Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:22, курсовая работа
Наличие суверенитета является важнейшим фактором, позволяющим выступать конкретному государству в качестве самостоятельного субъекта внутригосударственных и международных отношений. Процессы интеграции и глобализации, рассматриваемые применительно к проблеме обеспечения государственного суверенитета, позволяют ряду авторов говорить о том, что в последнее время признак суверенитета постепенно утрачивает свое значение. В современном понимании суверенитет – это, по сути, политико-правовая форма выражения обособленности и самостоятельности государства как специфического субъекта национального и международного права.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность понятия государственный суверенитет…………………………….6
1.1 Определение государственного суверенитета………………………………..6
1.2 Признаки государственного суверенитета……………………………………9
2 Проблемы государственного суверенитета РФ……………………………….13
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………
Именно со времен В.И. Ленина и развития государственно-правовой науки вольность в употреблении в литературе и политической практике таких понятий применительно к субъектам СССР и РСФСР, как «государство», «суверенитет», «право сецессии», заведомое искажение этих понятий в рамках коммунистической идеологии воспринимались как истины «вне критики». Кстати, эта вольность в употреблении важнейших государственно-правовых терминов сыграла не последнюю роль в процессе начавшегося распада СССР. «Парад суверенитетов», в основу которого была положена практика вольного обращения с названными понятиями, юридически способствовал «обоснованию» разрушительных политических притязаний местных элит, серьезно дестабилизировал политическую обстановку в процессе распада.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев запрос группы депутатов Государственной Думы, своим определением от 27 июня 2000 г. признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, утратившими силу, не подлежащими применению судами, другими органами, должностными лицами и подлежащими отмене положения конституций республик Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Коми, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Алтай о государственном суверенитете этих республик. Несмотря на то, что постановления и определения Конституционного Суда после их опубликования должны быть исполнены немедленно, до сих пор конституции названных республик, за исключением частичных изменений, не полностью приведены в соответствие с постановлением Суда и Конституцией России. Это означает, что механизмы, которые должны обеспечить исполнение Конституционного Суда, бездействуют, а федеральные органы надлежащих мер не принимают.
Исходя из положения о том, что суверенитет является принадлежностью государства и Конституция России устанавливает единый государственный суверенитет Российской Федерации, возникает вопрос: каков же статус субъектов Федерации, в частности статус республик, которые именуются государствами?
В отличие от всех конституций СССР и РСФСР, которые пусть и формально, но обстоятельно обозначали мнимые характеристики автономных республик как государств, Конституция Российской Федерации не содержит положений, характеризующих республики как государства. Лишь в ст. 5 ч. 2 основного закона страны употребляется формула «республика (государство)».
Однако эту формулу вряд ли можно считать определением статуса республики как государства. Скорее это означает вынужденную уступку силам периода «парада суверенитетов», когда слабый центр, переоценивая силы местных этнократий, спекулировавших на угрозе распада России, нередко шел на компромиссы, чреватые потерей элементов суверенитета Российской Федерации.
О том что республики в составе Российской Федерации, как и союзные республики в составе СССР, не являются государствами, свидетельствует то, что они просто лишены признаков, характеризующих политические образования как государство.
Для того чтобы считаться государством, политическая организация должна обладать и осуществлять властвование самостоятельно и юридически неограниченно. Такая политическая организация обладает свойством верховенства, независимости и неограниченности, т. е. обладает свойством государственного суверенитета. Он и составляет признак, дающий объективное основание признать за политической организацией статус государства. «Формальный признак совершенной политической власти, т. е. суверенитет, – пишет автор известного исследования «Теория федерализма» А. Ященко, – есть основное характерное свойство, отличающее государство от ряда других негосударственных политических союзов. Государство есть союз суверенный, т. е. юридически самостоятельно и окончательно решающий вопросы права как внутри, так и вне, внутри – как верховный, вне – как независимый».
По результатам анализа
положений международного права, мирового
опыта федерации и
— обозначение двадцати одного национального образования термином «республика (государство)» является произвольно употребляемым термином, юридически не соответствующим сущностному понятию «государство»;
— данная концепция по существу означает, что республики Российской Федерации по своему статусу являются не государствами, а национально-политическими образованиями, наделенными правами политической автономий, т. е. определенной политической и юридической самостоятельностью на своей территории с некоторыми условными признаками государственности в пределах прав и компетенции (предметов ведения и полномочий), установленных в Конституции Российской Федерации;
— национальные (автономная
область, автономные округа) и административно-
— «республики» как национально-политические образования, наделенные правами автономии, и края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, как территориально-политические и национально-политические образования, наделенные правами автономии, – юридически равнозначные части Российской Федерации, наделенные статусом субъекта Российской Федерации. В соответствии с Конституцией во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны. По смыслу ч. 1 ст. 65 Конституции все они «находятся в составе Российской Федерации», но не создают ее. Иными словами, Конституция законодательным путем создала федерацию в России «сверху», т. е. создала тип федерации, основанной на автономии: центр своими актами, а потом и Конституцией наделил части России статусом автономий разного уровня и разного характера и, установив федеративное устройство государства, признал их субъектами Российской Федерации, т. е., в известной мере, децентрализовал государственную власть по вертикали на началах федерализма.
Федерализм является средством соединения, а не разделения унитарного государства. Поэтому областной федерализм, превращающий унитарное государство, в частности Россию, в федерацию, – исключение.
Считается, что в наше время теоретическое понятие суверенитета Российской Федерации, определение его правового содержания, построение системы его гарантий необходимо для повышения результативности деятельности государства внутри страны и на международной арене, а также в целях будущих научных разработок по вопросам государственного устройства России и государственной безопасности.
Категория государственного
суверенитета не является сугубо научным
феноменом. Суверенитет есть основа
конституционного строя, которая закрепляется
в конституционном
Непосредственно суверенные свойства государственной власти реализуются в деятельности государственных органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении суверенитета Российской Федерации как непосредственно (в части осуществления тех правомочий Российской Федерации, которые переданы им в установленном законом порядке), так и опосредованно (будучи не изолированными от государства, они также участвуют в реализации общей государственной политики).
Суверенитет Российской Федерации в известной степени выступает в качестве фактора, ограничивающего государственную власть субъектов РФ. Отсутствие у субъектов РФ суверенитета, однако, не означает, что население субъекта РФ не может выступать в качестве источника власти данного субъекта РФ. Поскольку государственная власть субъекта РФ непосредственно исходит от населения субъекта и осуществляется формируемыми данным населением органами, то население субъекта РФ (наряду с многонациональным народом России) может рассматриваться в качестве непосредственного источника такой власти. Однако независимой и полновластной является только власть многонационального народа России.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Государственный суверенитет |
означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене |
2 |
Государство |
суверенная политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории |
3 |
Глобализация |
процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации |
4 |
Интеграция |
процесс сближения политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества. |
5 |
Интерпретация |
(от лат. interpretatio – истолкование, разъяснение) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания; |
6 |
Конституция Российской Федерации |
высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года |
7 |
Международный терроризм |
терроризм, осуществляемый под руководством зарубежных лиц, организаций или государств |
8 |
Постулат |
требование, предположение, которое является реально необходимым или должно быть мыслимым. |
9 |
Право сецессии |
это право свободного выхода из союза независимых государств (конфедерации) по собственной воли без согласования с координационными органами конфедерации. |
10 |
Федерализм |
основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. |
1 |
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-86894-528-X. |
2 |
Белозерова, К. Н. Теоретические проблемы государственного суверенитета РФ [Текст] // Эволюция государства и права в России: история и современность: Сборник научных статей участников конституционного и международного права. В 2-х ч. – 2011. -Ч. 2. - С. 11-13. |
3 |
Горюнов, В. В. Суверенитет Российской Федерации (сущность, содержание, гарантии) [Текст] / Дис. докт. юрид. наук // Ур. гос. юрид. акад. – Екатеринбург, 2007. – 237 с. |
4 |
Григонис, Э. П. Теория государства и права [Текст] : Курс лекций / Э. П. Григонис.– СПб.: Питер, 2006. –400с. |
5 |
Зиновьев, А. В. Суверенитет, демократия, государство [Текст] / А. В. Зиновьев. – 2006. – № 6. –С.20-28. |
6 |
История политических и правовых учений [Текст] : учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М. : НОРМА–ИНФРА-М, 2008. – 736 с. |
7 |
Крылов, Б. С. Понятие суверенитета.
Суверенитет государства и |
8 |
Левин, Д. И. Суверенитет [Текст] / Д. И. Левин. –СПб. : Питер-пресс, 2003. – 226с. |
9 |
Осипян, С. А. Типология российского
федерализма и конституционно- |
10 |
Теория государства и права [Текст] : учебник / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. – М. : Юрайт-Издат, 2010. – 613 с. |
11 |
Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации [Текст] / Б. С. Эбзеев. – М. : Инфра-М, 2005. –512с. |
др. – другие
пр. - прочее
РФ – Российская Федерация
Приложение А |
|
1 Теория государства и права. – М. : Юрайт-Издат, 2010
2 Горюнов, В. В. Суверенитет Российской Федерации (сущность, содержание, гарантии) . Екатеринбург, 2007
3 Белозерова, К. Н. Теоретические проблемы государственного суверенитета РФ . Сборник научных статей участников конституционного и международного права. М., 2011
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях