Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:22, курсовая работа
Наличие суверенитета является важнейшим фактором, позволяющим выступать конкретному государству в качестве самостоятельного субъекта внутригосударственных и международных отношений. Процессы интеграции и глобализации, рассматриваемые применительно к проблеме обеспечения государственного суверенитета, позволяют ряду авторов говорить о том, что в последнее время признак суверенитета постепенно утрачивает свое значение. В современном понимании суверенитет – это, по сути, политико-правовая форма выражения обособленности и самостоятельности государства как специфического субъекта национального и международного права.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность понятия государственный суверенитет…………………………….6
1.1 Определение государственного суверенитета………………………………..6
1.2 Признаки государственного суверенитета……………………………………9
2 Проблемы государственного суверенитета РФ……………………………….13
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………
3 Независимость власти государства от власти иных государств и других субъектов международного общения. Государство самостоятельно и свободно настолько, насколько воплощает в жизнь суверенную волю своих граждан. Если же государство реализует интересы иных государств, других граждан, то нельзя говорить о его свободе. Следует учитывать, что необходимой для суверенного государства международно-правовой нормой должно стать только такое правило, в отношении которого есть на то непосредственное его согласие. В обстоятельствах глобализации живо стоит вопрос о установлении в законодательстве независимого государства граней, которые обеспечивают соответствующий контроль за работой заграничных субъектов на его территории (к примеру, коммерческих и некоммерческих обществ).
4 Неделимость суверенитета. Так как независимость это качественная, а не количественная категория, то нельзя говорить о его делимости. Распределяться, делегироваться могут государственные полномочия, однако никак не суверенность. Если независимость и разрешено отдать, то лишь полностью, а не выборочно. К примеру, в случае вхождения 1-го государства в состав иного (в том числе и в качестве субъекта федерации) оно вполне утрачивает собственный независимость, т.е. уступает собственное преимущество в суверенность. В данной взаимосвязи в работе отрицательно оцениваются положения Договора от 8 декабря 1999 г. с Республикой Беларусь, предусматривающие вероятную вероятность вхождения Российской Федерации в состав Федеративного государства, при сохранении за государствами-участниками суверенитета.
5 Исключительность суверенитета
государства на всей его территории.
Этот признак значит следующее, что
на территории всего государства
осуществляется в принципе только один
суверенитет – самого этого государства.
Особенность является отличительным признаком
конституционно-
правовой системы государственного суверенитета,
которая закреплена
Конституцией РФ, так как в отличие от
нее Конституция СССР 1977 г.
разрешала установление на территории
союзного государства как
независимости СССР, так и союзных республик.
Этот признак не допускает
установления на территории Российской
Федерации независимости других субъектов,
но допускает установление на ее территории
некоторых суверенных прав иных государств.
К примеру, другое государство
имеет право в рамках, установленных международно-правовыми
актами,
национальным законодательством иметь
собственную юрисдикцию над
своим народом, которые находятся на территории
Российской Федерации.
6) Неисчерпаемость суверенных прав. Выполнение
различных
внутренних и внешних функций государства
требует наличия у него огромного
круга суверенных прав (возможностей),
при воплощении которых
в первую очередь и проявляются суверенные
качества государственной власти.
Размер суверенных прав государства не ограничивается
их последним
числом или закрытым перечнем. Этих прав
у государства может быть
столько, сколько возможно бы ему реально
пользоваться
независимостью в отношениях с иностранными
государствами и верховенством на всей
своей территории. Главным пределом в
пространстве осуществления
Российской Федерацией независимых прав
есть ее территория. Но в
силу справедливых причин государство
обязано защищать свои интересы и на
территориях, прилегающих к ней, поэтому,
например, в соответствии с ч. 2 ст. 67
Конституции РФ наделены отдельными суверенными
правами на континентальном шельфе и в
особенной экономической зоне, а также
на других территориях. Образно говоря,
эти суверенные права являются остаточной
энергией суверенитета.
Проанализировав вышеназванные признаки суверенитета РФ под суверенитетом понимается обусловленное волей многонационального российского народа особенное свойство государственной власти, в силу которого РФ владеет всеми правами, которые необходимы для осуществления ее функций (внешних и внутренних), независимостью от всех государств, верховенством на своей территории.
