Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определен-ного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА………………………………………...…………….…………………. 4
1.1 Общая характеристика первобытной общи-ны………………………4
1.2 Причины возникновения государст-ва……………………………….6
1.3 Восточный путь формирования государства ………………………..10
1.4 Западный путь формирования государст-ва………………………..12
1.5 Причины возникновения пра-ва……………………………………..15
Глава 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРА-ВА………17
2.1 Теологическая тео-рия…………………………………………………17
2.2. Патерналистская тео-рия……………………………………………18
2.3. Патриархальная тео-рия…..…………………………………………19
2.4. Органическая тео-рия…………………………………………………19
2.5. Естественно-договорная (правовая) тео-рия………………………….21
2.6. Теория насилия………………………………………………………23
2.7. Историко-материалистическая тео-рия……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА                    И ПРАВА………………………………………...…………….…………………. 4

    1.   Общая характеристика первобытной общины………………………4
    2.   Причины возникновения государства……………………………….6
    3.   Восточный путь формирования государства ………………………..10
    4.   Западный путь формирования государства………………………..12
    5.   Причины возникновения права……………………………………..15

Глава 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА………17

2.1  Теологическая теория…………………………………………………17

2.2.   Патерналистская теория……………………………………………18

2.3.  Патриархальная теория…..…………………………………………19

   2.4.  Органическая теория…………………………………………………19

2.5. Естественно-договорная (правовая) теория………………………….21

2.6. Теория насилия………………………………………………………23

2.7. Историко-материалистическая теория……………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

 Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Целью данной работы состоит в анализе существующих мнений и утвердившихся теорий происхождения государства и права.

Задачами данной работы являются: выявление основных причин происхождения государства и права; описание основных путей формирования государственности.

 Объектами  исследования являются теории происхождения государства и права. Предмет исследования государство и право.

При выполнении работы использованы методы: общенаучные (системный, исторический) и частнонаучные (сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.

 

 

 

Глава1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

1.1 Общая характеристика первобытной общины

 

Человек как  существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», замедлилась эволюция биологическая и на первый план выходит эволюция социальная. Стремительное изменение общества привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем.

Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности и носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Достаток и уровень жизни людей был одинаков.

Развитие экономики  шло по двум связанным между собой  направлениям: 
- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.); 
- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.)1
Выше упомянутые направления развития привили к  повышению производительности труда.

Основной единицей общества была родовая община - объединение  на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную  деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных.

Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим  собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода2.

Племя управлялось  советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием  общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении пожизненного правления имела и возникшая в этот период религия.

Развитие первобытного общества шло крайне медленно. Его  структура, уклад жизни, способы  выживания, управление и порядок  жизни его членов

оставался неизменным на протяжении многих тысячелетий. Изменения  и развития различных сфер деятельности первобытного человека шли параллельно, взаимосвязано. При этом, основной движущей силой для коренных эволюционных изменений в первобытном обществе являлись выше указанные направления развития экономики: именно они создавали возможности для укрепления общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен3.

 

1.2 Причины возникновения государства

 

Постепенно  первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает4.

Поскольку   все   произведенное   обобществляется,   а   затем перераспределяется  и  это  перераспределение  осуществляется   вождями   и старейшинами, то именно в их  руках  оседает и скапливается  общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное  явление,  как «власть-собственность»,   суть   которого   в   распоряжении   общественной собственностью  в  силу  нахождения  в  определенной  должности   (оставляя должность,  человек  теряет  собственность).  В  связи  со   специализацией управления  и   повышением   его   роли   постепенно   увеличивается   доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта.  Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью  всех  от  вождей  и старейшин  «по  должности»  появляется  и  экономическая  зависимость,   то продолжающая существовать  «выборность»  этих  лиц  становиться  все  более формальной. Это  приводит  все  к  дальнейшему  закреплению  должностей  за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

       Постепенно возникает особая  стадия  развития  общества  и   форма  его организации, которая  получила название «протогосударство». Для  этой  формы  характерны:   общественная   форма   собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати на основе  «власти-собственности»,  быстрый  рост населения,    его    концентрация,    появление    городов,    становящихся административными, религиозными и культурными  центрами. И  хотя  интересы верховного вождя и его окружения в основном совпадают  с  интересами  всего общества, однако, постепенно появляется социальное неравенство, приводящее к все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

Государство возникает  как закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития первобытного общества. Социально-экономаческие направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки5.

Параллельно с  указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю — государственной или частной.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основными причинами  появления государства были следующие:

−  необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

−  необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

−  необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем  — к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

− необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

− необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства6.

В большинстве  случаев указанные выше причины  действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Информация о работе Теории происхождения государства и права