Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:35, курсовая работа
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определен-ного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА………………………………………...…………….…………………. 4
1.1 Общая характеристика первобытной общи-ны………………………4
1.2 Причины возникновения государст-ва……………………………….6
1.3 Восточный путь формирования государства ………………………..10
1.4 Западный путь формирования государст-ва………………………..12
1.5 Причины возникновения пра-ва……………………………………..15
Глава 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРА-ВА………17
2.1 Теологическая тео-рия…………………………………………………17
2.2. Патерналистская тео-рия……………………………………………18
2.3. Патриархальная тео-рия…..…………………………………………19
2.4. Органическая тео-рия…………………………………………………19
2.5. Естественно-договорная (правовая) тео-рия………………………….21
2.6. Теория насилия………………………………………………………23
2.7. Историко-материалистическая тео-рия……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….27
Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о
существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
2.2 Патерналистская теория
От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти14.
2.3 Патриархальная теория
От слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство — это общение свободных и равных граждан.
В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы власти в государстве.
Плюсы данной теории
заключаются в том, что аналогия
государства с семьей возможна, так
как структура современной госу
2.4 Органическая теория
Появление в XIX столетии дарвинизма (материалистической теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. В социологии это общее направление получило наименование социального дарвинизма.
Заметное место здесь заняла органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане мы опять-таки находим в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV-III в. в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы - с процессами человеческой психики.
Крупнейшим представителями органической теории происхождения государства и права, в пору её рассвета были: один из родоначальников позитивизма английский философ и социолог Г. Спенсер, а также Блюнчли, Вормс, Прейс. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму. Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу целого). По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных)15.
Из вышеизложенного следует, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Но нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Наука, убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных процессов.
2.5 Естественно-правовая (договорная) теория
Некоторые авторы рассматривают отдельно естественно-правовую концепцию и договорную. В данной работе мы объединим описание этих теорий, так как одна из них- естественно-правовая- описывает происхождение права, а вторая -договорная- происхождения государства с одной и той же позиции естественного (по природе свойственного) стремления человека и человеческого общества к порядку.
Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).
Рассматриваемая теория, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:
возникновению
государства предшествует
государство возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом; государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога); решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод, а государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор;
в результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного): первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности; вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством16.
Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от "всеобщего разума", стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.
Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права человека.
Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».
2.6 Теория насилия
Теория насилия
возникла в XIX в. Ее представителями
были
Л.Гумплович, К.Каутсткий, Е.Дюринг и другие.
Они объясняли возникновение государства и права факторами
военно-политического характера: завоеванием
одним племенем (союзом племен) другого.
Для подавления порабощенного племени
и создавался государственный аппарат,
принимались законы.
Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. «История не предъявляет нам ни одного примера, — рассуждал в связи с этим Л.Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве», — где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».
Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
2.7 Историко-материалистическая теория
Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства17.
Именно историко-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время не существует единой, научно доказанной, общепринятой теории происхождения государства и права. Что говорит о том что процесс формирования государственности и правового регулирования достаточно сложный и многогранный.
Мнения и детально сформированные вышеописанные теории характеризуют особенности формирования государственного уклада разных стран; ситуативно отражают государственно-правовую действительность и гражданские ожидании разных времен; некоторые теории появились благодаря открытиям в других науках(как, например, органическая теория), иные описывают государство и право с позиции аналогии (патриархальная и патерналистская теория) и самая древняя теория (теологическая) предпочитает отнести вопрос происхождения государства и права к сфере иррационального.
На наш взгляд истина где-то посередине. Каждая из этих теорий права по своему, но отражает какой-то один важный аспект, а иные стороны проблемы либо не рассматривает, либо упускает из виду. Но каждая из этих теорий важна и сыграла свою роль в истории осмысления человечеством таких емких понятий как «государство» и «право», этапов их формирования.
Почему сегодня не существует единого логического и исторического, научно обоснованного описания пути становления государства и государственно- правового регулирования? На наш взгляд слишком много исторических пробелов, которые мешают обобщить факты былых времен; необходим вклад личности- ученого, являющегося одновременно юристом, историком, философом, социологом и психологом, который со своей школой сформирует единую понятную , обоснованную теорию происхождения государства и права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Теории происхождения государства и права