Проблема независимости вызвала рождение множества теорий, идей и определений. Так как теория о суверенитете это теория не столько права, сколько политики, в основании теории и идей о суверенитете в федеративном государстве легли различные подходы, которые и определии характер федеративных соединений. Таковыми были теория «делимости суверенитета», связанная с именами Токвилля, Медисона, Гамильтона; теория «ограниченного суверенитета» Еллинека и российских авторов – Коркунова, Новгородцева и Палиенко; «сепаративная» теория, которую активно отстаивали американские деятели Джон Калгун, отчасти Джефферсон и Зейдель. Отличительным фактором для описания вышеназванных теорий является то, что идеи, высказанные в них в ХIХ в., не потеряли своей значимости и в наши дни. Различные ученые, юристы и политические деятели свободно или невольно высказывают идеи той или иной из указанных теорий, на них строятся формальные теории, идеи эти используются в качестве правовых положений в государственных документах и даже в конституционных актах.3
В современной юридической науке вопросу суверенитета посвящено большое место. Как и в прошлом в ней, остается спорным известный вопрос: может ли суверенитет Российской Федерации быть разделен между Федерацией и ее субъектами и могут ли быть признаны республики в составе Федерации независимыми. Злободневность этой проблемы определена тем, что вопрос суверенитета в федеративном государстве есть важнейший момент практической политики, потому как от теоретического решения его зависит характер власти и ее отношения между Федерацией и ее субъектами, а также характер и методы разделения власти по вертикали.
Вопреки различным интерпретациям понятия суверенитета как свойства или признака государства, и в настоящем и в прошлом, оно сводится в главных чертах к следующему: суверенитет – это свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти, не признающей над собой высшей или конкурирующей на территории данного государства другой власти; суверенитет един, так как на одной и той же территории не могут сосуществовать две или несколько независимых властей; суверенитет неделим, ибо никакая структура государства не может быть отмечена какой-либо долей суверенитета;
суверенитет не отчуждается, ибо отчуждение суверенитета означает исчезновение самого государства.
Однако большинство авторов, начиная с Ж. Бодена, не объединяли официальную юридическую неограниченность суверенитета с самовластием и абсолютизмом государства, тиранией, деспотизмом и т. п». Наоборот, – как справедливо отмечает Б.С. Крылов, – понятие суверенитета власти было направлено против множественности властей».
Юридическая неограниченность суверенной власти не абсолютна:
во-первых, она ограничена материальными критериями, этическими нормами, традициями общества, различными связями с внешним миром;
во-вторых, она должна следовать критериям и законам, которые закреплены в международных договорах и нормах международного права, некоторые из которых имеют уникальный характер.
Наконец, суверенитет государственной власти ограничен суверенной волей граждан. Идея признания суверенитета народа в более правильном виде была разработана Томасом Гоббсом. Более века спустя после разработки Ж. Боденом теории суверенитета как принципа абсолютной, не связанной никакими законами власти монарха над подданными. Начиная с Гоббса суверенитет народа начал рассматриваться началом правомерности существования суверенитета государства, производного от суверенитета народа.
Нынешняя политическая теория и конституционная практика вытекает из принадлежности суверенитета народу государства, который может выражать свою власть через непосредственно: выражением своей властной воли референдумом и свободными выборами. Поэтому, суверенитет граждан – категория первичная по отношению к суверенитету государства. Независимость граждан и государства имеют определенные различия, но общее содержание. Суверенитет граждан реализуется через суверенитет государства. Итак, суверенитеты граждан и государства - это историческое явление национального превращения. Оно возможно если политической централизации нации и стремления государства сделаться юридическим олицетворением нации.
Понятие в юридической литературе государственной власти как суверенной, имело целью выделение государственной власти как верховной в отношении любой другой власти в обществе и государстве
(власти общественных союзов, церковной, различных корпораций и т. п.). На самом деле государственная власть лишь условно может быть названа независимой, так как она выражает не свой суверенитет, а суверенитет государства, от которого она производна. В теоретическом плане это значит, что суверенитет есть свойство государства.
