Сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Изучение принципа универсальной связи государства и права необходимы для выработки мировоззренческих, общефилософских представлений, анализ конкретных соотношений государства и права – это и является целью настоящей работы.

Исходя из цели работы, определим ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

- дать понятие государства;

- рассмотреть признаки и определение права;

- охарактеризовать теории права и государства в системе наук;

- определить тип соотношения государства и права;

- изучить методологические аспекты соотношения государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ

2.1 Понятие государства и права

2.2 Государство в правовой надстройке

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

3.2 Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства

3.3 Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

сущьность права.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

     Тщательно изучив указанные теории, необходимо уяснить, что не стоит полностью  отвергать ту или иную теорию, важно  взять из нее все то рациональное, что в ней имеется.

     Кроме того, необходимо понять и уяснить  само назначение государства — оно  призвано быть орудием примирения различных  социальных и иных слоев населения.

     Основными теориями возникновения права являются:

     1. Теологическая теория права. Определяет право как нечто божественное, вечное, но вместе с тем приспособленное для земных порядков.

     2. Теория естественного права. Сторонники  данной теории утверждают, что  наряду с правом, устанавливаемым  государством, существует и естественное право, вытекающее из природы человека.

     3. Историческая школа права. Данная  теория определяет право, как  нечто возникающее и развивающееся  исторически, с учетом национальных  особенностей, а не утверждаемое  законодателем.

     4. Нормативистская школа права. Согласно данной теории право возникает само по себе и никаких причин правообразования не существует. Норма права подчиняется вышестоящей норме права, венчает же эту пирамиду некая норма права, законность которой не оспаривается.

     5. Психологическая теория права. Усматривает причины пра-вообразования в психике людей. Право — это психологическое желание людей закрепить правила поведения, одобряемые в обществе, ведь человек не терпит неопределенности.

     6. Марксистская теория права. Сторонниками  этой теории убедительно доказано, что корни права лежат в экономике и право зависит от экономического бизнеса. Право не может быть выше экономики, ведь именно экономика диктует, какие нормы права необходимы на данный момент. Однако связывание права с борьбой классов и видение в праве лишь воли господствующего класса излишне, так как все зависит скорее от типа общества и государства, ведь в правовом обществе право направлено не на подавление низших классов, а на развитие отношений в обществе и, причем, на равных условиях.

     Возникновение и формирование государства —  это длительный процесс, который  у различных народов пошел  по-разному. Различают два исторических пути возникновения государства:

     Восточный путь возникновения государства (Древний  Восток, Африка, Америка). Этот путь характеризуется тем, что земельная община и коллективная собственность, как атрибуты родового строя, сосредоточившиеся в руках родоплеменной знати (жрецы, военачальники и др.) сохранились и при разложении родового строя. При этом общественные структуры управления превратились в государственные органы, а родоплеменная знать, в чиновничий аппарат, земля же из общественной стала государственной.

     Европейский путь развития государства. Для этого  пути характерно было активное разложение, первобытнообщинного строя, появление частной собственности, появление классов. По европейскому пути развития последовали Рим, Афины. Например, в Риме большое влияние на появление государства оказала борьба плебса и патрициев, в результате которой плебс добился демократических уступок.

     Несмотря  на разные пути возникновения государства, все они были обусловлены одним  фактором — разложением родового строя и необходимостью организованной государственной власти.

     Возникновение права также не носило одинаковый характер, в каждом государстве на его развитие оказывали влияние разные факторы. Существует два пути развития права:

     Восточный путь возникновения права (Древний  Восток). Здесь на право оказывали  сильное влияние традиции, поэтому  до сих пор в некоторых странах  в качестве главного источника права используются нормы религии.

     Европейский путь возникновения права (Англия). В этих странах, кроме обычного права, также развивается формализованное  законодательство и прецедентное право.

     Однако  общим фактором, обусловившим необходимость  возникновения права, была необходимость урегулировать возникшие разного рода общественные отношения, которые не вмещались в рамки норм обычаев3. 

 

      ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ

     2.1 Понятие государства и права

 

     На  определенной ступени развития первобытного общества возникает государство.

     С самого своего зарождения юридическая  форма отразила и закрепила имущественное  неравенство, обусловленное разложением  родового строя, общественным разделением  труда и появлением собственности. Формировалось эксплуататорское общество, и «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство. Появление государства свидетельствовало о том, что общество раскололось на непримиримо враждебные классы и возникла классовая борьба. В этих условиях к власти приходят имущие классы (или обогащаются стоящие у власти). При помощи государственного аппарата экономически господствующие классы обеспечивают и свое политическое господство. Чем менее способно право классово-антагонистического общества выражать интересы всего населения, тем более юридическая форма опирается на силу государственного принуждения и оказывается от него непосредственно зависимой. К тому же по мере возрастания роли государства оно перестает ограничиваться одним лишь закреплением сложившихся отношений путем санкционирования обычаев и судебными решениями по конкретным делам. Государство развивает активную законодательную деятельность, а право приобретает ясно выраженную классово-политическую направленность. На первых же порах государство больше всего играло роль сторожа стихийно складывавшихся правовых отношений4.

     Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых  сил, всего народа), располагающая  специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя  общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

     Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах  всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который  не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

     Обыденные представления о праве чаще всего  связаны с определением права  в субъективном смысле — право  как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).

     Профессиональное  понимание права практикующими  юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право  в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

     Доктринальное (научное) понимание права требует  синтетического (интегративного) определения. Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

     Система права — это подразделение  совокупности правовых норм на отрасли  права (конституционное, административное гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и проч.).

     2.2 Государство в правовой надстройке

 

     Понятие «правовая надстройка», как представляется, очень удачно отражает роль общества и государства в правовом строительстве, когда в силу естественной необходимости, сложившихся исторических й политических условий приходится предпринимать активные усилия по формированию правовой реалии, «надстраиванию» над объективно сложившимися общественными отношениями новых связей, новых форм и новых учреждений5.

     По-видимому, можно условно вести речь о  правовой надстройке и тогда, когда  правовые отношения (по сути своей) незаметно  и постепенно складываются в самой  жизни в качестве формы социальных связей людей. Однако употребление данной категории в большей степени уместно там, где целенаправленно и волевым порядком конструируются соответствующие правовые связи, где правовые формы ставятся под охрану закона, а законодательство систематически обновляется и совершенствуется.

     Стержнем  правовой надстройки являются правовые процессы, правовые отношения и правовые акты. Каждый правовой процесс протекает в правовой форме (правовых отношениях), имеет своим результатом или правовые отношения, или правовые акты, чаще всего и то и другое по отдельности или вместе взятое.

     В гражданско-правовой сфере (это признается и в законодательстве) становление  права часто происходит еще до того, как вступят в дело компетентные государственные органы. Этот процесс становления права сопровождается возникновением правовых отношений (возникающих до и вне закона).

     Для других сфер (уголовно-правовая, процессуальная, судоустройство и т.д.) более типично  возникновение отношений вслед  за процессом законотворчества и его результатом — принятием законов (или других нормативных актов, если вести речь о нормотворческой деятельности государства вообще).

     К числу других (производных) правовых процессов относятся: конкретизация, толкование, применение, соблюдение, исполнение, использование права. Особо следует назвать процессы систематизации (в частности, кодификации) права.

     Каждый  из этих процессов будет охарактеризован в последующих темах. Здесь же подчеркнем одно: нормативные акты, акты Конкретизации и акты толкования права, правоприменительные акты, равно как и акты соблюдения, исполнения и использования права, объективируются в соответствующих документах или реальных общественных отношениях. Следовательно, как сами правовые процессы, так и их результаты могут быть подвергнуты контролю. И контроль за ними осуществляет государство в лице своих органов. Это самое главное, что характеризует место государства в правовой надстройке. Существуют специальные законы и специальные нормы, образующие институт государственного контроля и надзора за правовой реалией.

     Второй  момент, характеризующий место государства  в правовой надстройке, — это  всеобъемлющая охранная деятельность последнего по отношению к правовой реалии, правомерным поступкам, отношениям и актам. Всегда имеется особый блок правовых норм, специализирующихся на охране правовых отношений и правовых актов.

     Наконец, третий момент связан с деятельностью  государства по возложению юридической ответственности на всех тех, кто нарушает правовые акты, не считается с правовыми отношениями, незаконно вторгается в правовые процессы. В правовой надстройке особое место занимают нормы, которые предусматривают меры юридической ответственности.

     Вместе  с тем основная первоначальная роль государства заключается все-таки в том, чтобы в процессе законотворчества отыскать право, надлежащим образом  его сформулировать и довести  до адресатов соответствующих норм. Таким образом, очень трудно представить себе правовую надстройку без государства, без активной его деятельности, и, с другой стороны, без серьезного влияния всех элементов правовой надстройки на государство. Надлежащее место государству определено в той модели, в которой оно само следует праву и закону.

     Правовая  надстройка — полисистемный комплекс, где каждый из элементов включает разные подсистемы (например, отрасли  права и правовые институты, подзаконное  нормотворчество и т.д.)6. И с каждой из таких подсистем государство связано своими функциями и своей организационной структурой. Связь эта может быть непосредственной (прямой) и косвенной. Государство в политической системе, как уже отмечалось, является основным звеном, и, поскольку оно мыслится в неразрывной связи с правом, допустимо употребление понятия «государственно-правовая надстройка», раскрывающего политическую окраску права в условиях той или другой политической системы.

 

      ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

     3.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

 

     Фундаментальная проблема соотношения права и  государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в то же время по существу не разработана. А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среди философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Обобщенно можно выделить следующие направления в понимании данного вопроса (Приложение 2).

     Наиболее  распространенным взглядом на эту проблему является особый этатистский подход, исходящий из приоритета государства  над правом7.

Информация о работе Сущность права