Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:03, реферат
Существующие теории происхождения государства, его виды характеристики и сущность. Правовые теологические учения Аврелия Августина. Учение Фомы Аквинского на примере его работы «Сумма теологий».
Введение……………………………………………………………………3
1 Основные положения и развитие теологической
теории происхождения государства……………………………………...5
2 Правовые теологические учения Аврелия Августина………………...9
3 Учение Фомы Аквинского о государстве……………………………..13
Заключение……………………………………………..…………………18
Список использованной литературы…………………………………….20
Содержание
Введение……………………………………………
1 Основные положения и развитие теологической
теории
происхождения государства……………
2 Правовые теологические учения Аврелия Августина………………...9
3 Учение Фомы Аквинского о государстве……………………………..13
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….20
Введение
Вопрос
о происхождении или
Более сложный вопрос - возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. К таким теориям (концепций) относятся: теологическая (божественная), космическая, договорная, патриархальная, патримониальная, завоевание (насилия), социально-экономическая или классовая.
Одной из древнейших теорий является теологическая или теория божественного происхождения государства. Ее суть сводится к тому, что государство возникло по Божьей воле. Подтверждение этой теории мы можем найти в Библии (Старое Завещание), где говорится о возникновении государства в Древнем Израиле, когда Моисей выводил евреев из Египта. Эта теория имела успех в древнем мире: в странах Далекого Востока, в Египте, Вавилоне, Сирии и других.
Теологическая
теория стоит как бы несколько
в стороне от других теорий, она
в своей основе имеет не достоверные исторические
факты, научно обоснованные положения,
аргументы и доказательства, а только
лишь веру народа в утверждение о том,
что право и государство является божественным
даром. Эта теория является одной из древнейших
теорий возникновения и происхождения
государства.
1
Основные положения
и развитие теологической
теории происхождения
государства
На протяжении многих тысячелетий люди живут под воздействием правовых норм, которые регламентируют те или иные аспекты их жизни, являются поддаными или гражданами какого-либо государства. Они вынуждены осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы она не противоречила установленным в государстве требованиям и законам. Поэтому весьма логичен тот факт, что со времен глубокой древности люди задумываются о причинах и предпосылках происхождения государства и права. Для ответа на этот вопрос было сформулировано множество теорий, которые трактовали эту проблему по-своему. Большое количество этих теорий и концепций можно объяснить тем, что люди, составлявшие их, жили в различных социальных и исторических условиях, с различными идеологиями, вероисповеданием, философскими взглядами.
Теологическая (божественная) теория – одна из древнейших теорий о происхождении государства и права. Ее представители полагали, что государство начало свое существование благодаря высшей божественной воли, и будет существовать до того момента, пока Богу будет это угодно. Поэтому каждый человек должен смириться и подчиняться этой воли беспрекословно. Например, в своих законах царь Древнего Вавилона Хаммурапи провозглашал о том, что власть царя имеет божественное, «небесное» происхождение: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу». Императора в Древнем Китае называли «сыном неба». Если рассматривать не такие далекие времена, то эту идею о божественном происхождении государства поддерживали и развивали представители христианской религии. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
Представители теологической теории считали, что Бог является творцом и создателем всего, что окружает человека (в том числе и государства), самого человека. Поэтому невозможно смертному постичь тайну замысла Божьего и узнать сущность государства. При этом следует отметить, что теология не отрицала необходимости создания и организации земного государства и обеспечения правового регулирования в нем. При этом государственной власти и государству предавалось возвышенное и божественное значение, утверждалось взаимопонимание и порядок в обществе.
В
современности религия и
К представителям теологической теории относится большое количество религиозных и духовных деятелей средневековой Европы, Древнего Востока, идеологические последователи ислама, православной и католической церквей. Особо широко распространена была теологическая теория в средние века.