С тех пор как Ж. Боден определил суверенитет как признак или свойство государства, понятие суверенитета «положено в основу юридического понимания государства, его отношения к другим государствам и подчиненным государству лицам и союзам». Представление о суверенитете как о принадлежности государства общепринято во всей юридической науке. Такое понимание суверенитета заключено в теории общественного договора Ж.Ж. Руссо. Этой же позиции придерживался французский юрист Ж.П. Эсмен, писавший, «что государство есть субъект и опора публичной власти, что суверенитет есть существенное свойство государства».
Г. Еллинек, говоря о возможности ограничения государственного суверенитета, писал: «Никакая чужая воля не в состоянии юридически обязать государство, оно не подчинено ничьей другой воле, кроме собственной... Суверенитет есть свойство государства, в силу которого оно может юридически обязываться только через собственную волю». Достаточно аргументировано положение о принадлежности суверенитета государству, но не власти, развивает Б.С. Крылов, замечая, что «суверенитет – свойство лишь государства, а не основанием установления в нем властных полномочий, что власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку последний является свойством государства».
Делая вывод, в мировой науке и конституционной практике общепризнанно, что суверенитет – принадлежность государства, в силу которого он независим, един, неделим и неотчуждаем.
Научная концепция вопроса суверенитета, означающая независимость, единство, неделимость и неотчуждаемость, зиждется на объективных факторах федеративных соединений настоящего и прошлого и, на отличительных чертах верховенства государства и власти на данной территории, для которых с позитивно-юридической точки зрения неизбежна дилемма: или юридическая неограниченность суверенитета государства и олицетворяющей его власти, или анархия, отсутствие власти, отсутствие правового строя.
Поэтому в мировой
конституционной практике федеративные
государства в своих конституци
Итак, на вопрос о том, кому принадлежит суверенитет в Российской Федерации, кто же обладает свойством суверенитета как независимого, верховного, неделимого института, свободного в использовании всей совокупности властных полномочий внутри Федерации и вне ее границ, ответ может быть только один – единое, суверенное Российское федеративное государство.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации – это ее правовое положение, установленное Конституцией 1993 г. Конституция закрепляет суверенитет Российской Федерации на всей ее территории, устанавливает безусловное верховенство Конституции, федеральных законов и в целом федерального права в системе права всей Федерации, фиксирует и обеспечивает целостность и неприкосновенность территории России (статья 4). Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Федерации. Федеральные конституционные, федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов России, принимаемые в Российской Федерации, должны исходить из Конституции страны и не должны противоречить ей.
Выражением суверенитета Российской Федерации есть единое конституционное пространство, в рамках которого сосуществуют конституционно-уставные и правовые системы всех частей государства. Государственно-правовые отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на основе Конституции России, которая устанавливает федеративное устройство страны, ее состав и статус ее субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
Территория, на которой находятся субъекты Федерации, в том числе внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, является территорией России. Из совокупности ст. 1, 4, 5 ч. 1 и 3, 65, 67 следует, что территория Российской Федерации как суверенного государства едина, неделима, неотчуждаема и неприкосновенна.
Несмотря на однозначное установление в Конституции Российской Федерации единства ее суверенитета на всей территории России и международно-правовое признание суверенитета только за единым федеративным государством и отказ от признания суверенитета субъектов Федерации, независимо от того, признают ли себя суверенными в своих конституциях субъекты Федерации, в российской юридической литературе и государственно-правовой практике ряда субъектов Федерации идея суверенитета республик имеет идеологических сторонников, а в ряде республик она зафиксирована на конституционном уровне.
Идея и практика признания за республиками суверенитета, как уместно замечает И.А. Умнова, уходит корнями в советской теоретической и официальной доктрине сочетания суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Советское государственное право в лице его идеологов А.И. Лепешкина, Д.Л. Златопольского и других развивало идею об органическом единстве суверенитета СССР и суверенитета союзных республик, о «неограниченности суверенитета союзных республик». При этом идея суверенитета республик приобрела догматическое значение, так как была выдвинута В.И. Лениным в критике сталинского проекта автономизации.
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях