Суверенитет государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования – дать ответ на вопрос «Что такое государственный суверенитет в современных условиях?»
Объектом исследования выступает суверенное государство.
Предметом исследования являются история возникновения понятия «суверенитет», виды суверенитета, признаки суверенитета.

При подготовке работы поставлены следующие задачи:
изучить историю возникновения понятия «суверенитет»;
дать определение понятию суверенитет;
изучить источники происхождения суверенитета;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. История и источники возникновения суверенитета . . . . . . . . . . 5
История возникновения понятия «суверенитет» . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие «суверенитет». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3Источники возникновения суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Характеристика суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1 Виды суверенитета. Государственный суверенитет. . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Признаки суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3 Основы суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

Наиболее выразительным  из числа первой группы является определение  Г. И. Тункина: «Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях». 3  Похожие определения были даны И. Д. Левиным, Г. В. Александренко, Н. А. Ушаковым и другими. Главной выделяющейся чертой этих определений является то, что понятие суверенитета в них определяется как свойство государства.

Из второй группы наиболее характерным является понятие суверенитета, сформулированное Д. Б. Левиным: «Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от какой бы то ни было другой власти в международных отношениях». В основе своей подобные определения содержатся в работах С. С. Алексеева, В. А. Дорогина, Д. Л. Златопольского, А. И. Лепешкина, И. П. Трайнина, В. С. Шевцова и др. Отличительной чертой определений перечисленных авторов является то, что в них суверенитет рассматривается как свойство государственной власти.4

Можно сделать вывод, что под  понятием суверенитет государства имеют в виду его верховенство внутри и независимость вне.

 

 

1.3 Источники происхождения суверенитета

 

Немаловажный интерес  представляет вопрос об источниках суверенитета.

Само собой разумеется, что при господстве идей божественного  происхождения власти источником верховной  власти в государстве считалась  божественная воля. Как отмечалось ранее, постепенно сформировалась теория договорного происхождения государства  и, соответственно, власти. К ним  восходят теории народного суверенитета, согласно которым власть коренится в воле народа. Обращает на себя внимание тот факт, что уже со времен античности все настойчивее пробивала себе дорогу мысль о том, что власть или государство должны служить народу, а не наоборот. Так, еще Аристотель говорил, что семья как общественная структурная единица первична по отношению к государству. Не семья и другие простейшие человеческие реальности должны приспосабливаться к государству, а, наоборот, государство должно приспосабливаться к ним. Эта мысль получила дальнейшее развитие на рубеже средних веков и Нового времени. В 1574 г., т.е. через два года после Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), когда были уничтожены тысячи гугенотов, Т.Беза опубликовал анонимно свою работу «О правах властителей по отношению к своим подданным», в которой, по сути дела, было сформулировано положение, ставшее одним из основоположений теории общественного договора. В начале работы Беза поставил вопрос: «Следует ли подчиняться властителям так же безоговорочно, как воле Божьей?» Отвечая на этот вопрос отрицательно, Беза обосновывал мысль о том, что, если короли нарушают божественные заповеди и бывают несправедливы, то народ вправе не подчиняться им. «Не народы существуют для правителей,— писал Беза,— а правители для народов, так же как пастух нужен для стада, а не стадо для пастуха».  
Эта постановка вопроса получила дальнейшее развитие в Новое время. Считая, что верховная власть — не продукт естественного права, а некий исторический факт, Г. Гроций, например, утверждал, что она представляет собой результат добровольного договора, заключенного людьми «ради права и общей пользы».

Само учение о народном суверенитете предполагает, что поскольку всякая власть исходит от народа, то за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является. Этот тезис стал азбучной истиной почти всех современных либерально-демократических теорий политики и политических систем.5

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУВЕРЕНИТЕТА

 

2.1 Виды суверенитета. Государственный суверенитет

 

Теории и практике известны три  разновидности понятия «суверенитет»: народный, государственный, национальный. В иерархии этих понятий и их практической значимости на первом месте находится народный суверенитет. Под народным суверенитетом понимается верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет  непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может  быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными  органами по Конституции РФ являются:

- Президент Российской  Федерации;

- Парламент РФ - Федеральное  Собрание РФ;

- законодательные органы  субъектов РФ;

- руководители исполнительной  власти субъектов РФ;

- народные заседатели  и присяжные заседатели в судах;

- представительные органы  местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное  принятие или утверждение Конституции.

Таким образом, суверенитет  народа – это полновластие народа, то есть обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне  и последовательно обеспечивающими  реальное участие всех граждан в  управлении делами общества и государства.

Народный суверенитет  – это право народа решать важнейшие  вопросы установления принципов  власти и государства. Во всех кризисных  ситуациях власть должна обращаться к народу.

Производным от народного суверенитета является государственный. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). В ст.32 Конституции РФ говорится, что «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

В практическом функционировании народный и государственный суверенитет взаимосвязаны, ибо невозможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства и, наоборот, не может процветать развитое демократическое государство, не обладающее мандатом суверенитета своего народа как целостного образования всех этносов данной страны. Государственный и народный суверенитеты  нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни, и это сосуществование можно определить как свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права.

Таким образом, государственный  суверенитет - это присущее государству  верховенство на своей территории и  независимость в международных  отношениях.

Государственный суверенитет  включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его  как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Итак, под государственным суверенитетом  понимается верховное, неотчуждаемое  право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего  и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы  международного права.

Наибольшую же проблему представляет определение сущности национального  суверенитета, который понимается как  верховное право нации на самоопределение, то есть право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера  с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно  проживающих наций и народностей, а также мнение других субъектов.

Определение понятия «национальный  суверенитет» может быть двояким: общегражданским  и этническим. При общегражданском подходе он отождествляется с государственным и народным суверенитетом, а понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальных принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство. Отождествление национального суверенитета с народным суверенитетом характерно для развитых стран со сложившимся гражданским обществом. А при этническом подходе национальный суверенитет рассматривается как право этнической общности на самосохранение, вплоть до выбора определенного политического устройства; это – право «коренной нации» на самоопределение.6

Из такого толкования национального  суверенитета следует, что нация  не может осуществлять свои полновластие и политическую свободу, сохранять  национальные ценности без определенной государственной организации, ее представительных, исполнительных и судебных структур. Однако не учитывается, что в реальной жизни не все этнические общности («коренные нации») по своим количественным, экономическим и другим критериям, как и перспективному потенциалу, могут самостоятельно приобрести государственность и соответствующий суверенитет. 7

В государственной организации, ее структуре  и функциях отражаются особенности уклада жизни данной нации, специфика национального  духа, психологии, культуры. Не случайно, например, что после распада СССР в бывших республиках обнаружились разные ориентиры в перспективе своей государственности, вплоть до монархии и т. п. однако особенности государственной организации народов сами по себе не порождают различий между государственным и национальным суверенитетами. Поэтому в государственном суверенитете уже находит свое концентрированное выражение суверенитет нации. 8

Нет единогласного мнения о том, какие из определений государственного, народного и национального суверенитетов  являются истинными.

Например, в  юридической литературе даются и иные определения понятия государственного суверенитета. Так, М. Баглай, в одной из работ сформулировал следующее определение: «Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.9 О. Е. Кутафин думает, что «суверенитет государства – это свойство государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами в международном общении». 10 в последнем же издании учебника О. Е. Кутафин отказался давать определение государственному суверенитету и ограничился формулировкой, которая звучит следующим образом: «Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости». Р. Г. Тимофеева сформулировала несколько определение суверенитета: «Суверенность государственной власти есть его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, таки во взаимоотношениях с другими государствами».11

По мнению А. В. Зиновьева, заслуженного деятеля науки России, доктора  юридических наук, профессора Санкт-Петербургского университета МВД России, суверенитет  – это не свойство государственной  власти, а главный атрибут государства, который государственная власть призвана охранять, защищать и без  которого государство превращается в квазигосударство.  Общепризнанные атрибуты государства, его неотъемлемые составляющие – территория, население, гражданство, публичная власть, суверенитет. Если нет даже одной из этих составляющих, нет и государства.  12

Таким образом, существуют три разновидности  понятия «суверенитет»: народный, государственный  и национальный. И все эти три  формы суверенитета взаимодополняют друг друга.

 

 

 

 

 

2.2. Признаки суверенитета

 

Продолжаются теоретические  споры и дискуссии по поводу признаков  суверенитета. Несмотря на различия формулировок в определении понятия государственный  суверенитет, обращают на себя внимание следующие совпадения в перечислении его признаков: верховенство и неделимость  государственной власти; единство и  полнота государственной власти; независимость и самостоятельность  государственной власти на международной  арене или внешняя независимость.

Верховенство и неделимость  государственной власти характеризуется  тем, что она определяет весь строй  правовых отношений в обществе, устанавливает  общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех граждан  – участников общественной жизни. Именно через правопорядок, главным образом, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов  на всей территории России – главное  выражение недилимости государственной власти, которое проявляется в верховенстве ее законов, в осуществлении территориального верховенства, а также в верховном положении государственных органов.

Составной частью территориального верховенства является юрисдикция государства (право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать  все дела на своей территории). Территориальное  верховенство обеспечивается законодательством  государства, а также специальным  аппаратом принуждения.

Но верховенство государственной  власти нельзя понимать в том смысле, что государство ничем не ограничено в своих действиях и может  осуществлять любую внешнюю и  внутреннюю политику. На самом деле деятельность государства и его  структур определяется высшим законом- Конституцией, детерминирована реальными  внутренними и внешними условиями, экономической и социальной средой, уровнем общественного развития, характером и составом населения, мировым  разделением труда.

Понятие «суверенитет»неприемлемо для характеристики административно-территориальных образований, составляющих единое государство. Власть может осуществляться подобными образованиями лишь в рамках единой системы власти государства на основе делегирования определенных полномочий, лишь в пределах установленных центральной властью. Ни полнотой осуществления властных функций, ни независимостью от государства, субъектом которого оно является, такое образование не обладает и обладать не должно, т. е. не может характеризоваться понятием суверенитета. Искусственное провозглашение суверенитета тех или иных частей единого государства и его осуществление может вести лишь к хаосу и анархии в государстве, его деградации и развалу.

Информация о работе Суверенитет государства