Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:03, реферат
Существующие теории происхождения государства, его виды характеристики и сущность. Правовые теологические учения Аврелия Августина. Учение Фомы Аквинского на примере его работы «Сумма теологий».
Введение……………………………………………………………………3
1 Основные положения и развитие теологической
теории происхождения государства……………………………………...5
2 Правовые теологические учения Аврелия Августина………………...9
3 Учение Фомы Аквинского о государстве……………………………..13
Заключение……………………………………………..…………………18
Список использованной литературы…………………………………….20
На протяжение всей жизни для человека эти два града не отличаются друг от друга, их возможно будет только отличить по второму пришествии бога.
Августин Блаженный под причиной происхождения государства понимал особую первопричину в природе человека. В его учениях сказано, что каждый человек является греховным существом и «град земной», то есть реальное земное государство существует для того, чтобы наказывать людей за первородный грех, подвести людей к дереву знаний и праведной жизни. Исходя из этой трактовки, Аврелий определяет два вида государств:
- первые государства существует как организации насилия по отношению к людям. Истоки такого государства идут от братоубийцы Каина, который убил Авеля.
- вторые государства исходят от Авеля, они являются христианскими государствами, власть в таких государствах основывается на на заботе о своих подданных.
Главные цели государства заключаются в:
- полном служении церкви, в осуществлении помощи небесному граду наставлять людей на истинный путь и направлять земной мир к небесному миру;
- принудительном приобщении народа к христианской религии, самыми кардинальными методами (насилием и уничтожением) искоренять ересь и инакомыслие. При этом основной источник злых помыслов и ереси является свободная воля народа и отдельно взятого человека, которая влечет их от благих помыслов и любви к Богу к себялюбию и греху. «Еретики хуже отравителей, они враги единства». «Прежде чем понимать, мы должны верить»). Августин Блаженный является одним из теоретиков и идеологов инквизиции, казней и уничтожения тех, которые выступали против религии;
- в поддержании порядка в обществе. При этом Августин оправдывал социальное неравенство в обществе, но не был сторонником бедности определенных сословий людей или рабовладельческого строя. По его мнению, в обществе происходят явления, которые имеют в своей причине не волю Бога, греховную сущность человека. Истоки рабства не в божьем желании, а всего лишь в человеческой греховности. Его, равно как и бедность, нужно смиренно терпеть в качестве наказание за неправедность и отступление от пути Бога.
В процессе своих рассуждений Августин Блаженный хотел найти тот критерий, который бы разделял государство и банду разбойников. Он нашел его в том, что то государство, которое не поддерживает и не следует принципам справедливости, можно сравнить с большой бандой разбойников. При этом в своих рассуждениях богослов практически не уделяет внимание форме государства. Августин соглашается с традиционным разделением формы государства на правильные и неправильные. Несправедливый народ, так же как и несправедливый царь является тираном, а несправедливые представители аристократических кругов – власть эгоистичной себялюбивой общности. Если говорить о тех формах государства, при которых соблюдается принцип справедливости, то любая форма, при которой наблюдается глубокое уважение к Богу и человеку, является приемлемой и терпимой.
В своих обращениях к народу по поводу того, зачем нужно терпеть, Августин утверждал: «Для христианина земная жизнь с ее социальной несправедливостью не должна иметь абсолютной ценности. Временные страдания служат упражнением в терпимости и оправданы жизнью человеческой души в вечности».
Одной из главных проблем, которая волновала Августина Блаженного, являлась отношение государства и церкви, светской власти и духовной, их взаимодействие, отличие и сходство мотивов. При этом, несмотря на то, что Августин высоко оценивал роль и позицию церкви и религии в обществе, он не считал, что вся власть должна быть передана католической церкви.
Его
убеждение было в том, что церковь
и светская власть не являются тождественными
и неотделимыми. Они различны и
обладают суверенитетом по отношению
друг к другу. Высшей властью при этом
является духовная, то есть церковная,
которая имеет своей целью облагородить
и призвать к истинному пути светскую
власть. Все усилия светской власти должны
быть направлены на богоугодные дела.
