Суверенитет государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования – дать ответ на вопрос «Что такое государственный суверенитет в современных условиях?»
Объектом исследования выступает суверенное государство.
Предметом исследования являются история возникновения понятия «суверенитет», виды суверенитета, признаки суверенитета.

При подготовке работы поставлены следующие задачи:
изучить историю возникновения понятия «суверенитет»;
дать определение понятию суверенитет;
изучить источники происхождения суверенитета;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. История и источники возникновения суверенитета . . . . . . . . . . 5
История возникновения понятия «суверенитет» . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Понятие «суверенитет». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3Источники возникновения суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Характеристика суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1 Виды суверенитета. Государственный суверенитет. . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Признаки суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3 Основы суверенитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

Действительно, государство  внутри своих границ должно осуществлять полновластную деятельность в процессе реализации всех своих функций. Государственная  власть обладает верховенством на территории государства, так как нет иной власти на этой территории, которая  существовала бы наряду с данной властью.

Единство и полнота  государственной власти выражается в том, что высшая государственная  власть в своей совокупности образует систему органов власти государства. Юридическими признаками такой власти являются: разделение властей между  государственными органами власти; совокупная компетенция этих органов охватить все полномочия, необходимые для  осуществления функций государства; органы, принадлежащие к системе  власти, не могут одновременно предоставлять  одним и тем же субъектам взаимно  исключающие друг друга правила  поведения.

Это означает, что государственный  органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции  государства, выполняют его общие, единые задачи. Единство государственной  власти означает также ее неделимость  между разными субъектами власти, что вытекает из характеристики суверенитета как свойства (качества) государства. В условиях разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную органы государства должны действовать согласованно, не принимая взаимоисключающих решений.

Независимость и самостоятельность  государственной власти (внешняя  независимость) в качестве признака суверенитета означает ее независимость  от какой-либо другой власти, как во внешних, так и во внутренних делах, самостоятельность и свободу  государства во взаимоотношениях с  другими государствами и межгосударственными  объединениями на основе международного права. Независимость характеризует суверенитет в международно-правовом смысле, в международных отношениях. Например, Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права.

Независимость на международной  арене можно охарактеризовать, прежде всего, как юридическую независимость, причем основанием международной правосубъективности  государства является его суверенный статус. Через основополагающую категорию  «независимость» определяет понятие  суверенитета Л. Оппенгейм: «Суверенитет как нечто исключающее зависимость  от какой-либо другой власти и, в частности, от власти другого государства есть независимость. Он является внешней  независимостью, поскольку дело касается свободы действий государства за пределами его границ, во взаимоотношениях с другими государствами. Он является внутренней независимостью, поскольку  дело касается действий государства  в пределах его границ».13

Основные признаки суверенитета позволяют утверждать, что он выступает  в двух взаимосвязанных проявлениях, в двух качествах: внутреннем и внешнем. Внутренняя и внешняя взаимосвязанность  проявляется в верховенстве и  независимости; политической, экономической  и социальной свободе; в реальной способности суверенного государства решать вопросы своего существования. 14

 

 

 

2.3 Основы суверенитета

 

Характеристику содержания государственного суверенитета дополняют, делают более содержательной его основы.

Материальной (экономической) основой  государственного суверенитета является обладание территорией, включая  все имеющиеся природные ресурсы. Уровень экономического развития, характер и совершенство производительных сил  и производственных отношений, военно-промышленный и научный потенциал, людские  ресурсы выступают в качестве важнейшей экономической основы государственного суверенитета.

Суверенное государство в современных  условиях является крупным обладателем  своих национальных богатств. Задачами государства являются эффективное  использование этих богатств, накапливание средств за счет стабильности и эффективности производства, умелого управления экономикой, собственностью государства, создания благоприятных условий для развития всех других форм собственности, проведения разумной ценовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, накоплений за счет международной торговли.

Забота о суверенитете предусматривает  и необходимую регулирующую роль государства в экономической  сфере. Национальных капитал должен либо находиться на первых ролях в определенных отраслях экономики, либо контролировать их, например, в таких, как стратегические коммуникации (железные дороги, трубопроводный транспорт, федеральные автодороги, линии электропередач), финансовая система, природные ресурсы. Это относится и к военным отраслям промышленности.

