Суверенитет государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить принципы суверенитета государства в современных условиях.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть роль суверенитета во внутренних взаимоотношениях государства;
раскрыть роль суверенитета во внешних взаимоотношениях государства;
исследовать проблемы суверенитета государства в современном мире.
Объектом исследования является суверенитет государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…………3
Основная часть…………………………………………………………………..………6
1. Проблемы государственного суверенитета………………...…………………….....6
2. Суверенитет и власть………………………………………………………….…….11
3. Суверенитет федеративного государства..……………………………………...…16
Заключение…………………………………………………………………………..…23
Глоссарий…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2 Суверенитет и власть

Власть - это существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми. Власть – это фундаментальное начало общества и политики. Она в различных проявлениях присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Можно утверждать о власти экономической, культурно-информационной, идеологической, политической, государственной.

На протяжении столетий человечество изучает понятие «власть» и изучает самыми разными науками, такими как философия, социология, психология и другими.

Власть и политика – тесно взаимосвязаны между собой. Без политики нет власти, без власти нет политики. Многие ученые указывают на различные источники происхождения власти, в том числе и власти политической. При тщательном анализе можно заметить, что многие концепции происхождения власти и политики совпадают, поскольку эти понятия неразделимы:

а) телеологические (целеполагающие) концепции, которые характеризуют власть как способность реализовать намеченные цели;

б) системная  трактовка власти исходит из производности ее от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств. При этом подчеркивается свойство власти как средства социального общения, позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать стабильность общества;

в) структурно-функциональные определения власти определяют ее как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения;

г) реляционистские  концепции рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Если системные  и структурно-функциональные определения требуют понимание феномена власти «сверху вниз», то бихевиористские и психологические определения ищут источники власти в специфике поведения самих людей;

д) бихевиористские  определения исходят из того, что  власть – это особый тип поведения, при котором одни командуют, а  другие подчиняются, причем особое внимание обращается на субъективную мотивацию власти.

Власть - не только средство улучшения жизни властвующего, но и самоценность, позволяющая наслаждаться ее обладанием;

е) психологические  концепции пытаются открыть субъективную мотивацию поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности (так называемый «комплекс неполноценности»).

Все вышеперечисленные подходы имеют реальную основу, определяющую власть и ее истоки. В соответствие с этими подходами, существует множество определений власти.

 Власть - это способность  и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение  людей, социальных групп и классов  посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Власть всегда преследует определенную цель. Поэтому ее можно определить как производство преднамеренных результатов.

Особо важной разновидностью власти является политическая власть. Она определяет жизнедеятельность  во всех сферах общества.

Политическая власть обладает рядом только ей присущих признаков:

а) обязательностью  ее решений для любой другой власти, проникновением в любые общественные процессы;

б) публичностью, то есть правом обращаться от имени всего общества ко всем гражданам;

в) наличием единого  центра, единой воли принятия решений;

г) возможностью использования всех видов ресурсов власти;

д) наличием специального государственного аппарата для воздействия на общество.

Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти.

Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражается её верховенстве внутри страны и независимости от всякой иной власти за пределами страны.

Суверенитет имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю.

Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны. Внутренняя сторона суверенитета выражается в универсальности, прерогативе, наличие специальных средств для передачи своих велений, наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти.

Внешний суверенитет - это  независимость государственной  власти от всякой иной власти за пределами  страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

Государственная власть может самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, выстраивать взаимоотношения с другими странами;

Никто не вправе вмешиваться  во внутренние дела государства;

Государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

Государство обеспечивает собственную территориальную целостность  и неприкосновенность;

Государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими  государствами.

Для осуществления государственной  власти она должна обладать легитимностью  власти.

Положение, при котором  люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право  приказывать, называется легитимностью  власти.

Иными словами, легитимность власти - это

а) признание власти народом;

б) принятие власти как  правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах народа.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона, а не путем произвола, насилия;

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда вытекает, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (власть хорошая или плохая, справедливая или несправедливая, честная или  нечестная).

Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Отличие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах народа. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной, если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Кандидаты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, то есть не опускался ниже отметки в 50%.

Для определения отличий указанных характеристик власти представляется важным осознание еще одного понятия - подчинение власти.

Подчинение власти - это юридический акт, который означает, что я не нарушаю закон. А вот подчинение этой власти, признавая или не признавая её – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Иными словами, не всякое подчинение власти означает признание этой власти.

Когда власть становится нелегитимной в глазах народа, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия. Выражаются в акциях гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям (Приложение А).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Суверенитет федеративного государства

Государственный суверенитет  является неотъемлемым свойством государства. Несмотря на то, что теория государственного суверенитета возникла как идейное  обоснование унитарной системы  правления, ее сущность оказалась универсальной  как для унитарного, так и федеративного государства.

В современной российской науке государственный суверенитет определяется «как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права».

В последнее время, в западной науке, получили развитие некоторые тенденции выдвижения альтернатив теории государственного суверенитета как основы единства и публичности государства. Отличительная черта американского федерализма как основы установления порядка в обществе состоит в выдвижении альтернативы теории суверенитета. Демократия опирается на множество разнообразных сообществ, которые функционируют как самоуправляющиеся коллективы и полагаются на поддержку и помощь действующих одновременно и частично совпадающих механизмов правления.

Однако развитие демократии в направлении расширения роли разнообразных  самоуправляющихся сообществ отнюдь не составляет альтернативу теории суверенитета. Теория государственного суверенитета и признание договорного и самоуправленческого начала в федеративном государстве не есть антиподы. Наоборот, достижение сочетания того и другого - условие формирования и развития федерации как демократического правового государства2.

В настоящее время теория федеративного государства, его государственного суверенитета изучаются в неразрывной связи с представлениями о современных ценностях демократии, права, развитого гражданского общества. Современная политическая мысль исходит из того, что государство может считаться суверенным только тогда, когда оно реализует волю народа и когда его система управления демократична.

Именно необходимость  реализации свойств государственного суверенитета федерации в единстве с требованиями обеспечения становления и развития России как федеративного демократического и правового государства и предопределяет специфику разделения государственной власти современной конституционной модели российского федерализма. Если проанализировать круг предметов ведения Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, установленные в Конституции Российской Федерации, то в основной своей части они составляют вопросы, связанные с реализацией государственного суверенитета Российской Федерации как средства, обеспечивающего эффективное и стабильное функционирование и развитие России как правового демократического государства.

В России теория государственного суверенитета, определяется в качестве одного из фундаментальных гносеологических источников, который обеспечивает создание эффективной системы разделения государственной власти по вертикали. Вместе с тем в отечественной науке и практике до сих пор имеют место разногласия в ответе на вопросы о том, может ли государственный суверенитет быть разделен между Федерацией. 

Эти вопросы по-разному озвучиваются не только в современной отечественной науке, но и решаются в российской практике конституционного и законодательного регулирования.

В зависимости от того, как концептуально решается данная проблема, меняется модель разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами.

В мировой науке до сих пор сохраняются споры  вокруг утверждения, что государства, вошедшие в федерацию, сохраняют  определенный объем власти, но утрачивают суверенитет. Однако в целом имеет место тенденция отказа от признания суверенитета составных частей федерации.

Идеей суверенитета субъектов  федерации в свое время уже «пережили» идеологи построения федерации в США, Швейцарии, Германии, Мексике и в других странах. Со значительной степенью достоверности можно утверждать, что идея суверенитета субъектов федерации, которой особенно были «заражены» американцы, пустила в зарубежных странах с устойчивой федеративной системой корни лишь в некоторых теоретических исследованиях ее сторонников. В целом в мировой конституционной практике федеративные государства отказались от использования термина «суверенное государство» при определении статуса субъектов федерации. Если термин «суверенный» и встречается, то используется в более узком смысле. Например, согласно Конституции Мексиканских Соединенных Штатов, данное государство состоит из штатов, свободных и суверенных во всем, что относится к их внутренним делам.

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях