Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:22, курсовая работа
Наличие суверенитета является важнейшим фактором, позволяющим выступать конкретному государству в качестве самостоятельного субъекта внутригосударственных и международных отношений. Процессы интеграции и глобализации, рассматриваемые применительно к проблеме обеспечения государственного суверенитета, позволяют ряду авторов говорить о том, что в последнее время признак суверенитета постепенно утрачивает свое значение. В современном понимании суверенитет – это, по сути, политико-правовая форма выражения обособленности и самостоятельности государства как специфического субъекта национального и международного права.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность понятия государственный суверенитет…………………………….6
1.1 Определение государственного суверенитета………………………………..6
1.2 Признаки государственного суверенитета……………………………………9
2 Проблемы государственного суверенитета РФ……………………………….13
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………
Введение…………………………………………………………
1 Сущность понятия
государственный суверенитет………
1.1 Определение государственного суверенитета………………………………..6
1.2 Признаки государственного суверенитета……………………………………9
2 Проблемы государственного суверенитета РФ……………………………….13
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..27
Приложения……………………………………………………
Наличие суверенитета является важнейшим фактором, позволяющим выступать конкретному государству в качестве самостоятельного субъекта внутригосударственных и международных отношений. Процессы интеграции и глобализации, рассматриваемые применительно к проблеме обеспечения государственного суверенитета, позволяют ряду авторов говорить о том, что в последнее время признак суверенитета постепенно утрачивает свое значение. В современном понимании суверенитет – это, по сути, политико-правовая форма выражения обособленности и самостоятельности государства как специфического субъекта национального и международного права.
Актуальность темы в том, что государственный суверенитет является одной из основ конституционного строя Российской Федерации (часть 1 статья 4 Конституции РФ). Несмотря на то, что данный основной конституционный принцип провозглашался и ранее в советском законодательстве, после вступления в силу Конституции РФ 1993 г. он применяется в системе иных конституционных ценностей. Так, провозглашение Российской Федерации в качестве правового государства вызвало к жизни проблему соотношения принципа правового государства с принципом государственного суверенитета. Расширение самостоятельности субъектов федерации, местного самоуправления привело к кардинальной смене модели организации публичной власти. Указанное обстоятельство обусловило необходимость обновления методологических подходов к исследованию государственного суверенитета как правового феномена. В немалой степени выработка таких подходов осуществлялась непосредственно в ходе государственного строительства, в том числе судебной деятельности (прежде всего, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ). В связи с этим по истечении полутора десятка лет с момента провозглашения обновленной российской государственности представляется важным сделать определенные выводы относительно того, каким новым смысловым содержанием наполнилась категория государственного суверенитета в отечественном конституционном праве.
Провозглашенные Конституцией РФ принципы получили существенное развитие в текущем законодательстве. Соответственно, теоретического осмысления требуют вопросы нормативной детализации суверенных прав государства, их воплощения в российском законодательстве. Для Российской Федерации проблема суверенитета в эпоху прогрессирующей глобализации граничит с проблемой сохранения самоидентичности российского народа. Именно государственный суверенитет является гарантией возможности самостоятельного выбора российским народом своего будущего.
В условиях появления все новых вызовов национальной безопасности в лице международного терроризма, деятельности экстремистских группировок, энергетического дисбаланса в мире, углубления экономической взаимозависимости государств возрастает актуальность пока еще мало исследованной проблемы гарантий государственного суверенитета. Определенное беспокойство в этой связи вызывают выдвигаемые в последнее время предложения о необходимости признания на международном уровне права отдельных государств на так называемую гуманитарную интервенцию. Это, по верному замечанию В.Д. Зорькина, свидетельствует о насущной потребности в том, чтобы международное сообщество специалистов по конституционному праву тщательно проанализировало современное понятие полноценного суверенитета.
Цель работы состоит в комплексном исследовании концептуальных основ теории государственного суверенитета в отечественной юридической науке, их закрепления в современном законодательстве России.
Для достижения указанной цели в исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:
- определение современного понимания государственного суверенитета;
- изучение понятия
и признаков суверенитета
- выявление актуальных проблем суверенитета в РФ и политического статуса ее субъектов.
Степень научной разработанности. Истоки принципов государственного суверенитета и его сущности, можно встретить в работах отечественных государствоведов, это исследования: Н.Н. Алексеева, С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.А. Безуглова, В.М. Гессена, А.Д. Градовского, В.М. Грибовского, А.И Елистратова, В.В. Ивановского, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, М.И. Кукушкина, О.Е. Кутафина, И.Д. Левина, А. И. Лепешкина, А.А. Ливеровского, С.А. Котляревского, Н.И. Палиенко, В.Е. Чиркина, В.С. Шевцова, Б.С. Эбзеева, А.А. Югова, А.С. Ященко и др.
Методологическая основа. В работе рассматриваются проблемы, затрагивающие предметы теории права и государства, конституционного права, административного права и других отраслей. Это обусловило комплексный и междисциплинарный характер проведенного исследования, использование различных методов при анализе состояния и перспектив суверенитета Российской Федерации. В числе методов исследования использованы системно-структурный, логический, метод моделирования и др.
1.1 Определение государственного суверенитета
Государства являются основными
субъектами международного права; международная
правосубъектность присуща
Тема государственного суверенитета – одна из главнейших в юридической науке. Поэтому она изучается не только в теории государства и права, но также и в конституционном и в международном праве. Большой интерес к данной проблеме вызван в связи с изучением такого сравнительно нового явления в политической и правовой жизни нашего государства, как глобализация. В виду все более актуальной взаимосвязанности и взаимозависимости государств необходимо рассматривать государственный суверенитет с точки зрения допустимого или недопустимого его ограничения в результате участия государства в международных взаимоотношениях и подчинения международно-правовым нормам и законам. Так же необходимо ответить на важный вопрос о том, ограничивают ли государственный суверенитет положения конституции, регулирующие деятельность государства в области внутренней и внешней политики. Но для начала необходимо раскрыть смысл понятия «суверенитет».