Экономические основы суверенитета влияют на устойчивость и прочность внутренних и внешнеполитических позиций государственной  власти, хотя сами по себе непосредственного  содержания государственного суверенитета не составляют.

Политической основой суверенитета выступают: наличие достаточно развитой политической организации общества, ее отношения с властью, а также  структура самой власти. Кроме  того, участие государственных и  общественных институтов в решении  задач государственного строительства, наличие гражданского общества, политических партий цементируют стабильность в  обществе, повышают эффективность государственного суверенитета перед лицом новых  вызовов и угроз.15

Фактическим и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ – носитель суверенитета. Народ, выступая реальной основой последовательного обеспечения  государственного суверенитета, опирается  на общественный и государственный  строй, составляющие фундамент внутренней прочности и внешней независимости  суверенного государства.16

Правовой основой суверенитета любого государства выступают его  национальная конституция, законодательная, договорно-правовая база, регулирующая взаимоотношения не только внутри страны, но и с другими государствами, а также декларации и официальные  заявления по проблемам суверенитета. Общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство  государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, тоже выступают в качестве правовой основы суверенитета.17

Государственный суверенитет обеспечивается целым рядом политических, экономических, международных и правовых гарантий, в том числе политической, военной, международной и дипломатической  защитой, деятельностью правоохранительных и иных государственных органов, направленных на укрепление государственной власти. К наиболее значимым из них можно отнести:

    • способность государства проводить самостоятельную политику, ее поддержку в обществе и в дружественных государствах;
    • обладание государством реальной властью, возможность самостоятельной разработки, принятия и пересмотра своей конституции;
    • наличие современных вооруженных сил, способных надежно защищать территориальную целостность и обеспечить независимость государства;
    • обеспечение экономической независимости, конкурентоспособности производимой продукции, преодоление сырьевой направленности экономики;
    • обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платежеспособностью национальной валюты;
    • обеспечение государственной безопасности и внутреннего правопорядка, эффективная борьба с терроризмом и сепаратизмом;
    • реальная возможность и способность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них;
    • эффективная дипломатическая деятельность.18

Первый заместитель министра энергетики США, руководитель национальной администрации  по ядерной безопасности Линтон Брукс средством обеспечения государственного суверенитета считает ядерное оружие. Мнение директора Российского федерального ядерного центра ВНИИ экспериментальной физики академика Радия Илькаева аналогично.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, государственный суверенитет  – это верховенство, самостоятельность  и полнота высшей государственной  власти на своей территории, ее независимость  от других государств во внутренних делах  и внешних международных отношениях.

Верховенство, самостоятельность, полнота, независимость – вот категории, которыми можно выразить общую идею современного государственного суверенитета.

Суверенитет является не только исторической категорией. Он характеризует собой  юридическую природу государственного властвования и является тем необходимым  критерием, который дает возможность  отличить государство от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.

Главный ценностный смысл суверенного  правового государства состоит  в создании таких условий, которые  давали бы возможность утвердить  власть народа как источника государственного суверенитета, гарантировать его  свободы, подчинить государство  обществу. Ибо суверенитет государства  – это достоинство и возможность  каждого человека, спроецированные  на государственный уровень. Это  способность государства выполнять  свои обязательства перед гражданами в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования. Суверенитет – это  способность страны обеспечить устойчивое экономическое развитие. Любой стране нужна экономика, обеспечивающая ее суверенитет и благосостояние граждан.

 

Список использованных источников

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г.). – М.:Юрид. лит., 1993. – 64 с.
  2. Баглай, М. В. Конституционное право Российской федерации /М. В. Баглай. - М.: Норма, 2002. – 800 с.
  3. Большой юридический словарь / В. Н. Додонов [и др.]. – М.: Инфра, 2001. – 790 с.
  4. Гаджиев, К. С. Политология: учебник для высших учебных заведений / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2001. – 448 с.
  5. Карапетян, Л. М. Федеративной устройство Российского государства. / Л. М. Карапетян. – М.:НОРМА, 2001. – 334 с.
  6. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России /Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2003. — 585 с.
  7. Корельский, В. М., Перевалов, В. Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М.: НОРМА-ИНФРА×М, 1999. – 570 с.
  8. Лазарев, В. В. Теория государства и права:учебник для юрид. вузов/Лазарев В. В.,Липень С. В..-М.:Спарк,1998.-448 с.
  9. Лазарев, В. В. Конституционное право. Учебник / отв. ред. В. В.  Лазарев. - М., 1999. - С. 216
  10. Матузов, Н. И. Теория государства и права: курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Мальков. – М.: Юристъ, 2001. – 771 с.
  11. Оппенгейм, Л. Международное право / Л. Оппенгейм. – М.: Иностр. лит., 1948. – 547 с.
  12. Тункин,  Г. И. Основы современного международного права / Г. И. Тункин. – М., 1956. – 48 с.
  13. Габиева, С. М. Суверенитет: особенности формирования / Габиева С. М. // Закон и право. – 2008. - №12. – С. 53-55.
  14. Грачев, А. И. Происхождение суверенитета: государство и верховная власть с традиционном мировоззрении / А. И. Грачев // Философия права. – 2006. - №1. – С. 88-94.
  15. Зиновьев, А. В. Суверенитет, демократия, государство / А. В. Зиновьев // Известия ВУЗов, Правоведение. – 2006. - №6. – С. 20-28.
  16. Кокорев, Р. С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права / Р. С. Кокорев // Государство и право. – 2005. - №12. – С. 71-79.
  17. Крылов, Б. С. Государственный суверенитет: современные проблемы / Б. С. Крылов // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - №6. – С. 2-6.
  18. Пастухова, Н. Б. К вопросу об основных признаках и определении государственного суверенитета / Н. Б. Пастухова // Lex russica (Научные труды МГЮА). – 2007. - №5. – С. 863-874.
  19. Шугуров, М. В. Государственный суверенитет и глобализация: философия вызовов и перспектив / М. В. Шугуров // Современное право. – 2009. - №2. – С. 38-47.
  20. Ильин М. В. Суверенитет. Трансформация понятий и практик: Монография / Под ред. М. В. Ильина, И. В. Кудряшовой. М.: МГИМО – Ун-т МИД России, 2008. – С. 14

1 Суверенитет. Трансформация понятий и практик: Монография / Под ред. М. В. Ильина, И. В. Кудряшовой. М.: МГИМО – Ун-т МИД России, 2008. С. 14

2 Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства. – М.,2001. С.224

3 Тункин Г. И. Основы современного международного права. М., 1956. С. 15

4 Пастухова, Н. Б. К вопросу об основных признаках и определении государственного суверенитета // Lex russica (научные труды МГЮА). 2007. №5. С. 865-866

5 Гаджиев, К. С. Политология: учебник для высших учебных заведений. М., 2001. С. 57-58

6 Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства. – М.,2001. С.228

7 Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства. – М.,2001. С.228.

8 Там же.

9 Баглай М. В. Конституционное право Российской федерации. М., 2002. С. 125.

10 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995. С. 120.

11 Конституционное право. Учебник / отв. ред. В. В.  Лазарев. М., 1999. С. 216 (автор главы – Р. Г. Тимофеева).

12 Зиновьев А. В. Суверенитет, демократия, государство // Известия высших учебных заведений, Правоведение. 2006.  №6. С. 21

13 Оппенгейм Л. Международное право. Т.1. М., 1948. С. 260

14 Пастухова, Н. Б. К вопросу об основных признаках и определении государственного суверенитета // Lex russica (научные труды МГЮА). 2007. №5. С. 868

15 Пастухова, Н. Б. К вопросу об основных признаках и определении государственного суверенитета // Lex russica (научные труды МГЮА). 2007. №5. С. 870.

16 Там же.

17 Пастухова, Н. Б. К вопросу об основных признаках и определении государственного суверенитета // Lex russica (научные труды МГЮА). 2007. №5. С.870

18 Пастухова, Н. Б. К вопросу об основных признаках и определении государственного суверенитета // Lex russica (научные труды МГЮА). 2007. №5. С. 870-871


Информация о работе Суверенитет государства