Если говорить о смысле теологической теории по отношению к возникновению государства, то он состоит в том, что государство является результатом «божественного промысла», «даром Господа»; государство вечно, так же как и его создатель. При этом правитель (царь, император) наделялся церковью, как представителем Бога на земле, исключительным и неотъемлемым правом повелевать народом. Он призван для того, чтобы воплотить на земле волю Бога, поэтому люди должны подчиняться и слушаться государя. Эта идея находит свое отражение во многочисленных религиозных учениях (мусульманских, православных, католических и т. д.).
Так, католический богослов Ф. Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.
В
работах православного
Оценивая
эту теорию надо отметить, что она
была обусловлена религиозным
Однако она ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже относится к вопросу мировоззрения.
Учения
о государстве и праве в эпоху
раннего средневековья являются тесно
связанными с христианской религией. В
то время только те ученые, которые в своих
трудах и речах разделяли и поддерживали
каноны христианской религии, могли беспрепятственно
вести свою деятельность, получить признание
в государстве. Именно этот аспект ограничения
научной мысли религиозными мерками отличает
политическую научную мысль в Средние
Века от мысли во времена античности и
научных учений эпохи Возрождения.
2
Правовые теологические
учения Аврелия Августина
Аврелий Августин является представителем сравнительно ранней научной мысли христианства - IV - X в. Его можно назвать одним из основополагателей церкви. Его наследие является частью трудов церкви.
Августин был высоко образованным человеком. Он изучал риторику в Риме, милане и Карфагене. Интерес философии у него вызвали труды Цицерона, у него появилось ярое желание отыскать истину мира. В поисках истины он обратился к манахийцам. В их учениях о дуализме в мире добра и зла, в которых весь мир считался порождением нечистых сил, Августин хотел отыскать ответ на свой вопрос.
В
итоге Августин нашел для себя
истину в христианской религии в
387 г. Когда ему было 33 года, Августин
принимает христианство и до конца
жизни разрабатывает и
В 395 году Августин становится епископом Гиппона. Им Августин является до конца жизни. В 430 г. Августин умер во время осады Гиппона вандалами. Поскольку он был приверженцем строгого следованию канонам церкви и придерживался весьма аскетического образа жизни, его прозвали блаженным.
Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: «Исповеди» («Confessions») в 30 книгах; «О троице «(«De trinitate» 400 - 410 гг.), где систематизированы теологические воззрения, и «О граде божьем» («De sivitate d ei» 412 - 426 гг.). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его взгляды как историко-философские, так и политико-правовые взгляды.
Диалектический подход, который был разработан античной философией, Августин Блаженный воспринимал как верный. На основе этого подхода богослов объяснил исторический процесс как «борьбу двух градов». В качестве «града земного» и «града божьего» подразумевались два вида общностей людей.
«Градом земным», в понимании Августина Блаженного, являлось светское государство. Он относит к «граду земному» как и старое римское государство, так и недавно появившиеся «варварские». На основании «града земного» проходит противоборство людей за получение различных материальных благ и выгод. При этом личные корыстные интересы человека или узкой группы людей стоят выше, чем общественные интересы. Граждане «града земного» имеют яркую отличительную черту – крайнее выражение любви к себе, которое проявляется в доведении ее «до презрения к богу».
По теории Августина Блаженного «градом божьим» является духовное объединение «избранников божьих», праведных людей, которые «раскиданы» по миру между грешными людьми. Те, кто входят в «град божий» с помощью религиозных объединений, церкви, общин соединены не только физической связью, но и моральной, духовной. Основой их жизни является «любовь к богу, доведенная до презрения к себе». Граждане «града божьего» полностью готовы стойко и непоколебимо переносить тяготы, бедствия, испытания и лишения, постоянно готовы к самопожертвованию. Они безраздельно готовы служить Богу, даже если это наносит ущерб им самим. Таким образом, «градом божьим» по теории Августина Блаженного является символическое обозначение общества праведных и безгрешных людей, которые живут согласно божественным законам и приказам. В эту общину может попасть любой человек, который любит бога сильнее чем себя и готов доказать бесконечность и твердость этой любви.