Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т.п.
Необходимо отметить, что цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности.

Файлы: 1 файл

Теории происхождения государства и права.docx

— 32.18 Кб (Скачать файл)

 

Индивидуум передает право  управлять собой с условием того, что все остальные люди передадут  принадлежащее им это же право  в равной степени. Такое условие  является необходимым для соблюдения принципа равной ответственности и  обязанности индивида подчинять  свою волю решению большинства, а  также воли и суждению "носителя общего лица".

 

Сущность политического  образования Т. Гоббс видел в  его представительстве воли народа. "Носитель лица народа" (суверен) наделяется абсолютной и безграничной верховной властью, которая является неделимой и непередаваемой никому. Упразднение существенных прав может  повлечь за собой распад государства. Т. Гоббс не был сторонником разделения власти на несколько ветвей при любой  форме государства. Он считал, что "делить власть государства - значит разрушать  ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга".

 

В своих действиях суверен  не связан своими законами. Он сам может  их издавать. В рамках первоначально  заключенного договора подданные сами несут ответственность за все  действия и суждения, предпринимаемые  избранным ими сувереном. Досрочное  сложение им полномочий возможно только в добровольном порядке.

 

Суверен по своему усмотрению волен определять способы, ведущие  к обеспечению мира и защиты своих  сограждан. Т. Гоббс считал, что составной  частью верховной власти является право  рассмотрения и разрешения споров, возникающих между подданными. Поэтому  он должен обладать полномочиями высшей судебной инстанции.

 

Только суверен обладает правом объявления войны и заключения мира, так как ему подчинены  вооруженные силы страны. Он обладает самостоятельным правом формирования штата своих советников и помощников, а также назначением на должности  военачальников. Т. Гоббс полагал, что "власть суверена не столь пагубна, как ее отсутствие и вред возникает  тогда, когда большинство с трудом подчиняется меньшинству".

 

Суверен должен разумно (в  правильном направлении) использовать свое право по применению наказаний  и поощрений. Уголовное наказание  рассматривалось не как месть  за содеянное, а как исправление  нарушителя и сдерживающий фактор для  остальных. Наиболее опасными считались  преступления, направленные на низвержение  установленной общественным договором  формы государственного правления  и преступления против правосудия.

 

Свои права суверен  должен реализовывать при помощи издания гражданских законов. Т. Гоббс рассматривал гражданский  закон как "правила для каждого  подданного, которые государство  устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей  воли предписало ему, дабы он пользовался  ими для различения между правильным и неправильным". Длительное применение обычая на практике по решению суверена может быть объявлено законом. Т. Гоббс считал, что гражданские  и естественные законы по своему содержанию совпадают.

 

Изложенные Т. Гоббсом  следующие требования, которые необходимо предъявлять к качеству и легитимности законов, не только познавательны, но и  весьма поучительны для сегодняшнего времени:

 

- закон есть закон лишь  для тех, кто способен его  понимать;

 

- закон является законом  того лица, кто осуществляет юрисдикцию  с его помощью, а не обязательно  того, кто его создал;

 

- закон не может считаться  законом, если неизвестен человек,  его установивший или санкционирующий;

 

- все законы нуждаются  в толковании, а содержание толкования  закона зависит от верховной  власти и может осуществляться  специально назначенными судьями.

 

Исходя из принципа пригодности  к обеспечению общего блага, Т. Гоббс  различает следующие три возможные  формы государства - демократия, аристократия и монархия. В отличие от взглядов Локка и Руссо, выделявших олигархию  в самостоятельную форму правления, он рассматривал ее лишь условно.

 

Ирригационная теория

 

Ее представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства он связывает  с необходимостью строительства  гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.

 

Материалистическая (классовая) теория.

 

Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса ("О происхождении семьи, частной  собственности и государства") и К. Маркса.

 

Она характеризуется двумя  аспектами. Первое - государство возникает  как продукт непримиримости, классовой  борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в  результате экономического развития усложняется  само общество, его производительная и распределительная сфера. Это  требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению  государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения  государства:

 

- афинская - государство возникает  непосредственно и преимущественно  из классовых противоречий, формирующихся  внутри общества;

 

- римская - родовое общество  постепенно превращается в замкнутую  аристократию, изолированную от  многочисленной и бесправной  плебейской массы, которые побеждают,  и на развалинах возникает  государство;

 

- германская - государство  возникает как результат завоевания  обширных территорий, господство  над которыми при существующем  догосударственном строе не представлялось  возможным.

 

Принципиальными положениями  материалистической теории являются классовая  структура общества и экономическая  обусловленность права. Право рассматривается  как продукт классового общества и в нем находит свое отражение  воля экономически господствующего  класса.

 

Отличительные признаки государства:

 

- организация публичной  власти;

 

- организация всеобщего  властвования на определенной  территории;

 

- организация принудительного  насилия;

 

- организация, существующая  за счет налогов;

 

- суверенная организация  (внутренний и внешний суверенитеты).

 

Определения понятий "государство" и "право"

 

Государство - это организация  власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.

 

Государство - это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин).

 

Государство - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования  поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и  проведения своей внутренней и внешней  политики.

 

Право - это правила поведения, издаваемые государством и имеющие  общеобязательный, официальный характер.

 

Право - это возведенная  в закон воля господствующего  класса (В.И. Ленин).

 

Социальное предназначение современного государства.

 

Его целесообразно определить через следующие, наиболее точно  характеризующие качества:

 

1. Государство - универсальная  организация;

 

2. Государство - социальный  арбитр;

 

3. Государство - легализованное  принуждение.


Информация о работе Теории происхождения государства и права