Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 08:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить принципы суверенитета государства в современных условиях.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть роль суверенитета во внутренних взаимоотношениях государства;
раскрыть роль суверенитета во внешних взаимоотношениях государства;
исследовать проблемы суверенитета государства в современном мире.
Объектом исследования является суверенитет государства.
Введение……………………………………………………………………….…………3
Основная часть…………………………………………………………………..………6
1. Проблемы государственного суверенитета………………...…………………….....6
2. Суверенитет и власть………………………………………………………….…….11
3. Суверенитет федеративного государства..……………………………………...…16
Заключение…………………………………………………………………………..…23
Глоссарий…………………………
Приобретение государственного суверенитета субъектом федерации означает переход на конфедеративные отношения с бывшей федерацией при сохранении политических связей. История пока не знает ни одной конфедерации, которая бы оказалась жизнеспособной длительное время. Швейцария как конфедерация прекратила свое существование в 1848 году, Германский союз продержался с 1815 по 1866 год, еще кратковременное была конфедерация в Северной Америке с 1778 года по1787 год.
В современной российской
конституционной модели достаточно
четко обозначен принцип
В Конституции России изъято из оборота понятие «суверенные» в отношении республик в составе страны, использованное в Федеративном договоре. Инкорпорировав положения Федеративного договора, касающиеся разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, российская Конституция, продекларировала юридическое верховенство норм Конституции над положениями Федеративного и иных договоров. Тем самым новой федеральной конституционной моделью установлено, что не может быть никакого делегирования суверенитета снизу вверх путем договора, так как все основные вопросы разделения государственной власти определены Конституцией Российской Федерации.
Признание принципа государственного суверенитета Российской Федерации определяет четкое определение объема прав, которым должна обладать Федерация, чтобы ее государственный суверенитет был обеспечен (Приложение Б). Это так называемые неотчуждаемые права федерации. Их потеря означает лишение государством статуса государственного суверенитета.
В Конституции Российской Федерации закреплены основные признаки государственного суверенитета России:
а) верховенство федерального права над правом субъектов Федерации;
б) неприкосновенность границ и территориальная целостность;
в) единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем;
г) единая армия;
д) право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, право на защиту интересов государства и его граждан вовне;
е) государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.
Наличие общенационального федерального права и его верховенство в правовой системе Российской Федерации обозначено в основах конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации в соответствии Конституции Российской Федерации3.
Особые юридические свойства федеральной Конституции определены в статье 15 Конституции Российской Федерации, в части первой, которой устанавливается положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Содержание системы разделения государственной власти по вертикали, основанной на федерализме, предполагает органичное сочетание принципов государственного суверенитета и субсидиарности.
В качестве примера, где явно усматривается необходимость такого сочетания, может быть приведена проблема разделения прав по регулированию и управлению природными ресурсами.
Месторасположение природных ресурсов может охватывать территорию одного субъекта и территорию нескольких субъектов. То есть, если ресурсы охватывают только территорию одного субъекта, то почему бы, основываясь на принципе субсидиарности, не отдать в ведение данного субъекта Федерации регулирование этих вопросов? Однако существуют так называемые стратегические и не возобновляемые природные ресурсы, и право на их распоряжение есть неотъемлемый элемент защиты государственного суверенитета государства, прав и свобод всех граждан данного государства и интересов его народа в целом. Поэтому, как бы ни была разнообразна мировая практика в разрешении проблемы разделения государственной власти по регулированию и управлению природными ресурсами между федерацией и ее субъектами, государство обычно всегда предусматривает конституционные гарантии защиты ее суверенитета.
Несмотря на однозначное решение в Конституции Российской Федерации вопроса о единстве государственного суверенитета Российской Федерации и определение основных признаков государственного суверенитета Российской Федерации, данный основополагающий принцип государственного устройства не соблюдается на иных уровнях правового регулирования. Камень преткновения - жизнеспособность идеи суверенитета республик как составных частей России. Недостаточно последовательна, к сожалению, и позиция федеральных органов власти в этом вопросе. В настоящее время в российском федеральном законодательстве сложилось два взаимоисключающих подхода.
Первый подход - это отказ от признания государственного суверенитета субъектов Федерации.
Второй подход - признание государственного суверенитета республик. Так, в соответствии с договором, подписанным между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, в лице президентов России и Башкортостана, последняя признается суверенным государством в составе России.
Еще большее разнообразие подходов наблюдается на уровне правотворчества субъектов Российской Федерации. Значительная часть отклонения от конституционного принципа государственного суверенитета Российской Федерации имеет место в конституционном (уставном) и текущем законотворчестве субъектов Российской Федерации. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить три подхода к пониманию государственного суверенитета субъектов Федерации: полного суверенитета, разделенного суверенитета (суверенитета в суверенитете), ограниченного суверенитета.