Понятие «государственный суверенитет» по - разному понималось и изменялось со временем. Современное понятие понимает суверенитет как верховенство государства в пределах его территории и его независимость на международной арене. В рамках такой концепции суверенитет не отождествляется с государственной властью, а рассматривается, в основном, как признак государства, который характеризует положение государства относительно других субъектов права, так как именно при наличии данного признака государство имеет верховную власть, не допуская никакой другой власти, «которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля». Итак, Суверенитет, не подменяет государственную власть, а является принципом ее осуществления и организации и, обеспечивает ее верховенство, независимость и единство. Единство не обозначает существования двух уровней государственной власти, а так же не обозначает разделения власти на отдельные ветви.
Принято выделять два вида суверенитета: внутренний (главенство государства над всеми прочими политическими институтами на его территории) и внешний (отсутствие верховной власти, которая подчиняет себе государство). Оба эти вида взаимосвязаны между собой. Поэтому в силу своего суверенитета государство может самостоятельно участвовать в международных отношениях, выстраивать свою политику, издавать вместе с другими государствами международно-правовые нормы, создавать международные организации и т.д. При этом государство руководствуется собственным правом, во-первых, нормами государственной конституции, которая закрепляет принципы внешнеполитической деятельности страны, во-вторых, нормами международного права, которые признают суверенитет государств. Итак, независимость государства в международных отношениях дает возможность ему сохранять верховенство и в решении внутренних проблем.1
Но суверенитет, который проявляется в области верховенства и независимости государства, может вступать в противоречие с необходимостью независимости государства исполнять некоторые обязанности, взятые в процессе участия в международных взаимоотношениях, так и налагаемые нормами государственной конституции.
Учитывая связь внешнего и внутреннего суверенитета, можно говорить о главенстве государства на его личной территории также лишь с некоторой долей условности, потому что и в проведении своей внутренней политики государство имеет возможность быть связанным определенными требованиями. Более того, если говорить о полной власти государства на своей территории, не нужно забывать и о доминировании международно-правовых норм перед внутренними, указание на который часто содержат государственные конституции. Данное правило имеет другое значение в случаях, если одобряется и действие положений международного договора, противоречащих Основному закону государства.
Ситуация нашего времени говорит о необходимости другого подхода к определению государственного суверенитета, наполнения его новым содержанием.
Концепция верховенства и независимости государства определяет, скорее, его фактическое положение, обозначая большой круг полномочий, имеющихся у него в разных областях государственной и общественной жизни. Эти категории показывают на некоторую свободу действий государства в рамках его полномочий.
Такая свобода, конечно же не может быть безмерной. Тогда как верховенство и независимость государства - это вопрос факта, его суверенитет - это вопрос права. Суверенитет определяет правовое положение государства, его способность определять предметы ведения, на которые будет распространяться его власть, полномочия по этим предметам ведения, то есть компетенцию. При этом государство может определять также, в каких случаях, с какими целями ему необходимо принять на себя какие либо обязательства, а также решать проблему о содержании и юридической силе этих обязательств.
Суверенитет, таким образом, не предполагает полной свободы действий государства в каждый момент времени. В результате принятых им решений некоторые полномочия государства могут быть ограничены или переданы международным либо наднациональным организациям. Это, однако, еще не свидетельствует об ограничении самого суверенитета, именно в силу которого государство могло свободно, без принуждения со стороны иных государств определять, следует ли ту или иную сферу общественной жизни оставлять под собственным контролем (то есть под регулирующим воздействием только внутреннего права), или же использование международно-правовых инструментов нужно признать более эффективным, целесообразным.
1.2 Признаки суверенитета российской федерации
Суверенитет можно назвать
элементом более сложной
В науке российского государственного права принято выделять известную триаду следующих признаков: самостоятельность, независимость и верховенство власти государства. В это же время, данные понятия не в полной мере выражают юридическую природу суверенитета государства. К признакам суверенитета Российской Федерации относятся:2
1) Верховенство власти государства на
всей его территории. В
большей степени верховенство определяется
тем, что именно в руках
государства сосредотачивается вся принудительная
власть и все средства
властного принуждения. В федеративном
государстве проблема верховенства
государственной власти сложна тем, что
существует нескольких уровней данной
власти: федерального и регионального.
При этом единственно допустимым
способом выхода из этой проблемы есть
такая модель, при которой
верховенством (высшей юридической силой)
обладают решения федеральных
органов власти. Поэтому данная модель
является основой конституционного строя
Российской Федерации. Иным решением проблемы
верховенства
государственной власти федеративное
государство лишается самой
возможности продуктивно поддерживать
свой конституционный строй
и практически становится
государством, которое может в любой момент
превратиться в конфедеративное государство.
2 Производность суверенитета государства от суверенитета граждан. В основании суверенитета страны располагаться власть граждан. Государственный суверенитет – это определенная форма проявления суверенитета народа; он обусловлен народом. В свою очередь, Производность государственного суверенитета от суверенитета граждан, определяет и решение проблемы о вероятности владения суверенитетом субъектами РФ.
Так как народным суверенитетом обладает вся многонациональная Россия, все ее граждане, то и государственный суверенитет как форма суверенитета народного переносится на Российскую Федерацию в целом. Итак, степень воплощения государственного суверенитета совпадает со степенью воплощения суверенитета граждан. При изучении этого признака в работе также необходимо обращать внимание на вопрос прерывания на некоторых исторических рубежах прямой взаимосвязи суверенитета государства с суверенитетом граждан.
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях