Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т.п.
Необходимо отметить, что цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности.

Файлы: 1 файл

Теории происхождения государства и права.docx

— 32.18 Кб (Скачать файл)

Теории происхождения  государства и права

 

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в  условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины  происхождения государства и  права. В основе этого явления  лежат многие факторы, к которым  следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т.п.

 

Необходимо отметить, что  цель изучения любого общественного  явления заключается в познании его сущности. Она достигается  при помощи применения различных  методов познания и всегда носит  познавательный характер. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства. Плюрализм  мнений всегда позволяет более полно  и объективно изучить суть исследуемого вопроса, избежать ошибок в настоящем  и будущем.

 

Процесс возникновения государства  и права носит постоянный характер. В начале 90-х годов XX столетия в  результате распада СССР возникло 15 новых самостоятельных государств. В июне 2006 г. в результате проведенного референдума на территории бывшей Югославии, подводя итог ее распаду, были образованы два новых государства - Сербия и  Черногория.

 

Например, особенностью процесса возникновения новых государств в современных условиях и определения  их политической ориентации является то, что он осуществляется под контролем  мирового сообщества. Это позволяет  избежать зарождения антидемократических (подобно фашистскому) режимов.

 

В конечном счете основными  вариантами организации государственной  жизни являются два принципиальных подхода: люди для государства или  государство для людей. Найти  приемлемый консенсус в этом соотношении, как свидетельствует история, не так-то просто. Среди теорий происхождения  государства и права особенно распространенными являются следующие.

 

Теологическая теория

 

Эта теория происхождения  государства и права была одной  из первых, которая объясняла возникновение  государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем  Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения  и влияния духовенству удавалось  оказывать значительное влияние  на формирование соответствующего общественного  мнения.

 

Наиболее известными представителями  этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225 - 1274 гг.) считал, что процесс  возникновения и развития государства  и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

 

Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители утверждают, что  Земля и все сущее на ней  было создано Богом 10000 лет назад. Окаменелости являются результатом  разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс  эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).

 

Наиболее прочные позиции  эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII - XIII вв. в Западной Европе была популярной теория "двух мечей". Из имеющихся двух мечей церковь  оставила себе один и вложила его  в ножны, так как сама религия  не должна использовать меч. Второй она  вручила государям для "вершения" земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет  духовной организации (церкви) над светской (государством).

 

Теологическую теорию, как  и любую догму, нельзя доказать, как  и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с  вопросом о существовании Бога, Высшего  разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

 

Патриархальная теория

 

Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается  в том, что государство возникает  из разрастающейся из поколения в  поколение семьи. Глава семьи  становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это  продолжение власти отца.

 

Аристотель считал, что  государство является не только продуктом  естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций.

 

Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также  рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны своим правителям.

 

Н.К. Михайловский, предлагая  устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению  к человеку, считал такое возможным  только в обществе, построенному по типу семейных отношений.

 

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности  в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма - возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение  социальных вопросов).

 

Органическая теория

 

Эта теория возникла в древности  и окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления  о государстве как своеобразном подобии человеческого организма  были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру  и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал  возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего  мира. Общество и государство представляют собой единый организм.

 

Г. Спенсер рассматривает  государство в сравнении с  живым организмом, т.е. как общественный организм, состоящий из отдельных  людей (частей). Он считал, что государство  образуется одновременно со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет  существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить  исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества - он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными  законами человеческого бытия.

 

Под государственной властью  он понимал господство целого над  своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют  нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность  функционирования всего организма. В этой посылке просматривается  системный и взаимозависимый  подход к содержательной характеристике государства и общества.

 

В соответствии с органической теорией само человечество возникает  как результат эволюции животного  мира - от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому  процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший  этот процесс как эволюционное происхождение  всех видов путем естественного  отбора в течение многих тысяч  лет. Он считал, что человек произошел  от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство  выполняет функции мозга, управляет  всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.

 

До недавнего времени  в СССР и других социалистических государствах это учение, объясняющее  происхождение мира, считалось официальным  и единственно верным. Сейчас оно  постепенно утрачивает свое влияние  и рассматривается как одна из многих теорий. Например, в сентябре 2004 г. министерство образования Сербии постановило изучать теорию эволюции Чарльза Дарвина только параллельно  с освоением креационизма - учения о божественном сотворении мира.

 

Такой же подход наблюдается  и в ряде развитых государств (Испания, Италия). В США каждая третья школа  не считает необходимым знакомить  детей с теорией эволюции, считая ее "инструментом развращения невинных душ". В других школах США дарвинизм  преподается лишь как гипотеза, а  не как научно доказанный факт.

 

Теория насилия

 

Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки  зародились еще в эпоху рабовладения.

 

Как самостоятельное учение она возникла в XIX в. Ее представителями  были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формирования они объясняли возникновение  государства и права факторами  военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного  племени создается государство  и принимаются законы. Однако государство  продолжает быть органом угнетения  только в тех странах, где еще  существует юридически закрепленное неравенство  между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями  этой теории рассматривался и с точки  зрения противопоставления интересов  между различными слоями общества - внутреннее насилие, влекущее за собой  начало гражданской войны (революции).

 

Насилие рассматривается  не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление. Оно влечет за собой не только противостояние сторон, но и порождает  определенные социально-экономические последствия (порождение рабства, возникновение частной собственности, изменение государственного строя).

 

Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что  многие государства и правовые системы  создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций. Следует отметить, что в целом  фактор насилия как причина возникновения  государств носит вторичный характер. Однако в определенные этапы исторического  развития он на какое-то время становится доминирующим. Например, в результате Второй мировой войны в Восточной  Европе возникла система социалистических государств.

 

Марксистско-ленинское учение к этой теории относилось избирательно. Для подтверждения правильности своих практических действий представители  этой теории выделяют три вида насилия: революционное, либеральное и реакционное.

 

Е. Дюринг считал, что основой  общественного развития являются внутренние факторы - формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических. Поэтому  политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального  развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны  подчиняться воле большинства. Возникновение  права собственности, классов и  самого государства он рассматривал как результат насилия одной  части общества над другой.

 

Л. Гумплович является сторонником  теории внешнего насилия (его точку  зрения разделял и К. Каутский). Он считал, что государство возникает в  результате завоевания одного племени  другим. Победившее племя становится господствующим. Проигравшие теряют свободу и становятся эксплуатируемыми (чаще всего рабами). Рабство ведет  к появлению частной собственности  и классов. Это накладывает отпечаток  на образ жизни и способствует переходу от кочевого быта к оседлому с развитием новых видов трудовой деятельности (земледелие, торговля). Ведущиеся  войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные  начала в виде образования новых  государств.

 

Истоком возникновения и  развития характера государственной  власти он считал на первом этапе обычное  физическое превосходство (подчинение одного племени другим), переходящее  затем в политическое и экономическое. Насилие им рассматривается как  глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов  победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти факторы влекут за собой необходимость решения  новых социально-экономических вопросов.

 

Дальнейшее развитие общественных отношений в рамках государства, по мнению Л. Гумпловича, идет по пути демократизации. Это проявляется в развитии равноправия  между различными слоями населения  и смягчении применяемых государством методов властвования. Государство  приобретает либеральные черты. Постепенно в нем развивается  институт парламентаризма и образуется "современное культурное государство". Однако в основе такого характера  развития событий, по его мнению, лежит  насилие. Во многом противореча самому себе, он не считал современные ему  капиталистические государства  инструментами насилия.

 

Психологическая теория

 

Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.). Они  объясняли появление государства  и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться  и быть зависимыми от элиты. Народ  рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения.

 

Общество и государство  они рассматривали как сумму  психических взаимодействий людей  и их различных объединений. Человеку присуща психологическая потребность  жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного  взаимодействия.

 

В своих работах Л.И. Петражицкий  подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову "внутреннего голоса" совести. Позитивное правовое представление  основывается на точке зрения авторитетного  человека или на внешнем нормативном  акте.

Информация о работе Теории происхождения государства и права