Теория государства и права, ее предмет и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Файлы: 1 файл

контрольная ТГП.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Родоначальником доктрины правового  государства признается И. Кант, однако, ее отдельные положения разрабатывались  еще античными мыслителями (Аристотелем, Цицероном), а также другими известными философами (Спинозой, Монтескье, Руссо, Гегелем). В доктрине воплощался идеал  политико-правового устройства общества, способного воплотить подлинное  народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство противопоставлялось  полицейскому государству, в котором  процветали бюрократизм, пренебрежение  правами и свободами человека, полицейская слежка и произвол.

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в  котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также  признаются и гарантируются права  и свободы каждого человека.

Верховенство закона как  необходимый принцип правового  государства означает не только признание  за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования  в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства  в целом действующему закону. В  своей многогранной деятельности государство  действует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно-правовыми  актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и  любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным  законом. Его соблюдение является необходимым  условием признания каждого вновь  принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком  правового государства является последовательное разделение властей  на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица (см. комментарий к ст.10).

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы  человека, закрепленные общепризнанными  нормами международного права, а  также законами и иными нормативно-правовыми  актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др. (см. комментарий к гл.2). В конечном счете, каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.

Названные принципы последовательно  закреплены в Конституции.

 

2. Юридическая ответственность  и государственное принуждение

 

Юридическая ответственность  — это прежде всего принуждение. Известно, что принудительное воздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическая ответственность не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения — его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

Нередко государственное  принуждение сводится исключительно  к юридической ответственности  и всякое принудительное воздействие  со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Юридическая ответственность  не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная  принудительность есть объективное  свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для  предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания  виновного. К мерам пресечения относятся  задержание, обыск, досмотр багажа и  т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и  на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок  административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает  и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного  воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие  в экстренных случаях имущества  у собственников в государственных  или общественных интересах с  выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят  государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

 

3. Методы, способы  и типы правового регулирования

 

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового  регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового  регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного  регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей  и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные  интересы (в сфере отраслей частноправового  характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования –  базируется на отношениях субординации между участниками общественного  отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в  публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования  является одним из важных критериев  разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования  определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение  людей. В теории права принято  выделять три основных способа правового  регулирования.

1. Дозволение – состоит  в предоставлении субъектам прав  на совершение определенных положительных  действий (предоставление субъективных  прав).

Дозволение связано с  предоставлением субъектам возможности  совершать определенные действия в  собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное  вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную  природу и обладает соответствующей  степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится  к возложению обязанности воздерживаться  от определенных действий.

Запрещение связано с  необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять  недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы  имеют определенное сходство. Оба  предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности  носят позитивный характер, то в  другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы  правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят  в предложении избрать наиболее  целесообразный (оптимальный вариант  поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические  формулы (принципа), на основе которых  выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено  все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать  различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля продажа наркотиков).

Данный тип правового  регулирования способствует (или  хотя бы препятствует) проявлениям  инициативности, активности, самостоятельности  в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования  не применим к деятельности государственных  органов, ибо это создало бы возможности  для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный  тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено  законом. Участники правовых отношений  подобного типа может совершить  только действия, которые прямо разрешены  законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный  тип правового регулирования  основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение  запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается  точный, строго ограниченный объем  правомочий: все, что выходит за пределы  компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 

а) Коллизионная норма - это  норма, определяющая какое право  должно применяться к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование  таких отношений может претендовать правопорядок нескольких стран и  необходимо разрешить возникающую коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определённой страны. Отсюда и название коллизионных норм, которые в юридической литературе определяются также как конфликтные, отсылочные.

Коллизионная норма как правило отправляет правоприменителя к материальным нормам соответствующей правовой системы, сама при этом не решая по существу регулируемое правоотношение. В связи с этим становится ясно, что поскольку коллизионная норма является нормой отсылочного характера, то ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающими данный вопрос. Но несмотря на то, что эта норма лишь указывает законы какой страны подлежат применению её роль не стоит недооценивать, ведь вместе с материально-правовой нормой, к которой она отсылает, коллизионная норма выражает определённое правило поведения для участников гражданского оборота.

Информация о работе Теория государства и права, ее предмет и функции