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;

     ж)право (и только оно) является основным средством  легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

     Принцип связанности государства правом (верховенство права). В свое время  юрист Рудольф Иеринг настаивал  на том, что «государство дает индивиду несравненно больше, чем право». Очевидно, трудно спорить с тем, что государство действительно много дает индивиду. Однако, как точно заметил уже Томас Гоббс, «тот, кто имеет власть всех защищать, обладает и властью всех угнетать». Государство, с этой точки зрения, выступает в двух противоположных ипостасях: как неотъемлемый гарант прав человека и как их потенциально опасный противник10.

     Современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать  вне права. Оно не в состоянии  разрушить объективно необходимый  правопорядок, без которого данный способ производства оказывается невозможным. Опыт истории убеждает: отказ от использования права всегда имеет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

     Концепция права как раз и исходит из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

     Влияние права на современное государство  столь значимо, что последнее  только и может существовать как  государство правовое. В современных  условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать «свободно» (А.А. Кененов), а значит, соответствовать своему историческому предназначению.

     Государство творит законы, но творит их в соответствии с субъективными требованиями развития свободы в общественной жизни, поскольку  оно — именно государство, а не тоталитарная управляющая система, творящая насилие над гражданским  обществом. Право «производно» от государства лишь в том смысле, что государство своей силой защищает и гарантирует правоотношения. «Вместе с тем политическая организация силы является государством постольку, поскольку это сила, защищающая естественноисторические складывающееся право и ограниченная этим правом». Справедливо замечено, что право немыслимо без законодательных ограничений, которые общество налагает на возможные репрессивные действия самого государственного механизма. То же можно сказать о государстве. Государство — не государство, если его институты и функции не ограничены объективной мерой свободы, обусловливающей содержание права. С этой точки зрения, «любое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права у соответствующего народа и общества».

Информация о работе Сущность права