В учениях Августина Блаженного нет радикальных
выводов и утверждений о том, что государство
должно полностью подчиняться церкви
и наделять государственной властью представителей
духовенства. Основная мысль его учения
– разделение светской и духовной власти.
3 Учение Фомы Аквинского о государстве
Фома Аквинский (1225 -1274 гг.) жил в то время, когда Западная Европа была разделена на большое количество феодальных княжеств. При этом католическая церковь являлась единственной силой, которая объединяла эти княжества. В эту эпоху происходит возникновение первых университетов, что способствует развитию философии. В 1158 году в Болонье открывается первый университет. В таких университетах происходит возрождение учений Аристотеля. Фома Аквинский был одним из первых мыслителей, который хотел на основании идей античного ученого систематизировать и привести к единому знаменателю христианские идею и теории.
Фома Аквинский родился в 1225 г., он был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского, феодала, рыцаря короля Фридриха II. Воспитывался у бенедиктинцев в Монте -Карло. Изучал в Неапольском университете свободные искусства (философию и диалектику). В 17 лет вступил в домиканский орден против воли семьи. Был послан учиться в Париж, где учился в течении трех лет (1245 -1248 гг.). В 1249 - 1251 гг. Фома в Кельне преподавал теологию. В 1254 г. в Париже он начал свою академическая деятельность. Фома был прозван «Ангельским доктором» за то, что имел легкий и мягкий характер. В 1259 г папа Урбан IV отзывает его в Рим, где Аквинский преподает теологию, изучает теории и труды Аристотеля. Фома принимает участие в переработке идей античного ученого в тот вид, который бы отвечал духу христианской религии. Словарь научных трудов Фомы Аквинского насчитывает 13.000.000 терминов. Умер в 1274 году, а в 1323 г был причислен к лику святых.
Его главное произведений «Сумма теологий», одна из ее частей специально посвящена законам (1266 - 1273 гг.). Политические взгляды Фомы изложены в работе «О правлении государей» (1265 - 1266 гг.) и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Фома Аквинский является крупным идеологом схоластики. Он хотел с помощью использования трудов Аристотеля хотел усилить позицию церкви и религии. По его мнению, философия должна была служить вере для тех людей, которые понимают и соглашаются с истинами и канонами религии, при этом объясняя их с позиции разума и отвергая все аргументы, направленные против религии и веры в Бога, как ложные.
Он считал, что предмет, который изучает и познает Бога, мир, человека, один. Но при этом теология является источником истинного знания, а философия - ложного. В его учениях философия не была независимой наукой, она полностью находилась в зависимости от церкви и религии, стала «служанкой теологии».
Фома Аквинский полагал, что мир основывается на иерархии форм (от Бога - чистого разума - к духовному миру, и наконец, к материальному). Эту идею он позаимствовал в учениях Аристотеля. При этом высшие формы служат источником жизни для низших.
Самым высшим звеном данной иерархии является Бог, который устанавливает принцип того, что низшие формы подчиняются высшим. На земле во главе духовного мира стоит Папа, который является наместником Бога. Согласно такому же принципу иерархии организуется и общество: цари имеют своих подданых, которые им подчиняются; рабы – своих господ, на которых служат.
Достаточно значительную роль в политико-правовом учении Фомы играет теория о законах, и их соподчиненности. Фома определяет закно как общепринятое правило достижения поставленной цели, правило, с помощью которого происходит побуждение кого-либо к действию или запрет на это действие.
Высшую позицию занимает вечный закон, который выражает волю Бога. Бог сотворил мир и все, что в нем находится, с определенной целью. Сознание мира еще не завершено, план дальнейшего сотворения находится в голове творца, но этот план находит свое проявление по мере развития мира и общества согласно тому, какова божья воля. Человеческое сознание ограничено и познать этот вечный закон ему не дано. Но для того, чтобы человек мог следовать намеченному Богом пути, у человека есть возможность постигать и понимать отдельные составляющие вечного закона и определять, какие истины идут вразрез с ним, а какие – соответствуют ему. Человеческому существу свойственно то, что он осознает, что является добром, а что – злом, какое поведение соответствует божьей воли, а какое – нет.