Теория государственного суверенитета, как Федерации, так и ее составных частей имеет корни в советской теоретической и официальной доктрине сочетания суверенитета СССР и суверенитета союзных республик в составе СССР. В основу создания Союза ССР была положена именно эта концепция, выдвинутая В. И. Лениным. В свое время В. И. Ленин, подвергнув критике, сталинский план автономизации, предложил модель Союза суверенных республик, сохраняющих свою независимость. В дальнейшем советские ученые, стремясь сгладить противоречивость данной формулы, выступили за признание параллельного существования государственных суверенитетов Федерации и ее субъектов, подчеркивая при этом ограниченность государственного суверенитета республик государственным суверенитетом Федерации4.
Однако сегодня в ряде научных школ республик развитие получила не концепция ограниченного суверенитета (ограниченных суверенных прав), а теория полного государственного суверенитета субъектов Российской Федерации, признанных по Конституции республиками (государствами)5.
После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года большинство республик не стали спешить с отменой деклараций о государственном суверенитете.
На уровне субъектов
Российской Федерации по-разному
трактовался и объем
В данном случае статья 4 Конституции Российской Федерации, определяет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.6
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Факт законодательного закрепления принадлежности государственного суверенитета государству в целом, а не государственной власти или другим его атрибутам и составным частям, наряду с другими фактами, свидетельствует о несостоятельности тезиса о том, что суверенитет — это свойство государственной власти или сама государственная власть.
В реальной жизни и государственно-правовой практике все обстоит как раз наоборот: первичным является государство, а вторичным — порожденная им и производная от него государственная власть.
Каково по своей природе и характеру государство, таковой будет и исходящая от него государственная власть. Приоритет и верховенство государственной власти по отношению к другим социальным властям возникают не в силу, ее каких бы то ни было особенностей, как некоего самодостаточного и независимого от государства феномена, а в силу ее неразрывной связи с государством и обусловленность соответствующим характером и качественными особенностями государства.
Полная государственная власть создает реальные предпосылки для соответствующего полного обеспечения и реализации государственного суверенитета - верховенства государства, реализуемого через его власть внутри страны и его независимости во вне. Ограниченный же характер государственной власти позволяет создать лишь некоторые ограниченные возможности и предпосылки для осуществления государственного суверенитета.
Другими словами, степень практической реализации государственного суверенитета находится в прямой зависимости от уровня реальной обеспеченности государственной власти соответствующими прерогативами, от степени полноты и реальности государственной власти. Чем выше степень полноты и реальности государственной власти, тем выше уровень реальных возможностей для осуществления государственного суверенитета, и наоборот. Снижение степени полноты и реальности государственной власти, выхолащивание ее содержания в практическом плане означает уменьшение возможностей для полной реализации государственного суверенитета, выхолащивание его фактического, материального содержания.
Следуя тезису о том, что суверенитет есть свойство и притом такое, которое не может быть ни увеличено, ни умалено, свойство, которое логически представляет превосходную степень, означающую, что суверенитет не поддается раздроблению и терпит рядом с собою только однородные величины того же вида,
Можно сказать, что при сохранении в неизменном виде своего юридического содержания, а точнее своей юридической формы, суверенитет государства в процессе изменения - наполнения реальными прерогативами или, наоборот, выхолащивания - государственной власти соответственно изменяет свое фактическое, материальное содержание. Крайними пределами данного процесса являются, с одной стороны, наполнение всех ветвей государственной власти, а вместе с тем и государственного суверенитета реальным политико-правовым и материальным содержанием. Это нормальное состояние государственной власти и, соответственно, государственного суверенитета. А с другой - их полное выхолащивание, сведение государственной власти и государственного суверенитета лишь к их политико-юридической форме и к аналогичному - формально-юридическому содержанию.
Разумеется, формально юридический аспект государственного суверенитета, также как и государственной власти, имеет важное, решающее значение.
Однако в процессе повседневной жизни и деятельности государства доминирующую роль в содержании государственного суверенитета неизменно играет все же его практический, материальный аспект. Утрата государственным суверенитетом последнего фактически означает, что данный государственный феномен, проявляющийся в виде верховенства государства внутри страны и его независимости вовне, потерял свою практическую значимость и превратился из реального государственного суверенитета в формальный суверенитет.
Ограничение или даже полное лишение
материального аспекта в
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Власть |
это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению |
2 |
Государство |
совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества |
3 |
Доминион |
фактически независимое государ |
4 |
Колония |
это зависимая территория,
находящаяся под властью |
5 |
Конституция |
нормативный правовой акт высшей юридической
силы государства или государственно- |
6 |
Легальность |
это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти |
7 |
Легитимность |
это этическая, оценочная характеристика власти |
8 |
Монополия власти |
закрепление государством за собой исключительного права |
9 |
Независимость |
самостоятельность, отсутствие подчинённости, суверенитет |
10 |
Суверенитет |
это свойство государственной власти, выраженное в верховенстве и независимости определенного государства, по отношению к другим властям внутри государства, а также в сфере международных отношений |
11 |
Страна |
территория, имеющая определённые национальные, климатические, культурные, исторические или политические границы |
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях