Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:03, реферат

Описание работы

Существующие теории происхождения государства, его виды характеристики и сущность. Правовые теологические учения Аврелия Августина. Учение Фомы Аквинского на примере его работы «Сумма теологий».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Основные положения и развитие теологической
теории происхождения государства……………………………………...5
2 Правовые теологические учения Аврелия Августина………………...9
3 Учение Фомы Аквинского о государстве……………………………..13
Заключение……………………………………………..…………………18
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

Теологическая_теория_происхождения_государства.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3

     1 Основные положения и развитие теологической

     теории  происхождения государства……………………………………...5

     2 Правовые теологические учения Аврелия Августина………………...9

     3 Учение Фомы Аквинского о государстве……………………………..13

     Заключение……………………………………………..…………………18

     Список  использованной литературы…………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Вопрос  о происхождении или возникновении  государства можно рассматривать  с двух позиций. Во-первых, каким  образом в условиях родового общества зародилось государство? Во-вторых, каким образом в последние столетия и в современный период возникают новые государства? Условия возникновения государства в последние столетия известные, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза, в том числе и возникновение России.

     Более сложный вопрос - возникновение государства  в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. К таким теориям (концепций) относятся: теологическая (божественная), космическая, договорная, патриархальная, патримониальная, завоевание (насилия), социально-экономическая или классовая.

     Одной из древнейших теорий является теологическая  или теория божественного происхождения государства. Ее суть сводится к тому, что государство возникло по Божьей воле. Подтверждение этой теории мы можем найти в Библии (Старое Завещание), где говорится о возникновении государства в Древнем Израиле, когда Моисей выводил евреев из Египта. Эта теория имела успех в древнем мире: в странах Далекого Востока, в Египте, Вавилоне, Сирии и других.

     Теологическая теория стоит как бы несколько  в стороне от других теорий, она  в своей основе имеет не достоверные исторические факты, научно обоснованные положения, аргументы и доказательства, а только лишь веру народа в утверждение о том, что право и государство является божественным даром. Эта теория является одной из древнейших теорий возникновения и происхождения государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Основные положения и развитие теологической теории происхождения государства 

     На  протяжении многих тысячелетий люди живут под воздействием правовых норм, которые регламентируют те или иные аспекты их жизни, являются поддаными или гражданами какого-либо государства. Они вынуждены осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы она не противоречила установленным в государстве требованиям и законам. Поэтому весьма логичен тот факт, что со времен глубокой древности люди задумываются о причинах и предпосылках происхождения государства и права. Для ответа на этот вопрос было сформулировано множество теорий, которые трактовали эту проблему по-своему. Большое количество этих теорий и концепций можно объяснить тем, что люди, составлявшие их, жили в различных социальных и исторических условиях, с различными идеологиями, вероисповеданием, философскими взглядами.

     Теологическая (божественная) теория – одна из древнейших теорий о происхождении государства и права. Ее представители полагали, что государство начало свое существование благодаря высшей божественной воли, и будет существовать до того момента, пока Богу будет это угодно. Поэтому каждый человек должен смириться и подчиняться этой воли беспрекословно. Например, в своих законах царь Древнего Вавилона Хаммурапи провозглашал о том, что власть царя имеет божественное, «небесное» происхождение: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу». Императора в Древнем Китае называли «сыном неба». Если рассматривать не такие далекие времена, то эту идею о божественном происхождении государства поддерживали и развивали представители христианской религии. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

     Представители теологической теории считали, что  Бог является творцом и создателем всего, что окружает человека (в том  числе и государства), самого человека. Поэтому невозможно смертному постичь тайну замысла Божьего и узнать сущность государства. При этом следует отметить, что теология не отрицала необходимости создания и организации земного государства и обеспечения правового регулирования в нем. При этом государственной власти и государству предавалось возвышенное и божественное значение, утверждалось взаимопонимание и порядок в обществе.

     В современности религия и богословие также имеет широкие возможности  для того, что влиять на духовную жизнь общества, укреплять российскую государственность.

     К представителям теологической теории относится большое количество религиозных и духовных деятелей средневековой Европы, Древнего Востока, идеологические последователи ислама, православной и католической церквей. Особо широко распространена была теологическая теория в средние века.

     Если  говорить о смысле теологической  теории по отношению  к возникновению  государства, то он состоит в том, что государство является результатом  «божественного промысла», «даром Господа»; государство вечно, так же как и его создатель. При этом правитель (царь, император) наделялся церковью, как представителем Бога на земле, исключительным и неотъемлемым правом повелевать народом. Он призван для того, чтобы воплотить на земле волю Бога, поэтому люди должны подчиняться и слушаться государя. Эта идея находит свое отражение во многочисленных религиозных учениях (мусульманских, православных, католических и т. д.).

     Так, католический богослов Ф. Аквинский  писал, что правитель в государстве  занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.

     В работах православного богослова  Иоанна Златоуста говорится о  том, что власть на земле в лице правителя – это результат Божьей воли, поэтому нужно «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». Богослов особенно акцентирует внимание на то, что людям необходимо повиноваться любым властям в силу того, что таким образом они исполнять свое обязательство перед Богом. Его не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, поскольку, он полагает, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по его мнению, также совершается «по благоволению Христа», желающего сделать непреходящим благочестивое царство. Коснулся он в своем учении и роли начальников, которые немало содействуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие споры, одним словом, они для того, чтобы мы не были «яко гады», а властитель - для того, чтобы мы не пожирали друг друга «яко рыбы». Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь «безумнее бессловесных зверей, - станем друг друга угрызать и снедать… Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет». Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то самая личность монарха как человека приобретает особое значение: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, властолюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам собой, то как он сможет управлять другими? Царь, который несет ответственность перед Богом за полученную власть, несет три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей.

     Оценивая  эту теорию надо отметить, что она  была обусловлена религиозным сознанием  людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития. Ею справедливо отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.

     Однако  она ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже относится к вопросу мировоззрения.

     Учения  о государстве и праве в эпоху раннего средневековья являются тесно связанными с христианской религией. В то время только те ученые, которые в своих трудах и речах разделяли и поддерживали каноны христианской религии, могли беспрепятственно вести свою деятельность, получить признание в государстве. Именно этот аспект ограничения научной мысли религиозными мерками отличает политическую научную мысль в Средние Века от мысли во времена античности и научных учений эпохи Возрождения.  
 
 
 
 
 

     2 Правовые теологические учения Аврелия Августина 

     Аврелий Августин является представителем сравнительно ранней научной мысли христианства - IV - X в. Его можно назвать одним из основополагателей церкви. Его наследие является частью трудов церкви.

     Августин  был высоко образованным человеком. Он изучал риторику в Риме, милане и  Карфагене. Интерес философии у него вызвали труды Цицерона, у него появилось ярое желание отыскать истину мира. В поисках истины он обратился к манахийцам. В их учениях о дуализме в мире добра и зла, в которых весь мир считался порождением нечистых сил,  Августин хотел отыскать ответ на свой вопрос.

     В итоге Августин нашел для себя истину в христианской религии в 387 г. Когда ему было 33 года, Августин принимает христианство и до конца  жизни разрабатывает и пропагандирует идеи католицизма, выступает как  непримиримый борец с еретическими течениями и мыслями.

     В 395 году Августин становится епископом Гиппона. Им Августин является до конца жизни. В 430 г. Августин умер во время осады Гиппона вандалами. Поскольку он был приверженцем строгого следованию канонам церкви и придерживался весьма аскетического образа жизни, его прозвали блаженным.

     Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: «Исповеди» («Confessions») в 30 книгах; «О троице «(«De trinitate» 400 - 410 гг.), где систематизированы теологические воззрения, и «О граде божьем» («De sivitate d ei» 412 - 426 гг.). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его взгляды как историко-философские, так и политико-правовые взгляды.

     Диалектический подход, который был разработан античной философией, Августин Блаженный воспринимал как верный. На основе этого подхода богослов объяснил исторический процесс как «борьбу двух градов». В качестве «града земного» и «града божьего» подразумевались два вида общностей людей.

     «Градом земным», в понимании Августина Блаженного, являлось светское государство. Он относит к «граду земному» как и старое римское государство, так и недавно появившиеся «варварские». На основании «града земного» проходит противоборство людей за получение различных материальных благ и выгод. При этом личные корыстные интересы человека или узкой группы людей стоят выше, чем общественные интересы. Граждане «града земного» имеют яркую отличительную черту – крайнее выражение любви к себе, которое проявляется в доведении ее «до презрения к богу».

     По  теории Августина Блаженного «градом божьим» является духовное объединение «избранников божьих», праведных людей, которые «раскиданы» по миру между грешными людьми. Те, кто входят в «град божий» с помощью религиозных объединений, церкви, общин соединены не только физической связью, но и моральной, духовной. Основой их жизни является «любовь к богу, доведенная до презрения к себе». Граждане «града божьего» полностью готовы стойко и непоколебимо переносить тяготы, бедствия, испытания и лишения, постоянно готовы к самопожертвованию. Они безраздельно готовы служить Богу, даже если это наносит ущерб им самим. Таким образом, «градом божьим» по теории Августина Блаженного является   символическое обозначение общества праведных и безгрешных людей, которые живут согласно божественным законам и приказам. В эту общину может попасть любой человек, который любит бога сильнее чем себя и готов доказать бесконечность и твердость этой любви.

Информация о работе Теории происхождения государства