Руководствуясь этим, человек действует согласно определенным принципам, которые являются составляющими естественного закона. Этот закон является порождением разумом людей по аналогии с тем, как вечный закон рожден божественным разумом. Под естественным законом можно понимать общие принципы и идеи, которые лежат в основе общепринятых традиций (Не делай то, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Необходимо воспитывать детей и заключать брак.)
Человеческий закон имеет позитивный характер, он признается и принимается обществом согласно его собственной воле. Он служит для того, чтобы с помощью страха принуждать человека вести благодетельный образ жизни и не совершать дурных поступков. Существует еще и божественный закон, который является частью вечного закона. Он отражается в Библии и Святых писаниях.
Три вида существующих законов - божественный, естественный, человеческий - должны помочь человеку на пути к познанию вечного закона.
Фома Аквинский считал, что человек является «животным общественным и политическим». В людях с самого начала заложено желание и стремление к объединению и организации государства, поскольку человек самостоятельно не имеет возможности удовлетворять свои материальные и духовные потребности. В силу этих причин и происходит возникновение и развитие государств как политических общностей людей. Таким образом, в отличии от Августина Блаженного, Фома Аквинский считает, что государство – это проявление естественной потребности человека жить в объединении себе подобных.
Главные и основополагающие цели государства – обеспечение всеобщего блага и законности.
Фома Аквинский утверждает, что государственная власть состоит из трех элементов:
1. сущность;
2. происхождение;
3. использование.
Сущностью власти является порядок отношений господства и подчинения, когда низшие слои общества, которые находятся в подчинении вышестоящих членов правления, в своих поступках и деятельности руководствуются их волей. Такой порядок является богоугодным. Но из этого нельзя утверждать то, что всякий государь поставлен на свое место и наделен властью непосредственно богом и каждое действие властителя является проявлением божьей воли. Поэтому зачастую проявления и формы власти могут иметь несправедливый характер и нести зло. Аквинский не исключает и того, что по мере пользования своими полномочиями, правитель может злоупотреблять своей властью.
Таким образом, два остальных элемента власти в государстве иногда могут не являться проявлениями воли Бога. Такое происходит, когда правитель либо получает власть в следствие приходит применения нечестных средств, либо проявляет свою власть несправедливо.
В вопросе о формах государства Аквинский практически полностью соглашается с Аристотелем. В его учениях сказано о трех чистых, правильных формах (монархия, аристократия, полития) и трех неправильных формах (тирания, олигархия, демократия).
Правильные государственные формы являются олицетворением политической власти, а неправильные - деспотической. Основой для первой является обычай и право, а второй - произвол.
В
отношении вопроса о
Церковь считала, что весь христианский мир является единым государством, которое находится под властью наместника Бога на земле – Папой. Фому Аквинский относительно этого вопроса старался обосновать духовный характер вмешательства папства в дела правителей. Он проводит аналогию по поводу соотношения духовной и светской власти, как соотношение между душой и телом.
Учение
Фомы Аквинского, стало одним из самых
последовательных и логичных обоснований
теологической теории государства.
Заключение
Можно сделать вывод, что проблема возникновения государства и права в науке имеет дискуссионный характер. Существует большое количество теорий происхождения государства.
Изучение вопроса возникновения государства имеет не только лишь познавательный, но и практический характер. Изучение этой проблемы дает возможность исследовать и познать социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все функции, которые свойственны государству.
Теории относительно происхождения государства весьма разнообразны. К числу последних относятся: теологическая (божественная) , патриархальная, договорная, насилия, психологическая, расовая, - органическая, материалистическая (классовая) теории.
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.